Русский язык очень сложный, но зато “великий и могучий”. По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован. А ведь это не пустяк. Сегодня русский язык является основным экзаменом по окончании школы, результаты ЕГЭ по русскому языку влияют на поступление в ВУЗы. К тому же современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонность уроков. Некоторые дети считают уроки русского языка скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Тема моей работы “Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения”.
Актуальность опыта. В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Проблема формирования интереса к изучению русского языка. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самым интересным предметом в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Анализ педагогической деятельности по проведению дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету.
Игра может быть проведена на любом этапе урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы; в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей. Она используется также на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров (Приложение 2).
В системе уроков по теме можно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
С первых уроков обучения грамоте, для поддержания интереса я использую много игрового материала. Мною собрана “Копилка дидактических игр по обучению грамоте, чтению и русскому языку” (Приложение 1).
Учитывая основы изученных теоретических подходов передовых педагогов и психологов к решению проблемы повышения интереса к урокам русского языка у школьников, с опорой на педагогические условия организации и проведения педагогических игр на уроках русского языка, способствующих повышению интереса к данному предмету, я стремлюсь включать в урок различные дидактические игры.
Результаты работы
Краткая характеристика класса.
В классе 10, из них 7 мальчиков и 3 девочки. Хочется отметить, что основная половина класса – это ребята цыганской национальности.
В целом класс активный. Все ребята между собой дружные, стараются помогать друг другу на уроках.
Успеваемость класса средняя. У ребят возникают проблемы с учёбой, основной причиной которой является дисграфия, двуязычие и задержка психического развития. На уроках ребята работают активно с интересом. Основная масса учащихся данного класса к учебе относится ответственно.
Что касается такого предмета как русский язык, хотя материал курса сложен, но ребята стремятся понять тот материал, который им предложен учебной программой, многие проявляют интерес к этому предмету, активно работают на уроке. Но проблема повешения интереса к русскому языку в классе есть. Сложные темы не всегда интересны ребятам, наблюдая за классом можно было заметить, что если одни ребята (небольшое количество) проявляют интерес, то другие могут не слушать учителя и заниматься посторонними делами.
Итоги контрольных работ 2008 и 2009 учебные годы
2 класс |
3 класс |
|||
Абсолюная успеваемость Дикт./грамматика |
Качество Д./гр. |
Абсолюная успеваемость Дикт./грамматика |
Качество Д./гр |
|
100/100 |
25/30 |
100/100 |
30/40 |
Благодаря проведенным исследованиям и анализу практической деятельности с использованием дидактической игры как средства обучения, можно говорить о том, что дидактическая игра повышает интерес к русскому языку стимулирует деятельность школьников. Игра воспитывает желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала.
Заключение
Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и конечно свой педагогический опыт по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имеет огромное значение в обучении младших школьников. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.
Литература
- Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – Санкт-Петербург: издательский дом “Литература”, 2005 год.
- Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная школа. № 9, 1998г.
- Волина В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: ТОО “Издательство АРГО”, 1996 год.
- Дубова Т.А. Дидактическая игра “Иду в гости” на уроках русского языка Журнал. Начальная школа. № 11 2001г.
- Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал “Начальная школа полюс до и после” № 2, 2005 год.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие “Академия развития”, Ярославль, 1997г.
- Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал “Начальная школа”, № 11, 2004 год.
- Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе. Журнал. Начальная школа. № 1, 1999г.
- Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка. Журнал. Начальная школа. № 4, 2002г.
- Наймушина Л.И. Кроссворды на уроках русского языка. Журнал. Начальная школа. №5, 1997г.
- Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. Журнал “Начальная школа полюс до и после” № 8, 2003 год.