Для лучшего усвоения обучающимися курса географии России необходимо их регулярно привлекать к работе с картой. Для более интенсивной работы с материалом и учитывая различную степень обученности учеников необходимо давать посильные и понятные задания, которые будут выполняться с интересом и при этом одновременно будет формироваться общекультурная база учащихся. При работе с картографическим материалом необходимо четко формулировать ту информацию, которую необходимо получить в итоге для более объективной оценки обучающегося и для формирования его объективной самооценки.
На мой взгляд, очень результативным оказывается давно всеми применяемый (или уже забытый) метод “вычеркни лишнее”, который позволяет, проанализировав исходные данные, определить общую составляющую и вычленить в предлагаемом понятийном ряде лишнее звено, не подходящее к данному ряду. Данный метод, несмотря на его внешнюю игровую составляющую, хорошо формирует логическое мышление, развивает аналитические способности, закрепляет полученные знания. Этот метод я применяю практически всегда, так главным его достоинством является бесконечное количество комбинаций, простота, доступность и вариативность от простого к сложному для более сильных учащихся.
Для более сильных учащихся я не указываю принцип, по которому он должен выявить не входящий в данный понятийный ряд лишний географический объект, так как все задания опираются на программный материал. Иногда я получаю совершенно неожиданные результаты, учащиеся предлагают совершенно другие решения, я пересматриваю материал и прошу подумать ещё и получить ожидаемый мной результат. Таким образом, за одно задание получаем 2 балла, полученные с помощью применения знаний и анализа материала. За каждый ряд заданий начисляется 1 балл при условии обоснования своего выбора. Для более слабых учащихся я указываю принцип отбора материала, что облегчает поставленную задачу и дает возможность получить положительную оценку, что немаловажно при низком уровне мотивации и слабой базе в общепринятом её понимании.
Примерами могут служить следующие задания:
- Финляндия, Украина, Армения, Казахстан, Китай.
- Омск, Новосибирск, Уфа, Ростов-на-Дону, Самара, Воронеж.
- Анапа, Геленджик, Ялта, Сочи, Адлер.
- Нижний Новгород, Казань, Саратов, Тамбов, Волгоград.
- Адыгея, Дагестан, Абхазия, Удмуртия, Карелия, Башкортостан.
- Петрозаводск, Якутск, Уфа, Казань, Чебоксары, Челябинск.
- Курган, Оренбург, Челябинск, Пермь, Екатеринбург, Тюмень.
- Тольятти, Самара, Миасс, Таганрог, Нижний Новгород, Ульяновск.
- Области: Калужская, Смоленская, Тверская, Брянская, Тульская, Рязанская.
- Области: Иркутская, Амурская, Магаданская, Читинская, Сахалинская.
Логический ряд должен включать в себя не менее 4 географических объектов для более понятного принципа отбора материала и при работе учащийся должен обязательно работать с картой или статистическими данными( если это необходимо для выполнения задания).
Для более слабых учащихся с отсутствием мотивации к обучению и большими пробелами в знаниях вышеприведённые задания выглядят так:
- Сухопутные соседи России: Финляндия, Украина, Армения, Казахстан, Китай.
- Города-миллионеры: Омск, Новосибирск, Уфа, Ростов-на-Дону, Самара, Воронеж.
- Российские курортные города: Анапа, Геленджик, Ялта, Сочи, Адлер.
- Города, стоящие на Волге: Нижний Новгород, Казань, Саратов, Тамбов, Волгоград.
Подобные пояснения пишутся ко всем заданиям.
За последние годы на карте России произошли определенные изменения, которые необходимо донести до учащихся, так как многие из них об этих изменениях не знают, не интересуются данным вопросом, в книгах и учебниках (2008года издания) указаны старые данные, а в атласы внесены изменения только в 2008-2010 году. Зачитываю детям следующий материал:
7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года.[6]
17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу с 1 марта 2008 года.
Начата предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО. Процедура по объединению заморожена. Возможные названия — Поморский край, Архангельский край, Северный край.
Ведётся обсуждение возможности объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Среди предлагаемых названий — Петербургская губерния[7], Невский край.
Итак, по теме “Административно-территориальное устройство РФ” необходимо иметь атласы 2009-2010 года издания и комплект атласов более ранних лет издания. Для начала сравниваем материал учебника (схему АТД РФ) и атласа. В учебниках ещё фигурируют следующие показатели: 89 субъектов федерации: 2 города федерального значения. 6 краёв, 49 областей,10 автономных округов, 21 республика, 1 автономная область. Определяем изменения в количественном плане субъектов РФ, затем определяем изменения в качественном плане. Производится первичный сравнительный анализ статистического материала, количество субъектов по категориям (количество республик, краев, автономных округов…). Затем уже более осознанно делается детальный анализ изменений на карте АТД РФ и все выявленные изменения заносятся в тетрадь в табличной форме с комментариями. Эта работа позволяет более осознанно подходить к изменениям изучаемого материала, позволяет наглядно убедиться в том, что география - живая, изменяющаяся наука, что все находится в непрерывном процессе изменения, повышает осознание изучения материала и вызывает неподдельный интерес к изучению предмета. На основе изменений на карте РФ можно составить следующие задания и регулярно их предлагать учащимся:
Вычеркнуть лишнее:
1. 1) Автономные округа: Ненецкий,
Ханты-Мансийский, Бурятско-Агинский,
Чукотский.
2) Автономные округа: Коми-Пермяцкий,
Ямало-Ненецкий, Таймырский
2. 1) Области: Камчатская, Вологодская,
Магаданская, Челябинская
2) Области: Тверская, Ивановская, Брянская, Пермская,
Псковская.
Варьировать данные задания можно в различных комбинациях, что в результате дает устойчивое знание материала, умения работать с картой и увеличения интереса к изучаемому материалу.
В дальнейшем, после данной проведенной работы, учащиеся достаточно быстро реагируют на встречающиеся им в обыденной жизни(учебниках, старых атласах, литературных произведениях, разговорной речи и др.) ранние названия субъектов и соотносят их с современной картой РФ. Эти задания формируют не только знания обязательной географической номенклатуры на практике, но и способствуют причастности учащихся к историческим событиям в жизни нашей страны.
Использованные источники:
ru.wikipedia.org