Тип: обобщение и систематизация знаний и умений.
Форма: урок-путешествие.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная.
Цель: Обобщение и закрепление знаний по теме «Африка» , развитие интеллектуальных способностей учащихся и интереса к географии через поиск ответа в игровой ситуации.
Задачи:
- обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Африка»;
- продолжить формировать умения работать с картами атласа;
- способствовать развитию творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
Оборудование:
- Карты настенные: «Африка» (физико-географическая, политико-административная), «Карта полушарий».
- Выставка дополнительной литературы.
- Раздаточный материал: фишки различных цветов , фигурка африканца, «Дневник путешественника» с контурной картой , таблицей с заданиями.
- Выставка работ учащихся по теме « Африка»-рефераты, кроссворды, карточки.
- Компьютер, проектор ,экран.
Структура урока:
- Организационный момент
- Деление на команды и игра-путешествие.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, психологическую настроенность на урок.(2 -3 минуты).
Вступительное слово учителя.
Приветствие гостей и учащихся.
Африка - край красоты и удивлений!
Природы дикой вдохновений,
и ярких красок, и огня
пустынь, лесов …уж ждёт тебя…
Навстречу Африке помчимся
на двух незримых кораблях…
И на уроке очутимся
Мы в диких, удивительных местах!!!
2. Деление на команды и игра-путешествие. (28-30 минут)
Презентация с видами и музыкой Африки.
Я вас приглашаю в удивительное путешествие по Африке. Урок будет проходить в форме игры и перед нами 2 корабля с мореплавателями: -получившие розовые стикеры –вы команда Север, а оранжевые-команда Юг.
Класс разбивается на 2 команды (по мере входа в кабинет получили карточки разного цвета и сели на соответствующие места)-Север и Юг, и выбирает капитана и эксперта в каждой команде.
Представители команд сообщают имена капитанов, учитель делает запись на соответствующих командам листах-«судовых журналах»2-3 минуты.
- Правила игры(оглашаются учителем-1-2 мин.).
- Каждый конкурс оценивается разными количествами баллов, побеждает та команда, которая наберет наибольшее , при этом учитывается вклад каждого участника команды. Эксперты помогают оценивать ответы команд, выполняют индивидуальные задания на оценку, как и все ученики-путешественники.
- Если команда не знает ответа или неправильно отвечает, то другая команда может ответить и увеличить количество баллов. - Игра (25 минут)
2.1. Этап №1«Путешествие в страну Африки»: (10-12 минут)( фото на слайде №3основной презентации)
-«Ребята, мы с вами получили послания от жителей пустыни, но они попали в пыльную бурю и остались только фотографии …Помогите узнать, что это за территория и составьте физико-географическое описание!»- задание –на скорость и на правильность ответа! Этот этап может принести команде 10 баллов. Кто первый готов продолжить путешествие?
Каждая команда берёт конверт с соответствующей фотографии страной . По каждому пункту характеристики ребята работают в парах, характеризуя указанный в задании пункт описания страны. Эксперт и капитан собирают все пункты характеристики страны и соединяют в готовый текст . Капитан у карты отвечает по плану, эксперт подаёт листочки с пунктами и координирует действия.
Баллы вносятся в протокол-«Судовой журнал».
2.2. Конкурс «Что такое? Кто такой?»(8-10 минут)
Итак, мы продвинулись от Севера и Юга к Центру континента и племена пигмеев оставили нам тотем и фотографии местных красот.
Каждая команда отгадывает объект, зашифрованный на фотографии и отвечает на вопросы по очереди, получая балл за верный ответ и дополнительный балл за интересное объяснение . Вопросы читают эксперты и они дублируются на экране. Учитель контролирует количество баллов ,даёт фишки разных цветов за ответы-правильный и полный-2 балла-зелёная, с недочётом-1 балл-жёлтая. Количество баллов от команды суммируется и записывается.
Вопросы с примерными ответами(возможны дополнительные вопросы –уточнения по карте):(-слайды № 4-14 с иллюстрациями к вопросам на экране)
1) 1.Водопад «Дым, который гремит»(Виктория) находится на реке…(Замбези)
о его существовании впервые сообщил ..(шотландец Дэвид Ливингстон) и назвал его в честь (королевы Виктории).
2. “Вельвичия удивительная”. Чем удивительно это растение? (Имеет только два листа, отмирающих постепенно, живет 150 лет,питается влагой из туманов, растёт в пустыне Намиб)
2) 1.Причины образования пустынь у северо-западных и юго-западных берегов Африки? (холодные течения).
2.Неповторимые черты Африки по природным условиям. (Самый жаркий материк).
3) 1.Какую природную зону Африки называют одновременно “ослепительная красавица” и “зеленый ад”? (Влажных экваториальных лесов).
2. Его открытие получило название: “Зоологическая сенсация двадцатого века”,а его родственник обладает самой длинной шеей? (окапи).
4) 1.«Дети леса», « человек ростом с локоть» . Какие народы Африки так называют и почему? (Пигмеи, живут в гилее).
2. Какое растение – один из священных символов Африки южнее Сахары? Его использование и уникальность (Баобаб – “хлеб обезьян”,возраст до 5000 лет , изготовление веревок, сока и т.д.).
5) 1. Лемурия! Что это такое? (Остров Мадагаскар).
2. Почему в странах Африки говорят на нескольких языках?
(колониальное прошлое , многообразие народов)
Слайд №15-фон, подсчёт голосов, оценки активным участникам, все заработанные командой фишки складываются в конверт экспертами и сдаются учителю для определения победителя.
2.3. Индивидуальное задание по карте (5 минут)
- Теперь каждый возьмите конверт с картой- это ваш Дневник путешественника!- подпишите Фамилию, Имя и внесите данные о путешествии: это будет ваш отчёт, за что каждый из вас получит отметку по окончании урока.
На экране слайд №16 с заданием по контурной карте. Атласы не используются!
После составления карты обратите внимание на таблицу в нижнем левом углу, выберите подходящий вам пункт . А в заключении дайте яркую и точную характеристику путешествия одним предложением: « Африка-это…»
3. Подведение итогов (5-7минут):
Ребята, мы покидаем берега Африки, а пока я с экспертами рассмотрим судовые журналы и определим команду-победителя, (звучит музыка «Африка» и показывается слайд-шоу с видами ), ребята завершают работу с картой .
Команда-победитель получает тотем(фигурка Африканца).
Объявляются оценки самым активным игрокам.
Домашнее задание (слайд №17 ): - раз вам не хочется расставаться с Африкой, напишите дома мини-сочинение на тему «Один день в Африке».
А теперь давайте передадим тотем друг другу и зачитаем предложение-характеристику Африки вслух, выскажем своё мнение о путешествии!
Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Б. Пиляцкий