Пояснительная записка.
Анализ современного состояния детства в российском обществе показывает, что существует комплекс проблем: скрытый отсев из школ учащихся и превращение их в бродяг, рост хулиганских поступков среди несовершеннолетних подростков, распространение токсикомании и наркомании среди учащейся молодёжи и, как следствие, снижение у них познавательных функций, низкий уровень вербального интеллекта и другие проблемы, которые способствуют стойкому проявлению у подростков социальной неустойчивости и тревожности. Особенно это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В такой ситуации одним из важнейших средств защиты личности является формирование профессионального самоопределения.
Необходимость ранней профессиональной подготовки воспитанников детского дома обусловлено тем, что, во-первых, она является одной из эффективных форм подготовки к самостоятельной жизни вне детского дома, во-вторых, она выступает как средство коррекции и реабилитации детей трудом, что очень важно для их личностного и профессионального становления в обществе.
Цель программы: формирование у подростков устойчивой ориентации на трудовой образ жизни.
Реализация основной цели осуществляется через решение следующих задач:
- Знакомить воспитанников с миром профессий;
- Оказывать подросткам помощь в соотнесении их интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности;
- Воспитывать у детей чувство ответственности за своё будущее.
Ведущие принципы реализации программы:
- Принцип гуманистической направленности (предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития).
- Принцип природосообразности (предполагает построение воспитательного процесса в соответствии с природными способностями и возможностями личности воспитанника).
- Принцип максимально активной позиции (предполагает высказывание воспитанниками своих вариантов решений предполагаемых заданий и вопросов; упражнения и занятия носят активизирующий, творческий характер).
- Принцип открытой обратной связи (предполагает получение воспитанником информации о том, как окружающие воспринимают его высказывания и действия и как они прогнозируют их последствия).
Формы и методы работы.
Для реализации поставленных цели и задач в программе используются следующие формы и методы: анкетирование, опросник, рассказ, беседа, беседа-практикум, самонаблюдение, работа с профессоведческой научно-популярной литературой, упражнения, дискуссия, игра, круглый стол, занятие - презентация, экскурсия, вечер встреч.
Формы и методы работы подобраны в соответствии с задачами каждого занятия.
Данная программа рассчитана на воспитанников в возрасте 14-16 лет. Срок реализации программы 2 года. Объём программы составляет 36 часов в год (3 часа в месяц).
В программе предложена тематика групповых занятий, а индивидуальная работа и работа по звеньям, проводимая во время воспитательных часов, является подготовительным этапом к групповым занятиям.
Ожидаемые результаты реализации программы.
В процессе реализации программы предполагается достижение следующих результатов по годам обучения:
воспитанники I года обучения должны знать о важности профессионального самоопределения, о мире профессий и типах профессиональной деятельности; свои интересы и личностные предпочтения в выборе профессии , о состоянии рынка профессий нашего региона;
воспитанники II года обучения должны уметь анализировать информацию по общим признакам профессиональной деятельности;
воспитанники I года обучения должны знать о необходимости профессионального самоопределения, о классификации профессий, о правилах и ошибках выбора профессии, о мотивах и ценностях выбора профессионального труда, о профессиональной пригодности, о требованиях профессии к человеку;
воспитанники II года обучения должны уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования, составлять личный профессиональный план.
После каждого полугодия в рамках учебных часов планируется проведение итоговых турниров, игр, викторин. Данные мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения воспитанниками программы.
Профориентационная программа “Твоя жизнь. Твой выбор”, кроме пояснительной записки, содержит тематический план, список литературы.
Тематическое планирование.
I год обучения (36 часов).
I. Профориентационные беседы (в течение года, 6 часов).
Цель: повышение уровня информированности воспитанников по проблеме профессионального самоопределения.
Темы бесед:
- “В лабиринте профессий”.
- “Карта мира профессий. Типы профессий”.
- “Основные признаки профессии” ( предмет труда, цель, условия труда).
- “Я в мире профессий”.
- “Литература как один из источников ознакомления с миром профессий”.
- “Состояние современного рынка труда нашего региона”.
II. Профориентационные методики (сентябрь – ноябрь, 4 часа).
Цель: оказание профконсультационной помощи воспитанникам.
Задача: изучить потребностно-мотивационную сферу воспитанников.
Методики:
- “Карта интересов” (А.В.Голомшток).
- Дифференциально-диагностический опросник (Е.А.Климов).
- “Ценностные ориентации” (М.Рокич).
III. Профориентационные упражнения (в течение года, 8 часов).
Цель: активизизация процесса профессионального самоопределения воспитанников.
Задачи:
- расширять имеющиеся знания воспитанников о мире профессионального труда;
- учить воспитанников соотносить человека (в том числе самого себя) с профессиями;
- повышать готовность воспитанников различать профессиональные стереотипы.
Игровые упражнения:
- “Аукцион”;
- “Пришельцы”;
- “Самая-самая”, “Профессия на букву”, “Цепочка профессий”;
- “Человек – профессия”;
- “Поступь профессионала”.
IV. Анкетирование (сентябрь; май).
Цель: анализ эффективности проведённой комплексной профориентационной работы.
Методика: “Анкета жизненного и профессионального самоопределения” (Л.С.Лернер, Н.Ф.Родичев).
V. Профориентационный кружок “Твоя жизнь. Твой выбор” (условия проведения: состав-10-12 человек, в течение года,18 часов).
Цель: актуализирование процесса профессионального самоопределения посредством разнообразных форм занятий, включающих получение знаний о себе, о мире профессий, о рынке труда.
Тематика занятий кружка:
1. Экскурсии на предприятия (6 часов).
Цель: расширение знаний воспитанников о мире профессионального труда.
Задачи:
- знакомить детей с конкретными условиями производства, сферами услуг;
- активизировать познавательный интерес к разным сферам деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к профессиональному труду.
2. Вечера встреч с людьми профессий (4 часа).
Цель: расширение представления воспитанников о мире профессий.
Задачи:
- знакомить воспитанников с представителями данных профессий, с их сферой деятельности;
- активизировать познавательный интерес к разным сферам деятельности;
- воспитывать чувство уважения к деятельности людей различных профессий.
3. Информационные часы “Профессии вокруг нас” (работа с профессоведческой научно-популярной литературой . )(4 часа).
Цель: расширение представления воспитанников о мире профессий.
Задачи:
- информировать детей о содержании труда по данной профессии;
- знакомить с профессионально важными качествами;
- охарактеризовать востребованность данной профессии на рынке труда;
- информировать об учебных заведениях, обучающих по данной профессии.
4. Профориентационные мероприятия (4 часа).
Цель: активизация процесса профессионального самоопределения воспитанников.
Мероприятия:
- Викторина “Любимые книги читая, профессию выбираем”.
- Турнир эрудитов “Выбирай на свой вкус”.
- Круглый стол “Престижная профессия”.
- КВН “Путешествие по морю профессий”.
II год обучения (36 часов).
I. Профориентационные беседы (в течение года, 8 часов).
Цель: информационное обеспечение процесса самоопределения воспитанников и оказание содействия подросткам в выборе профессии на основе расширения представлений о самом себе.
Темы бесед:
- “Выбор профессии – твой выбор!”.
- “Восемь углов выбора профессии”.
-“Требования профессии к человеку”.
- “Склонности и интересы и их роль в выборе профессии”.
- “Где проживает профессиональная пригодность?”.
- “Пути продолжения образования после 9 класса” (памятка воспитанникам детского дома).
II. Профориентационные методики (сентябрь-ноябрь, 4 часа).
Цель: оказание профконсультационной помощи воспитанникам в самопознании и планировании своего профессионального будущего.
Задача: изучить личностные особенности воспитанников, мотивы и ценности выбора профессии.
Методики:
1.Опросник Г. Айзенка;
2.“Мотивы выбора профессии” (С.С. Гришпун).
3.Опросник “Автономность-зависимость”.
III. Профориентационные упражнения (в течение года, 6 часов).
Цель: активизирование процесса профессионального самоопределения воспитанников.
Задачи:
- учить воспитанников осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы;
- формировать у воспитанников готовность соотносить свои возможности с различными профессиональными целями.
Упражнения:
- “Три судьбы”.
- “Эпитафия”.
- “Ловушки - капканчики”.
- “Страшный суд”.
IV. Анкетирование (сентябрь, май).
Цель: анализ эффективности проведенной комплексной профориентационной работы.
Методика: “Анкета жизненного и профессионального самоопределения” (Л.С.Лернер, Н.Ф.Родичев).
V. Профориентационный кружок “Твоя жизнь. Твой выбор” (условия проведения: состав – 10-12 человек, в течение года, 18 часов).
Цель: актуализирование процесса профессионального самоопределения, посредством разнообразных форм занятий, включающих знаний о себе, о мире профессий, о рынке труда.
Тематика занятий кружка “Твоя жизнь. Твой выбор”.
1. Экскурсии на предприятия (6 часов).
Цель: расширение знаний воспитанников о мире профессионального труда.
Задачи:
- знакомить детей с конкретными условиями производства, сферой услуг;
- активизировать познавательный интерес к разным сферам профессиональной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к профессиональному труду.
2. Вечера встреч с людьми разных профессий (4 часа).
Цель: расширение представлений воспитанников о мире профессий.
Задачи:
- знакомить воспитанников с профессиональной деятельностью представителей различных профессий;
- активизировать познавательный интерес к разным сферам трудовой деятельности;
- воспитывать чувство уважения к деятельности людей различных профессий.
3. Профориентационный практикум (в течение года, 4 часа).
Цель: оказание помощи воспитанникам в планировании своего профессионального будущего.
Задачи:
- информировать воспитанников об основных факторах выбора профессии и учить принимать их во внимание при выборе профессионального образования;
- учить строить личный профессиональный план;
- способствовать формированию личностных позиций при выборе профессии;
Практикум:
- “Да – Нет”.
- “Хочу, могу, надо” ( схема выбора профессии).
- Составление личного профессионального плана.
4. Профориентационные мероприятия (в течение года, 4 часа).
Цель: активизирование процесса профессионального самоопределения воспитанников.
Мероприятия:
- Игра “Лабиринт профессий”.
- Конкурс кроссвордов “Такие разные профессии”.
- Викторина “Когда мы станем взрослыми”.
- Круглый стол “Моя жизнь. Мой выбор”.