Цели урока:
1. Образовательная:
- совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся;
- формирование опыта творческой, проектной деятельности.
2. Развивающая:
- формирование ИКТ компетентности;
- развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией;
- развитие коммуникативных способностей учащихся.
3. Воспитательная:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- воспитание интереса к предмету через различные формы работы.
Задачи урока:
- Знакомимся с деятельностью первых русских князей.
- Учимся делать сложные обобщения, работать с материалами Интернета, выделять главное, давать характеристику историческому деятелю.
- Выясняем как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства.
Задачи, стоящие перед учеником:
Шаг 1. Знакомство с критериями оценки.
Шаг 2. Найти по ссылке документ в Интернете. Прочитать текст.
Шаг 3. Ответить на вопросы.
Шаг 4. Заполнить таблицу в тетради.
Шаг 5. Сделать вывод по шаблону, набрать его в электронном варианте.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютерный класс, где все машины имеют выход в Интернет.
Пояснительная записка.
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В процессе работы над темой урока учащиеся проводят исследовательскую работу по наполнению его содержания, что позволяет продолжить формирование высокой информационной и общей культуры, ценности совместного труда, повышение активности и самостоятельности учащихся. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, а в будущем, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков.
Ход урока
Задачи урока реализуем поэтапно (см. Приложение).
Шаг 1. Обязательное ознакомление учащихся с критериями оценки.
Критерии оценки.
На оценку «3» – заполнение таблицы.
На оценку «4» – заполнение таблицы, составление вывода (возможные ошибки: несоответствие позиции следствию, несоответствие обоснования примерам и т.д.).
На оценку «5» – все сделано.
Шаг 2. Деление учащихся на пары для работы за компьютером. Предоставление ссылок для работы в Интернет-сети.
Материалы Интернета:
Князь Рюрик
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Рюрик
Князь Олег
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Олег_Вещий
Князь Игорь
http://ru.wikipedia.org/wiki/Игорь_Рюрикович
Княгиня Ольга
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Княгиня_Ольга
Князь Святослав
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Святослав_Игоревич
Шаг 3. Предоставление перечня вопросов, необходимых для характеристики исторического деятеля.
Используя материалы Интернета, попытайтесь ответить на следующие вопросы:
- Каковы были годы жизни князя (княгини)? Укажите возможные родственные связи.
- Каким образом происходило укрепление власти киевского князя (княгини)? Какие реформы были проведены? Каков был их результат?
- Каковы были отношения с Византийской империей?
- Каковы были отношения с восточными соседями?
- Каковы были итоги правления? Способствовала ли деятельность князя (княгини) росту авторитета государства или, наоборот, его падению?
Шаг 4. Таблица, куда будут занесены результаты работы учащегося с материалом Интернета (ответы на вопросы, указанные в Шаге 3)
Таблица. Деятельность первых русских князей.
Линия сравнения | Имя князя (княгини) |
1. Краткие сведения о личности. | |
2. Укрепление власти киевского князя. | |
3. Отношения с Византийской империей. | |
4. Отношения с восточными соседями. | |
5. Итоги правления |
Шаг 5. Предоставление шаблона вывода, на который будет опираться учащийся.
Шаблон вывода.
Имя князя (княгини):
- Позиция – оценка исторического персонажа (Я считаю, что ... ).
- Обоснование – обобщенные аргументы, подтверждающие позицию (потому что …/ так как…).
- Пример (Например, им было сделано следующее…).
- Следствие (Это привело к…/ Следствием чего стало…).
Шаг 6. Предоставление шаблона слайда, на котором учащийся должен оформить свой вывод.
Проводится проверка заполнения таблицы по каждому из киевских князей, обсуждение выводов, получившихся в классе.
Подводится итог занятия.
Список использованных ресурсов:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Рюрик – википедия, материалы о Рюрике.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Олег_Вещий – википедия, материалы об Олеге.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Игорь_Рюрикович – википедия, материалы об Игоре.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Княгиня_Ольга – википедия, материалы об Ольге.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Святослав_Игоревич – википедия, материалы о Святославе.