Формирование творческого потенциала учащихся в процессе изучения предметной области "Технология" (из личного опыта)

Разделы: Технология


Модернизация системы отечественного образования вызвана тем, что традиционная классно-урочная система (при всех её положительных сторонах) не в полной мере содействует разностороннему развитию личности школьников, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования.

Решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности может происходить на основе новых педагогических технологий, включающих в себя возможности метода проектов

Цель работы – раскрыть особенности развития творческого потенциала учащихся в учебно-воспитательном процессе по предмету “Технология”.

Объект – развитие творческого потенциала личности школьника.

Предмет – формы и методы развития творческого потенциала личности учащихся.

Для достижения поставленной цели в соответствии с указанным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение теоретических основ формирования и развития творческого потенциала учащихся в предметной области “Технология”.
  2. Анализ условий развития творческого потенциала учащихся в процессе изучения предмета “Технология”.
  3. Определить потенциальные возможности внеучебной деятельности в предметной области “Технология” в формировании интеллекта и творческих возможностей личности учащихся.

Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества.

Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся.

Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей формирования творческого потенциала учащихся.

Особую роль в развитии творческого потенциала отводят учителю.

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщенной определение: “Творчество – это деятельность, порождающее нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности”.

Творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Потенциал (от лат. – сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.

Творческий потенциал представляет собой сложное понятие, которое включает в себя компоненты, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности “творческий потенциал” представляет собой “творческие способности” личности в конкретном виде деятельности. Сам термин “творческий потенциал” часто может употребляться как синоним “творческая личность”, “одаренная личность”. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

В основе современной педагогической науки лежит понимание о человеке как о существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей. В обществе все чаще и чаще, в связи с проблемой творчества, говорят о творческой личности, которую наделяют такими чертами, как направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить и т.д.

Современная школа ищет новый контур понимания сути и назначения образования в целом. Должна ли она формировать у учащегося научную картину мира, или обеспечивать профессиональную квалификацию, или учить мыслить, или “готовить к жизни”? При этом исследователями все чаще подчеркивается та мысль, что все эти цели частичные по отношению к целостности человека, исчерпываемые рамками социальной адаптации, и равнодушие к творческому потенциалу личности. Поэтому потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.

Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.

Согласно образовательного стандарта основного общего образования по технологии, задача учителя технологии – выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

Задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя. В.А. Сухомлинский считал, что дух исследования, пытливости и любознательности – вот что пробуждает у детей интерес к труду. Он считал, что умение только тогда станет интересным увлекательным, “если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры”. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

Для формирования опыта творческой деятельности одной классно-урочной системы недостаточно, поэтому я в своей работе дополнительно организую внеурочную деятельность в форме Клуба юных исследователей имени М.А. Пустыгина.

Цель и задачи внеурочной деятельности

Задача внеурочной работы в школе состоит в том, чтобы создать поле продуктивной совместной деятельности педагогов и обучающихся, обеспечить личностное развитие всех обучающихся.

Внеурочные занятия являются одним из компонентов единого образовательного пространства (образовательной среды), которое предлагается ученику в качестве условия его развития. Внеурочные формы деятельности школьников – необязательный элемент образования. Но именно они позволяют расширить социальное поле опытности обучающихся, найти каждому интересные виды деятельности.

Внеурочная деятельность конструируется на основе сотрудничества педагога с учащимися, ориентирована на конечный продукт, на презентацию этого продукта в группе учащихся. Деятельностно-творческая среда способствует личностному росту обучающихся.

Совместные творческие дела создают атмосферу сотрудничества, интеллектуального напряжения и духовных усилий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опыт свободного взаимодействия с учениками во внеурочной деятельности стал естественной и необходимой составляющей образовательного процесса, основной целью которого является осуществление социально-профессиональной адаптации обучающихся посредством обогащенного воспитательно-образовательного процесса. В Клубе отсутствует принуждение извне и действует закон свободной самореализации учащегося, проявление его задатков и способностей. Именно во внеурочной работе происходит важнейший процесс культурной социализации, развитие интеллектуальных и эмоциональных потребностей.

Современные требования к организации внеурочной деятельности предполагают создание условий для многогранного проявления личностью своих возможностей, расширения личного опыта.

Основные цели внеурочной деятельности в школе – организация образовательной и культурной деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных познавательных и деятельностных потребностей обучающихся, раскрытие их способностей и организаторских, деловых и личных качеств, создание условий для профессионального самоопределения, используя понятия и способы личностно ориентированного, продуктивно обогащенного образовательного процесса.

Задачи:

  • Приобщение учащихся к ценностям мировой культуры и культуры своего народа.
  • Развитие интересов, склонностей, духовных потребностей обучающихся.
  • Создание условий для самореализации обучающихся.
  • Формирование технологической культуры.

Внеурочная сфера общения и деятельности с учениками направлена на развитие обучающихся, а не на передачу знаний. Внеурочная деятельность строится на основе инициативы и самостоятельности членов Клуба.

В Клубе педагог и обучающиеся действуют как равноправные партнеры с разным жизненным опытом.

Клуб юных исследователей им. М.А. Пустыгина – как новая форма работы с одаренными учащимися

О развитии творческих способностей ребенка в школе говорится и пишется очень много. Формирование потребности в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению знаниями, умениями и навыками является одной из главных педагогических целей современности. И наиболее эффективными средствами для реализации этой цели располагает предметная область “Технология – технический труд”, часто относящиеся в школе к категории “второстепенных”.

Между тем, именно уроки технического творчества обладают потенциальной способностью разбудить в подрастающем человеке потребность в продуктивном самовыражении – при условии чуткого и умелого руководства, грамотной оценки его деятельности.

Внеурочная работа со школьниками требует особо тонкого и бережного подхода к учащимся, особо тщательного выбора способа оценки их работ. Но участие в различных мероприятиях позволяет оценить работу учащегося на более высоком уровне. Где положительный результат показывает, насколько ученик смог подняться выше, вырос в творческом смысле. А если неудача посетила, то в чем он не доработал. В свою очередь это помогает в установлении личности школьника.

В работе Клуба принимают участие учащиеся средней и старшей школы. Клуб открыт для всех, для выпускников, прошедших через Клуб, для учащихся других школ.

Цель деятельности Клуба: создать условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности школьников, создать атмосферу сотрудничества, увлечь ребят “поиском истины”, стимулировать их активность и творчество, подготовить их к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей, развить комплекс личных качеств, обеспечивающих формирование конкурентноспособной личности, заложить стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Клуб представляет ту среду, в которой происходит становление и развитие личности обучающихся. Фундамент отношений учитель – ученик составляет педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого учащегося на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, учет его мнения и позиции.

В основу работы Клуба положен метод проектов

Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Вместе с этим формируется новый круг представлений и понятий теории и практики школьного проектного обучения, ведется широкий поиск способов реализации возможностей для организации эффективных форм научно-исследовательской деятельности учащихся.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или техническую проблему, что обогащает и усиливает “пыл” мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.

В настоящий момент в Клубе два направления:

  • кружок “Юный чертежник”
  • кружок юных электронщиков “Cмышленыш”.

Кружок “Юный чертежник” необходим для того, чтобы дать необходимые знания для дизайна, конструкторской и технологической проработки проектов (черчения, как предмета, в школе нет).

Конструирование – основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта.

Кружок юных электронщиков дает знания из области механики, электротехники, электроники.

В своей практике использую индивидуальную и коллективные формы работы. Если школьник твердо решил осваивать и создавать проект, я стараюсь его поддержать, помочь, создать условия для реализации его идеи.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Структура проектов по направлениям

Сложившиеся направления проектов обусловлены интересом, уровнем знаний и умений, внутренним чувством готовности учеников выполнить работу. Это социальные, технические, педагогические направления, декоративно-прикладное творчество.

О результативности этой формы работы говорят результаты.

Всероссийская олимпиада школьников по технологии:

  • Окружной этап – 12 проектов, из них 12 победителей;
  • Московская олимпиада – 9 проектов, из них 7 победителей;
  • Заключительный этап – 5 проектов, из них 4 победителя.

Всероссийская выставка НТТМ на ВВЦ:

  • Две медали “Юный участник ВВЦ”, медаль “За лучшую техническую разработку”, 8 памятных медалей “НТТМ-ESI”.
  • Медаль ВВЦ НТТМ-2006 “За успехи в научно-техническом творчестве”,
  • медаль ВВЦ НТТМ-2007 “За успехи в научно-техническом творчестве”,
  • медаль ВВЦ НТТМ-2008 “За успехи в научно-техническом творчестве”,
  • НТТМ-2010 – грант Президента за лучшую инновационную разработку.
  • Заключительный этап московского фестиваля НТТМ “РИТМ” – диплом финалиста конкурса и научная командировка в Швейцарию.

ВВЦ – “Пожарная безопасность”

  • 2003 г. – серебряная медаль,
  • 2004 г. – золотая медаль,
  • 2005 г. – золотая медаль,
  • 2006 г. – серебряная медаль “За лучшую техническую разработку”.
  • Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий "АРХИМЕД-2010" – почетный диплом “Инновационный потенциал молодежи”, серебряная медаль “Мы создаем будущее”.

Молодежная экспозиция НТТМ в рамках X Московского международного салона инноваций и инвестиций – почетный диплом МКНТ.

Схема участия и предоставления проектов

Этапы Всероссийской ОЛИМПИАДЫ

окружной

московский городской

региональный

заключительный

 

НТТМ

КЛУБ
юных
исследователей

Проекты в области пожарной безопасности

Окружной фестиваль научно-технического творчества

Конкурс “Огонь-друг,
огонь-враг”
округ
город

Окружной конкурс “Юный изобретатель и рационализатор”

Московский международный форум “Одаренные дети”

Открытый смотр-конкурс творчества учащихся  “От замысла к изобретению”

Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий   "АРХИМЕД"

Московский фестиваль НТТМ “РИТМ”

Московский международный салон инноваций и инвестиций

Всероссийская выставка НТТМ на ВВЦ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В системе общего образования работаю 21 год. Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от учителя, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся.

Могу твердо сказать, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир человек. Потенциал этот можно раскрыть. И в обычной общеобразовательной школе можно развить творческий потенциал учащегося до высокого уровня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся. – М.: “Просвещение”, 1986.
  2. Муравьев Е.М. Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск, 2000.
  3. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). – М., 1997.
  4. Рындак, В.Г. Москвина А.В. Личность, творчество, развитие. – М., 2001.
  5. Соловейчик С. Учение с увлечением. – М., 1976.
  6. Столяров Ю.С. Техническое творчество учащихся. – М.: “Просвещение”, 1989. – С. 3-16.
  7. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983. – С.101.
  8. Технология. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: “Вентана-Граф”, 2000.
  9. Хотунцев Ю.Л., Дубровская Л.И. Преподавание образовательной области “Технология” в 2009/2010 году. – М.: МИОО, 2009. – 256 с.