Понятие о словах, обозначающих признаки предметов. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок изучения нового материала.

Место урока в системе уроков: вводный урок.

Педагогическая технология: игровая деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Методы и приемы:

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический,
  • частично-поисковый

Учебник: русский язык Т.Г.Рамзаева

План урока:

1.

Организационная часть урока

2.

Чистописание.

3.

Сообщение темы урока.

4.

Закрепление пройденного материала

5.

Самостоятельная работа

6.

Обобщение.

7.

Рефлексия.

8.

Домашнее задание.

Цель урока: сформировать у учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.

Задачи:

  • формировать умения ставить к имени прилагательному вопрос;

  • развивать коммуникативные навыки и словарный запас учащихся;

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки для работы в паре, кружочки для самооценки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

– Я заметила, что вы уже неплохо знаете русский язык. Зачем же нам изучать его дальше, причем ежедневно? Может, достаточно?

– Нет. Русский язык нужен каждому человеку, т.к. есть еще много правил, которые мы ещё не изучали. А современные люди должны быть грамотными.

– Ну, если для вас это так важно и нужно, не будем терять ни минуты и приступим к работе.

II. Чистописание.

Физкультминутка для глаз.

Работа в тетради.

– Откройте тетради, запишите число.

– На второй строке запишите соединение слогов “жи – ши”.

– Обратите внимание на соединение букв.

– Дайте характеристику согласных звуков.

– Буква Ж– звук -Ж, согл, звонкий, всегда твёрдый, парный.

– Буква Ш– звук -Ш, согл, глухой, всегда твёрдый, парный.

– Как называется данная орфограмма?

– Подберём слова с данной орфограммой.

**Жизнь, ожил, ежи, животные, коржи,.... (запись на доске)

– На какой вопрос отвечают данные слова?

– Что они обозначают?

**ВЫВОД:………

III. Изучение нового материала.

1.Закрепление изученного материала. (Выборочное письмо)

– Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Нужно выписать из стихотворения только слова обозначающие действие предметов.

– На какие вопросы отвечают слова обозначающие действия предметов?

В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

2.Наблюдение над ролью имён прилагательных.

Город, городок, городской, пригород. (на доске)

– Прочитайте слова. Найдите лишнее слово.

(Городской. Все слова – имена существительные, отвечаю на вопрос “кто?” “что?” А слово “городской” отвечает на вопрос “какой?”)

– Про что мы можем сказать городской? (транспорт, парк...)

Цель: – Сегодня мы будем говорить о словах, обозначающих признаки предметов.

– Посмотрите внимательно на данные картинки. (картинки на доске)

– Подберите к каждой картинке подходящие по смыслу слова.

Медведь лиса ёж

– Почему вы подобрали именно эти слова? (описывают)

– Сравните их.

– Что общего?

– Какие вопросы вы задавали к данным словам?

вывод: Итак, существительные называют предметы...

Но мало назвать окружающие нас предметы, нужно ещё суметь отличить их друг от друга. Сделать это можно по различным признакам: форме, цвету, весу, вкусу, запаху.

И первые помощники людям в этом деле – это прилагательные. Это они бесконечно отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Это они называют признаки предметов.

3. Работа над правилом.

– Откройте учебник на странице 29.

– Прочитайте правило.

– Что обозначает имя прилагательное? (Называют признаки предметов.)

– - На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

V. Физкультминутка

VI.Закрепление изученного материала.

1 .Работа над развитием речи.

- Отгадайте загадки.

**Беленькие горошки

На зеленой ножке. (Ландыш.)

- Подберите имена прилагательные к этому цветку?

**Большой подсолнух в небе,
Цветёт он много лет,
Цветёт зимой и летом,
А семечек всё нет. (солнце)

Подберите имена прилагательные к этому слову?

– Что могут называть имена прилагательные? (Цвет, форму, размер, вкус, материал, из которого сделаны предметы.) таблица

2.Работа в парах.

– У вас на партах лежат карточки. Выпишите из данных слов, только слова обозначающие признак предмета.

1 ряд

**Гром, жалкий, мышь, короткий, морозный, машина, колючий, луна, длинный, автобус, низкий.

2 ряд

**Квадратный, мороз, мяч, круглый, луна, прямоугольный, точка, весёлый, туман, зелёный, смешной.

3 ряд

**Сметана, умный, стекло, белый, гость, тетрадь, ласковая, тёмный, небо, хрустальный, клубок.

– Проверка.

– Составьте с соседом по парте 3 предложения с данными словами.

(Зачитывание лучших предложений)

VII. Итог урока.

– Что такое имя прилагательное?

– На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

– Что могут называть имена прилагательные?

VIII. Рефлексия.

– У вас на патах лежат по 3кружочка: красный, зелёный, жёлтый.

– Оцените свою работу на уроке.

– Если у вас на уроке всё удалось, поднимите – зелёный кружочек, если испытывали трудность – жёлтый, если вы так и не поняли тему урока – красный.

IX. Домашнее задание.

– с. 30 упр. 270, правило. (с объяснением учителя)

– ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!

Урок русского языка во 2 классе по теме: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.

**Урок представлен в традиционной форме. На уроке идёт первоначальное знакомство с именем прилагательным, как части речи. Отрабатывается умение работать в парах; развитие творческих способностей учащихся: совместно составлять небольшие тексты.