Исполнители алгоритмов. 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Цель урока: знакомство с понятиями “исполнитель”, “СКИ (система команд исполнителя)”, составление линейных алгоритмов (программ) для исполнителя Транспортер.

Образовательные задачи: формировать и закреплять навыки по составлению и выполнению алгоритмов, ввести понятия “исполнитель”, “СКИ (система команд исполнителя)”, учиться составлять линейные алгоритмы (программы) для исполнителей, в том числе компьютерного исполнителя Транспортер.

Развивающие задачи: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, повышение интереса к изучению предмета

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию в детях ответственности, воспитанию навыка быстрого мышления

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

Алгоритмы составляют для того, чтобы можно было их выполнять. Давайте разгадаем ребус и узнаем, о чем пойдет речь сегодня на уроке. (Слайд 1)

(Ответ на ребус: Исполнитель)

Рисунок 1

Записываем тему урока в тетрадь и приступаем к повторению ранее изученного материала. (Слайд 2)

1. Фронтальный опрос

- Что называют алгоритмом?

- Какими свойствами должен обладать алгоритм?

- Какие виды алгоритмов вы знаете?

- Приведите примеры линейного, разветвленного, циклического алгоритма.

2. Проведем устный счет по представленной блок-схеме. Что получится в результате выполнения этого алгоритма? (Слайд 3)

Рисунок 2

3. Диктант. (Учащимся предлагается написать диктант на листочках под копирку. После выполнения заданий один экземпляр сдается учителю, а по второму проводится самопроверка) (Слайд 4)

Если утверждение верно, то поставить Д, если неверно, то – Н

  1. Алгоритм – это последовательность действий, которая приводит к некоторому результату.
  2. Алгоритм должен быть дискретным (пошаговым).
  3. Слово “алгоритм” связано с именем великого ученого Ломоносова
  4. Кулинарный рецепт – это пример алгоритма.
  5. Учитель проверяет тетради. Его действия можно описать циклическим алгоритмом.
  6. В разветвленном алгоритме всегда присутствуют действие, которое выполняется при выполнении условия, и действие, которое выполняется, если условие ложно.
  7. Линейный алгоритм содержит условие.

На доске написаны правильные ответы и критерии оценок, которые учащиеся выставляют себе сами. (Слайд 4 и 5)

Правильные ответы: Критерии оценок:

1 - Д   нет ошибок - “5”
2 – Д   1-2 ошибки – “4”
3 – Н   3 ошибки – “3”
4 – Д   > 3 ошибок – “2”
5 - Д  
6 - Н  
7 – Н 

III. Изучение нового материала

Итак, в начале урока мы сказали, что алгоритмы составляют для того, чтобы можно было их выполнять. А кто их должен выполнять? Исполнители алгоритма. Кто может исполнить такой алгоритм, как кулинарный рецепт? (Повар) Кто может быть исполнителем алгоритма, который содержит команды: “Стоять!”, “Взять!”, “Фу!”? (Дрессированная собака) А дворовая собака необученная поймет эти команды? Нет, она не умеет их исполнять. Каждый исполнитель выполняет только те команды, которые знает и умеет выполнять, в противном случае, если ему задана неизвестная или неверно записанная команда, то он не сможет ее выполнить. (Слайд 6)

Запишем в тетрадях:

Исполнитель - человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

Исполнителя характеризуют:

Рисунок 3

Каждый исполнитель работает или обитает в определенных условиях, среде; и может выполнять определенный набор действий (система команд исполнителя – СКИ). Прежде чем составлять алгоритм решения задачи, нужно узнать, какие действия предполагаемый исполнитель может выполнять. Выполняя алгоритм, исполнитель может не вникать в смысл того, что он делает, и тем не менее получать нужный результат, т.е. исполнитель действует формально. Отказы исполнителя возникают, если для исполнителя задана неизвестная команда. 

Человек разрабатывает алгоритмы, управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов, сам исполняет алгоритмы. Компьютер сам исполняет алгоритмы и управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

Посмотрите на слайд с примерами исполнителей в нашей жизки. (Слайд 7)

Попробуйте определить соответствие в таблице. (Слайд 8)

Исполнитель Команда
Стиральная машина Сочинять стихотворение
Собака Показывать видеоролик
Человек Отжим
Компьютер Подавать голос по команде

IV. Закрепление изученного материала

Решение задач.

№1. Задачу объясняет учитель, учащиеся сразу ничего не записывают. Обязательное условие – отложить ручки и не писать, внимательно прослушать объяснение учителя. После записи решения на доске учитель доску закрывает (переворачивает) и просит учащихся самим восстановить решение. После доску открывает, учащиеся проверяют, правильно ли они восстановили решение задачи. Это используется для тренировки памяти учащихся. (Слайд 9)

Задача. Фирма “Электронные приборы” выпустила автоматизированную ванну “Банный комплекс 21 века”, пульт управления которой имеет две кнопки Долить 5 л и Слить 3 л. Составьте алгоритм, позволяющий долить в ванну 4 л воды за как можно меньшее число команд.

Решение: (Слайд 10)

начало

Долить 5 л

Слить 3 л

Долить 5 л

Слить 3 л

конец

№2. Задача. Исполнитель “Вычислитель” умеет выполнять только две команды: Умножать на 2 и Прибавлять 1. Придумайте для него наиболее короткий алгоритм получения из 0 числа 50. (Учащиеся решают задачу самостоятельно и предлагают различные решения задачи) (Слайд 11)

Пример решения: (Слайд 12)

начало

Прибавить 1

Умножить на 2

Умножить на 2

Прибавить 1

Умножить на 2

Прибавить 1

Прибавить 1

Умножить на 2

Умножить на 2

Прибавить 1

Прибавить 1

Работа за компьютером. (Слайд 13) Составление программ для компьютерных исполнителей.

Мир информатики, 1 год изучения. Исполнитель Транспортер. Линейные алгоритмы.

(Можно выбрать любого компьютерного исполнителя, например, из Роботландии или Черепашку ЛогоМиров)

V. Подведение итогов урока. Выстывляются оценки за диктант, решение задач и выполнение практической работы за ПК.

VI. Домашнее задание. § 3.2 читать, вопросы устно. (Слайд 14)

Составить алгоритм для исполнителя Красная Шапочка (КШ). КШ гуляет в лесу. Она должна зайти к маме (М) забрать пирожки, отнести их к бабушке (Б). С волком (В) встречаться нельзя.

Среда обитания: поле 5*5 клеток.

СКИ:

Вперед (двигается вперед на одну клетку),

Назад (двигается назад на одну клетку),

Налево (поворачивается налево на 90°),

Направо (поворачивается направо на 90°),

Возьми пирожки,

Отдай пирожки.

         
КШ        
        Б
    В    
М        

Презентация