В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символикой. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
– повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рыбаки ловят рыбу, строители строят дома);
– везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
– повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
– люди берегут и охраняют природу;
– есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – Мурманской области. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
В нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников на краеведческом материале педагоги детского сада учитывали следующее:
- Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно “входить” в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
- Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.п.)
- Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха и др.), познакомиться с жителями Мурманска – носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца и т.п.
- Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
- Создание такой развивающей среды в группе, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.
- Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Мурманску должны передаваться детям.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом учитывались следующие принципы.
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовую программу “Детство”. Содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Мурманска.
Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:
- административно-управленческом: построение системы краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования;
- организационно-методическом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и т.д.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учёта интересов;
- воспитательно-образовательном: деятельность педагога включает:
– отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребёнка, его возрастными особенностями и интересами;
– обогащение развивающей среды материалами о Мурманске (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);
– согласование тематики занятий по ознакомлению с Мурманском с тематикой других занятий;
– создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом: предоставление детям возможности проявить своё творчество;
– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
– диагностику изменений в его развитии.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в нашем дошкольном учреждении была представлена следующим образом: семья – детский сад – родная улица, район – родной город – страна.
Перед педагогами была поставлена задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Необходимо было показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основании тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, “погружение” в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие дети могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них и т.п. Так создаётся детское сообщество.
Опыт работы по “Ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом” свидетельствует: занятия по ознакомлению с городом следует проводить один – два раза в месяц, а предлагаемая модель позволяет увидеть этапы познания города ребёнком, а также определяет тематические блоки работы с детьми:
- Труд взрослых.
- Отдых и спортивная жизнь мурманчан.
- Природа Мурманска.
- Культура поведения в городе.
- Защитники города.
- Почётные граждане города – героя.
- История города.
- Достопримечательности Мурманска.
При работе с предлагаемой моделью необходимо учитывать, что “круг тем” подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребёнком за счёт рассматривания дома, улицы, района, города с новых позиций и установления новых связей с тематическими блоками путём обогащения их новым жизненным опытом ребёнка. При повторном возвращении к материалу краеведческое содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и ценностями. Так, с малышами дом может рассматриваться как место жизни или труда взрослых, а со старшими детьми – как место, связанное с жизнью известного человека, как исторический объект, памятник архитектуры и др.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Мурманской области.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
- Формировать умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Опираясь на парциальную программу “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва), методическое пособие Е.К. Ривиной “Герб и флаг России”, “Российская символика”, Н.В. Алёшиной “Знакомим дошкольников с родным городом”, перед дошкольным учреждением были поставлены следующие задачи:
- сформировать у детей понятие о своём “Я”, о том, что каждый человек – уникальная личность со своими отличительными чертами характера;
- дать представление о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые;
- обогатить знания детей о родном крае (“малой родине”), Родине – стране, дать знания о символике нашего государства.
Начиная со старшей группы, мы стали знакомить детей с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объясняли названия улиц, показывали репродукции памятников, организовывали экскурсии. Одно из занятий было посвящено знакомству с гербом родного города. Но сначала рассказали детям о том, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, что на них изображалось. Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводили в определённой последовательности, с постепенным усложнением:
– история возникновения города,
– история названия улиц города,
– здания города,
– знакомство с людьми, прославившими наш город,
– места отдыха жителей города.
Самым сложным в работе по знакомству с родным городом является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов очень мало. В своей работе мы пользовались методическими рекомендациями Н.В. Алёшиной.
- Рассказ сопровождается наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками.
- В процессе рассказа обращались к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, дать возможность попробовать догадаться самому.
- Не называли дат, т.к. они затрудняют восприятие материала. Использовали в своей речи такие выражения: “Это было давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы”, или “Это было очень – очень – очень – давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете”.
- Использовали доступную для детей лексику, объясняли значение незнакомых слов [1].
Диапазон объектов, с которыми мы знакомили старших дошкольников, достаточно широк: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняли, в честь кого они воздвигнуты. Нами проводились экскурсии по городу, на природу, планировались наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинал осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, детям объяснялись такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” ит.д. Важно было подвести детей к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим своё Отечество, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях годов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей и подготовительной группы представлены в приложении 1.
Педагоги и дети старшей группы совместно с родителями разработали образовательный проект “Мой город”.
Цель образовательного проекта “Мой город”:
– показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою “малую родину”.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения родного города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны.
- Рассмотреть разные по назначению здания. Рассказать об исторических памятниках.
- Подготовить вместе с детьми выставку фотографий людей, прославивших город.
- Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие края. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны.
- Рассказать о местах отдыха жителей города, об экологии.
Темы образовательного проекта.
- Мой родной город.
- Улицы Моего города.
- Транспорт города.
- Природа родного края.
- Наше наследие.
- Защитники родной земли.
- Исторические памятники.
- История костюма.
Месторасположение города, его экономическое и социальное значение. История возникновения. Национальности людей, населяющих город.
“Малая родина” – мой дом, двор, улицы города по маршруту от дома до детского сада. История возникновения первых улиц, главных магистралей.
Виды транспорта. История создания городского транспорта.
Флора и фауна. Беседа о сохранении природы.
Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Фольклор, ремёсла, обряды, традиции, праздники. Архитектура города.
Славные подвиги защитников родной земли. Памятники воинам.
Краеведческий музей. История его создания.
Своеобразие саамского костюма, его детали, украшения. История его создания.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Необходимо приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно ребятам предложить найти ответ в иллюстрациях, книгах, спросить у родителей.
Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к данной теме. Кроме того, целесообразно объединять в одну тему занятия не только по развитию речи, но и по ознакомлению с природой, музыкой, продуктивными видами деятельности (см. Приложение 2).
Отдельные темы были приурочены к конкретным событиям и праздникам, как страны, так и города (см. Приложение 3).
Анализ работы позволяет сделать вывод: данное планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о семье, родном городе, крае, в котором они живут. Отдельные темы были приурочены к конкретным события и праздникам, что обеспечило связь с общественной жизнью Мурманска.
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
ЛИТЕРАТУРА
- Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
- Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.