Формирование ценностных ориентаций младших школьников как основное условие усвоения ими нравственных категорий в процессе изучения шорского фольклора

Разделы: Общепедагогические технологии


Тема моего доклада в современных условиях демократизации и гуманизации образования, когда важную роль играет воспитание нравственности подрастающего поколения, является весьма актуальной.

Человеческая деятельность носит целенаправленный характер, а следовательно существенно связана с ценностными ориентациями.

Как показывает анализ научной литературы и практического опыта педагогические проблемы в формировании ценностных ориентаций младших школьников изучены недостаточно, что определило выбор моего доклада.

Формирование ценностных ориентаций младшего школьника будут являться основным условием формирования нравственных понятий в процессе изучения шорского фольклора, если соблюдены особенности и закономерности психического развития младшего школьника.

Учтены особенности связанные с перестройкой ценностных ориентаций в период младшего школьного возраста.

Работа по формированию нравственных понятий ведется планомерно, систематично и последовательно, с учетом интересов и потребностей личности младшего школьника.

Практическая значимость работы заключается в разработке научно практических рекомендаций, помогающих обеспечить педагогическое руководство формированием у младших школьников нравственных понятий, как неотъемлемого компонента системы ценностных ориентаций личности на материале шорского фольклора.

В целом педагогический аспект проблемы ценностных ориентаций состоит в том,

чтобы широкий спектр объективных ценностей социального мира (нормы, морали, Родина, труд, идеи гуманизма, служения общественным интересам, человеческая личность, творчество, образование). Сделать предметом сознания, освоения, реализации, этих ценностей.

Психологический аспект ценностных ориентаций личности тесно связан с исследованием ее внутреннего мира, общественного поведения, которое направлено на освоение и воспроизводство ценностей жизни и культуры.

С этой целью мы собрали шорский фольклор на основе которого учитель может работать на уроках шорского языка и литературы.

Психологический аспект ценностных ориентаций личности выделяет ее направленность.

Направленность личности составляет важнейшую сторону личности определяющую ее социальную и нравственную ценность.

В результате изучения проблемы с точки ученых– психологов, как Ядов, Леонтьев, Рубенштейна мы пришли к выводу, что проблема ценностных ориентаций, не получила достаточного освещения в педагогической науке поэтому мы сформировали рабочее определение понятий ценностных ориентаций в рамках темы доклада.

Ценностные ориентации есть система фиксированных установок, как отношений личностей к предметам и явлениям окружающей действительности, проявляющаяся через оценочную деятельность человека и зависящая как от социальной среды, так и внутренней структуры личности.

Также основываясь на научно– практический опыт психологических исследований мы пришли к выводу, что младшие школьники обладают уже сложившейся системой ценностных ориентаций, которая в дальнейшем существенно изменяется(10-11лет).

И поэтому изучение шорского языка и литературы с применением шорского фольклора может придать процессу формирования ценностных ориентаций младших школьников наиболее стройный и динамичный характер и явиться условием усвоения младшими школьниками нравственных категорий.

Преподавание шорского фольклора в младшем возрасте помогает актуализировать формирование ценностных ориентаций, чтобы выявить нравственные категории.

Согласно существующим в современном обществе направлениям развития образования гуманизации выдвигается на первый план, поскольку предусматривает такую организацию обучения, которая учитывала бы прежде всего интересы и потребности личности ребенка.

Современная педагогическая наука, основанная на принципиально новом гуманистическом подходе к проблемам обучения, развития и воспитания школьника, ставит ученика в центр педагогического процесса и основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. И поэтому, развитию ребенка, способствует изучение шорского языка, фольклора.

При изучении шорского языка и фольклора используется деятельностный подход.

Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.

Принцип деятельностного подхода в обучении младших школьников в обучении переносится согласно цели и задачи нашего исследования в сферу нравственного воспитания учащихся на материале шорского языка и литературы, фольклора.

Нравственное воспитание осознание нравственных ценностей, качеств личности, как социальная ответственность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство, порядочность, скромность, смелость и решительность, непримиримость к негативным явлениям.

Исходя из этого мы пришли к выводу, что деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников способствует стимулированию самосознанию учащихся в системе ценностных ориентаций, деятельностный подход позволяет добиться усвоение учащимися нравственных понятий быстро и прочно, поскольку школьники активно усваивают и закрепляют приобретенные знания и навыки в продуктивной деятельности.

Актуализация проблемы формирования ценностных ориентаций у младших школьников обеспечивает гуманистический подход в подборе содержания, форм, методов, принципов обучения, способствующих осознанию учащимися нравственных понятий на материале родного языка и фольклора.

Для наиболее успешного усвоения учащимися нравственных категорий (доброта, любовь, дружба, справедливость, гражданственность, долг) необходимо соблюдать ряд  дидактических и методических требований при изучении шорского фольклора.

К дидактическим – мы относим наглядность, активность и сознательность, доступность и научность.

К методическим – разнообразие видов и форм совместной деятельности учителя и учеников на уроках по изучению шорского фольклора (тематический подбор пословиц и поговорок; составление тематического альбома; сочинение по пословицам и поговоркам; оформление плакатов, монтажей с пословицами; ребусы по пословицам устный рассказ о герое сказки, самостоятельный поиск и выявление сказочных заповедей.

В результате проведенного исследования мы выявили механизм формирования нравственных понятий учащихся младшего возраста.

Механизм нравственных понятий следующий: Например (Образ положительного героя сказки или эпического сказания положительное восприятие этого образа положительное отношение к этому образу построение модели собственного поведения по эталону образа героя фольклорного произведения).

В наиболее общем виде модель формирования нравственного понятия строится в следующей последовательности социальное явление осмысление явления формирование отношения к этому явлению выбор определенного стереотипа поведения по отношению к этому явлению.

Подводя итоги проведенной работе мы пришли к выводу, что ценностные ориентации младших школьников способны объединяться в систему при наличии сформированных у учащихся этого возраста нравственных понятий.

Формирование развития нравственных понятий и системы ценностных ориентаций это взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы.