Цель: закрепление знаний о растительном и животном мире нашего края;
Задачи:
- Развивать познавательный интерес;
- Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Оборудование: иллюстрации растений, грибов, животных. Отпечатки следов животных. Бумага для рисования, краски, фломастеры.
Ход мероприятия
- Ребята сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на поезде "Экология". Мы уже много узнали о природе родного края и наша задача вспомнить все, что мы знаем.
Итак, наше путешествие начинается.
- Первая наша остановка "Вопросы обо всем"
Назовите наиболее крупные реки в Кузбассе. (Томь, Чулым, Кия, Яя, Иня, Уса, Кондома, Мрассу).
Какие парнокопытные животные водятся в тайге нашей области? (лось, марал, кабарга, косуля, олень сибирский).
Что такое экология? (это наука, которая изучает окружающую среду и живые организмы, живущие в ней).
Может ли что-нибудь угрожать живым организмам? (это люди, которые вырубают леса, уничтожают животных; это взрывы, это выбросы вредных веществ от котельных, заводов, фабрик; это кислотные дожди, содержащие вредные вещества). Все эти факторы приводят к гибели деревьев, повреждаются здания, исчезают моря, исчезают отдельные виды животных и растений, ухудшается здоровье людей, изменяется климат. Все это называется экологической катастрофой. Надо беречь природу и заботиться о ней.
Кто знает, что такое "Красная книга"? (книга в которую внесены исчезающие виды животных и растений, которые нуждаются в специальной защите)
- Следующая остановка "Красная книга"
-Назовите охраняемые Красной книгой виды растений (показ иллюстраций)
(горицвет весенний, венерин башмачок, кандык сибирский, брунера сибирская, лилия кудрявая, касатик сибирский, марьин корень, золотой корень, ревень, чилим)
Назовите животных и птиц, охраняемых Красной книгой (показ иллюстраций)
(черный аист, сокол, кречет, орел могильник, беркут, северный олень, выдра, кабарга, филин, орлан - белохвост).
- Отправляемся дальше.
- Следующая остановка "Чей след"
Задание: узнать по рисункам следы животных.
- Молодцы, вы так много знаете. И наш поезд отправляется на следующую станцию.
Станция "Царство грибов"
- Назовите съедобные грибы (по мере называния показываются картинки с изображением грибов)
(Подберезовик, подосиновик, опята, сыроежки, лисички, маслята, грузди, сморчки, дождевик, строчок)
- Следующая станция "Лесная аптека"
- Назовите лекарственные растения (показ иллюстраций)
(береза, калина, зверобой, тысячелистник, мать-и-мачеха, череда, ромашка, малина, смородина, черника).
- Отправляемся дальше.
Станция "Первоцветы"
- Назовите первоцветы Кемеровской области (показ иллюстраций)
(примула, кандык, ветреница, мать-и-мачеха, медуница, рябчик русский).
- Отправляемся в путь и следующая остановка
Станция "Угадай-ка"
Определить по подсказкам названия животных, птиц, деревьев.
"Животные"
а) относится к насекомоядным;
б) с рождения и до смерти живет под землей, роет подземные лабиринты до четырех километров;
в) мех короткий, глазки с маковое зернышко, а у некоторых вовсе нет глаз;
г) питается дождевыми червями, личинками майского жука, полевыми мышами (Крот).
а) самая крупная кошка около 30 кг, длина 1 метр;
б) в нашей области зверь редок - около 400 особей;
в) ведет бродячий образ жизни
г) нападает из засады, усевшись на ветке дерева, охотится в основном утром и вечером (Рысь)
"Птицы"
а) очень крупная, с большими ушами, вес до 3 кг, размах крыльев до 2 метров;
б) лапы оперены до когтей, сидит прямо, чаще на деревьях, чем на земле;
в) полет медленный и волнистый, бесшумный, обычно низко над землей, питается разными животными;
г) находится под охраной, как редкая птица (Филин)
а) встречается три вида: черный, серый, красавка;
б) гнездится на земле, нередко на болотной трясине;
в) летают клином, ноги и шея вытянуты в одну линию;
г) танцуют и курлыкают, всеядны, питаются ягодами, травой, жуками, лягушками (Аист)
"Деревья"
а) дерево первой величины, живет до 400-500 лет;
б) почти всю жизнь, начиная с 30-50 лет плодоносит, семена очень вкусны, полезны и питательны;
в) хвоинки собраны в пучки;
г) живица этого дерева исцеляет не только поврежденные деревья, но и тяжелые раны у людей и животных (Кедр)
а) это дерево красивое, медоносное, душистое, живет 800-900 лет;
б) цветет 10-12 дней, и в июле пчелы собирают с него пыльцу;
в) цветы этого дерева - старинное средство лечения и заваривания чая;
г) из коры дерева в старину плели лапти (Липа)
- Молодцы, и последняя наша остановка
Станция "Художник"
Предлагается нарисовать рисунки о защите природы от экологической опасности.
- Наше путешествие подошло к концу. Все вы молодцы, много знаете и умеете. Я надеюсь, вы будете любить и бережно относиться к природе нашего края, изучать родные места и дорожить ими.
А сейчас приглашаю вас на ароматный липовый чай.