Различные способы оценки:
устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.),
письменный контроль (сочинение – миниатюра, диктант по терминологии, многовариантные и разноуровневые контрольные работы),
тестовый контроль,
игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки).
Контроль – это часть процесса обучения. (Слайд №2)
Контроль – это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.
Основная цель контроля и оценки знаний учащихся – определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по математике. (Слайд №3)
В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.
Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию. (Слайд №4)
Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся нужно последовательно, согласно порядку изучения материала. (Слайд №5)
Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ (Слайд №6)
Контроль знаний учащихся выполняет следующие функции:
1. Контролирующая и диагностическая функция – выявление и диагностика результатов обучения.
2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы.
3. Стимулирующая (развивающая) функция. Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников.
4. Воспитательная функция. Воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения.
5. Прогностическая функция. Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция.
уществляя проверку знаний, необходимо помнить, что контролирующая функция – основная функция. При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, при текущей проверке усвоения учебного материала доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле преобладает контролирующая функция.
Педагогические требования к контролю знаний
учащихся: контроль знаний учащихся должен
быть: (Слайд №7)
– мотивированным;
– систематическим и регулярным;
– разнообразным по формам, включать всех
учащихся в работу;
– быть всесторонним и объективным на основе
дифференцированного подхода к учащимся;
– базироваться на единстве требований учителей,
осуществляющих контроль за учебной работой
учащихся.
Примерная схема планирования тематического контроля:
Тема –> Поурочный (модульный) контроль –>
Промежуточный контроль –> Итоговая проверка по теме (Слайд №8)
Сначала определяю, что буду контролировать (содержание контроля) и как буду контролировать (методы контроля).
Классификация контроля за знаниями учащихся
(Слайд №9)
Текущий контроль : различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты и др.
Тематический контроль : тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др.
Периодический контроль : итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты и др.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ (Слайд №10)
Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.
Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся. Рассмотри некоторые из них.
Выделяют следующие методы контроля:
1. Устные (опрос, устная контрольная работа и
др.).
2. Письменные (математический диктант,
контрольная работа, тематический реферат и др.).
3. Практические (опыт, практическая работа,
лабораторная работа, экспериментальное задание
и др.).
4. Зачеты.
5. Экзамены.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям) (Слайд №11)
Констатирующий – отслеживание фактического усвоения материала. |
Формирующий – констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат. |
Корректирующий – исправление недостатков. |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ (Слайд №12)
Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения – массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной
Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный контроль, самоконтроль.
Формы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности) (Слайд №13)
1. Урочные – традиционные:
Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые); |
Практические работы и лабораторные работы; |
Тесты; |
Самостоятельные задания; |
Зачеты; |
Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие); |
Рефераты. |
2.Внеурочные:
Конкурсные проекты; |
Защита рефератов. |
3.Урочные нетрадиционные:
Круглые столы; |
Дидактические многофункциональные игры; |
Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.