Тип урока: урок изучения нового материала.
Место урока в системе уроков: вводный урок.
Педагогическая технология: игровая деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы:
- словесный,
- наглядный,
- практический,
- частично-поисковый
Учебник: русский язык Т.Г.Рамзаева
План урока:
1. |
Организационная часть урока |
2. |
Чистописание. |
3. |
Сообщение темы урока. |
4. |
Закрепление пройденного материала |
5. |
Самостоятельная работа |
6. |
Обобщение. |
7. |
Рефлексия. |
8. |
Домашнее задание. |
Цель урока: сформировать у учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.
Задачи:
формировать умения ставить к имени прилагательному вопрос;
развивать коммуникативные навыки и словарный запас учащихся;
воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки для работы в паре, кружочки для самооценки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
– Я заметила, что вы уже неплохо знаете русский язык. Зачем же нам изучать его дальше, причем ежедневно? Может, достаточно?
– Нет. Русский язык нужен каждому человеку, т.к. есть еще много правил, которые мы ещё не изучали. А современные люди должны быть грамотными.
– Ну, если для вас это так важно и нужно, не будем терять ни минуты и приступим к работе.
II. Чистописание.
Физкультминутка для глаз.
Работа в тетради.
– Откройте тетради, запишите число.
– На второй строке запишите соединение слогов “жи – ши”.
– Обратите внимание на соединение букв.
– Дайте характеристику согласных звуков.
– Буква Ж– звук -Ж, согл, звонкий, всегда твёрдый, парный.
– Буква Ш– звук -Ш, согл, глухой, всегда твёрдый, парный.
– Как называется данная орфограмма?
– Подберём слова с данной орфограммой.
**Жизнь, ожил, ежи, животные, коржи,.... (запись на доске)
– На какой вопрос отвечают данные слова?
– Что они обозначают?
**ВЫВОД:………
III. Изучение нового материала.
1.Закрепление изученного материала. (Выборочное письмо)
– Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Нужно выписать из стихотворения только слова обозначающие действие предметов.
– На какие вопросы отвечают слова обозначающие действия предметов?
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
2.Наблюдение над ролью имён прилагательных.
Город, городок, городской, пригород. (на доске)
– Прочитайте слова. Найдите лишнее слово.
(Городской. Все слова – имена существительные, отвечаю на вопрос “кто?” “что?” А слово “городской” отвечает на вопрос “какой?”)
– Про что мы можем сказать городской? (транспорт, парк...)
Цель: – Сегодня мы будем говорить о словах, обозначающих признаки предметов.
– Посмотрите внимательно на данные картинки. (картинки на доске)
– Подберите к каждой картинке подходящие по смыслу слова.
Медведь лиса ёж
– Почему вы подобрали именно эти слова? (описывают)
– Сравните их.
– Что общего?
– Какие вопросы вы задавали к данным словам?
– вывод: Итак, существительные называют предметы...
Но мало назвать окружающие нас предметы, нужно ещё суметь отличить их друг от друга. Сделать это можно по различным признакам: форме, цвету, весу, вкусу, запаху.
И первые помощники людям в этом деле – это прилагательные. Это они бесконечно отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Это они называют признаки предметов.
3. Работа над правилом.
– Откройте учебник на странице 29.
– Прочитайте правило.
– Что обозначает имя прилагательное? (Называют признаки предметов.)
– - На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
V. Физкультминутка
VI.Закрепление изученного материала.
1 .Работа над развитием речи.
- Отгадайте загадки.
**Беленькие горошки
На зеленой ножке. (Ландыш.)
- Подберите имена прилагательные к этому цветку?
**Большой подсолнух в небе,
Цветёт он много лет,
Цветёт зимой и летом,
А семечек всё нет. (солнце)
– Подберите имена прилагательные к этому слову?
– Что могут называть имена прилагательные? (Цвет, форму, размер, вкус, материал, из которого сделаны предметы.) таблица
2.Работа в парах.
– У вас на партах лежат карточки. Выпишите из данных слов, только слова обозначающие признак предмета.
1 ряд
**Гром, жалкий, мышь, короткий, морозный, машина, колючий, луна, длинный, автобус, низкий.
2 ряд
**Квадратный, мороз, мяч, круглый, луна, прямоугольный, точка, весёлый, туман, зелёный, смешной.
3 ряд
**Сметана, умный, стекло, белый, гость, тетрадь, ласковая, тёмный, небо, хрустальный, клубок.
– Проверка.
– Составьте с соседом по парте 3 предложения с данными словами.
(Зачитывание лучших предложений)
VII. Итог урока.
– Что такое имя прилагательное?
– На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
– Что могут называть имена прилагательные?
VIII. Рефлексия.
– У вас на патах лежат по 3кружочка: красный, зелёный, жёлтый.
– Оцените свою работу на уроке.
– Если у вас на уроке всё удалось, поднимите – зелёный кружочек, если испытывали трудность – жёлтый, если вы так и не поняли тему урока – красный.
IX. Домашнее задание.
– с. 30 упр. 270, правило. (с объяснением учителя)
– ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!
Урок русского языка во 2 классе по теме: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.
**Урок представлен в традиционной форме. На уроке идёт первоначальное знакомство с именем прилагательным, как части речи. Отрабатывается умение работать в парах; развитие творческих способностей учащихся: совместно составлять небольшие тексты.