Урок по изобразительному искусству и художественному труду в 1-м классе. Тема: "Танец бабочек-красавиц"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Познакомить с законом симметрии, расширить знания о бабочках, научить видеть красоту в природе.
  2. Совершенствовать умение изображать способом штриховки.
  3. Развивать творческое воображение.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации и фотографии с изображением бабочек;
  • фильм учебный «На лугу», «Разнообразие бабочек»;
  • гуашь, кисти, альбом.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

Беседа по теме урока.

Отгадайте загадку и вы узнаете куда мы отправимся на уроке.

Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал!

Сегодня на уроке мы побываем на лугу. Увидим и познакомимся с некоторыми жителями луга. (Просмотр видеозаписи «На лугу».)(Приложение 1)

1. Прыгает пружинка-
Зеленая спинка-
С травы на былинку,
С ветки на травинку. (Кузнечик.)

2. Теремок ползет.
На себе его везет
Хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка.)

3. Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (Гусеница.)

4. Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки. (Божья коровка.)

5. На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза.)

6. Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка.)

Сегодня на уроке мы будем рисовать бабочек. В конце урока у нас получатся красивые бабочки, которые полетят на наш луг. Вы, конечно, не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. В одной из легенд говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена.

- Каких бабочек вы знаете? (Лимонница, капустница, крапивница и др.)

Раньше всех вылетает яркая желтая бабочка-лимонница.

(Учитель показывает изображение бабочки.)

Рисунок 1

- Как называется бабочка, которая в середине лета порхает над капустными грядками? (Капустница.)

Рисунок 2

- Какого цвета эта бабочка? (Белая.)

Белыми крыльями
Машет капустница.
Только поднимется –
Тут же опустится.
Носиком водит
По краю ромашки:
Мед или чай
В этой беленькой чашке?

Г. Глушнев.

- Кто знает эту бабочку? (Крапивница.)

Рисунок 3

- Чем она отличается от лимонницы и капустницы? (У нее есть узоры на крылышках.)

Да, у бабочки крапивницы красные крылышки с черными и желтыми пятнышками по краям.

(Далее ученики смотрят изображения бабочек с узорами.) (Просмотр фильма «Разнообразие бабочек».) (Приложение 2)

Какие нарядные платья у бабочек – узоры разноцветных пятнышек, волнистые каемки, веселые брызги прожилок. Бабочки всегда красивы, как будто собрались на бал.

- А кто же рисует эти узоры? (Природа.)

Природа нам дарит много красивых вещей. Нам нужно уметь видеть и беречь эту красоту!

- Сколько крыльев у каждой бабочки? (Четыре.)

Обратите внимание: два одинаковых больших крылышка впереди и два одинаковых поменьше сзади. Если провести вдоль туловища бабочки границу, то бабочка будет разделена на две одинаковые части.

Рисунок 4

Теперь, если наложить одну половину на другую, крылья одной в точности совпадут с крыльями другой половины. Так действует закон симметрии. Линия, которая делит предмет пополам, называется осью симметрии. Сам предмет будет называться симметричным.

Как можно использовать данный закон симметрии для изображения бабочек? (Обе половинки бабочки должны быть одинаковыми.)

3. Физкультурная минутка.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети на лугу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели-
Сразу всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

4. Творческая практическая деятельность.

А сейчас пофантазируйте и нарисуйте бабочку в красивом, ярком, нарядном, узорчатом платье.

5. Итог урока.

(Выставка и анализ работ.)

К нашим полученным работам хорошо подходят стихи.

Не хочу.

Нет, не хочу за бабочкой гоняться!
За ней и ты с сачком не мчись, постой!
Пусть крылышки цветные не боятся
Порхать в лугах на радость нам с тобой.
Нет, не хочу цветку лесному зла я!
Я не сорву его, не унесу!
Ему ведь в доме, стол наш украшая,
Уж не качать шмеля, не пить росу...
Ни муравья, ни ветку, ни травинку
Обидеть не хочу: ведь это грех!
Стараюсь разглядеть в них ту живинку,
Что доверяет всем и любит всех.

- Какая бабочка получилась самой нарядной, интересной, необычной, аккуратной? Почему?

6. Обобщение темы урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке? (Познакомились с симметрией.)

- Какие предметы считаются симметричными?

- Что такое ось симметрии?

- Что нового узнали о бабочках?

- Почему бабочку нельзя брать в руки? (Она может погибнуть.)

- Кто рисует узоры бабочкам? (Природа.)

Природа нам дарит много красивых вещей. Нам нужно уметь видеть и беречь эту красоту!

(Уборка рабочего места.)