Цель: использование элементов хатха-йога как эффективного средства оздоровления детей, дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.
Задачи.
- Обучать умению расслабляться и контролировать дыхание, совершенствовать технику прыжков, отрабатывать силу толчка при прыжках, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки при помощи асан хатха-йоги, развивать ловкость, быстроту, гибкость, меткость, детское воображение, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями.
- Создавать эмоционально радостный настрой.
Оборудование: коврики, рюкзак, аптечка, соль, спички, нож, вода, компас, котелок, ложка, мяг. модули, арки, “бочка”, круги, батут, обруч, дорожка, 2 гимнастические скамейки, 2 туннеля, ребристая дорожка, мешочки – “лягушата”, подвесной мешок – “поляна”, бабочка, корзинки, мухоморы.
Вводная часть
- Ребята, мы пришли в спортивный зал. Посмотрите у нас гости. Давайте поздороваемся с гостями по-спортивному! “Физкульт-привет!”
Сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в туристический поход в лес. Желаете? Но для этого нам нужно взять необходимые вещи для похода.
Игра “Собери нужные вещи”
(Перед детьми разложены различные предметы, среди которых: рюкзак, соль, спички, нож, вода, компас, ложка и т.д.)
Молодцы! Все необходимое вы собрали.
- Идёте в лес, даже на час – обязательно берите с собой спички, нож, воду, соль, компас. А теперь скажите мне, как нужно себя вести в лесу, чтобы не потеряться? (Ответы детей)
- Не гуляйте в лесу в одиночку; (показ слайдов). Презентация
- Не уходите далеко от тропинки;
- Примечайте ориентиры – они помогут найти дорогу домой.
Все запомнили? Готовы? Всем задание быть внимательными и наблюдательными. Сейчас проверю, какие вы внимательные. В одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! Налево, направо, кругом. Шагом марш!
Разминка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом (маршировка).
Мы до солнышка достанем (руки вверх)
На носочки выше станем (ходьба на носочках).
А сейчас пойдем на пятках (ходьба на пятках)
Делайте как я ребятки.
Сможете пойти как гуси
Те, что жили у бабуси? (ходьба на внутренней стороне стопы)
А теперь как три медведя косолапые пойдем (ходьба на внешней стороне стопы)
Поднимайте выше ноги, (перешагивание через бревна-модули)
Аккуратней на дороге!
Побежали без оглядки, (бег по залу)
Высоко сверкают пятки (бег с захлестом голеней)
Боковой галоп теперь (боковой галоп)
Правым боком,
Левым боком.
По сигналу остановка.
Переходим на ходьбу.
Лесорубами мы стали, (дых. упражнение)
Топоры мы в руки взяли
И руками сделав мах
По полену стукнем - “Бах”.
Ох, давайте сделаем привал. (упр. на восстановление дыхания)
Вот чудесная поляна,
Через середину зала в 3 колонны становись,
Да смотри не ошибись. (перестроение в 3 колонны)
Основная часть
Комплекс упражнений хатха-йога (звучит музыка)
Здесь немного посидим, лес мы с вами разглядим.
(Cадимся на коврик)
Упражнения, сидя на коленях
1. “Здравствуй солнце!”
(Руки вверх, пальцы раздвинуть
2. Вот Совушка,
Спрятала головушку,
Показалось голова,
Повторяйте как она.
(Руки над головой, сомкнуты в ладонях, движения головы вперед – назад, ухаем)
3. А вот дупло!
Для белочки оно!
(Асана “Верблюд” - сидя на коленях, взяться за пятки, поднять таз, прогнуться назад)
4. Ветер по лесу гуляет
(Асана “Зонтик” - стоя на коленях повороты влево, вправо руки вдоль тул. расслабленны)
5. На деревьях веточки качает.
(Асана “Супермен” - лежа на животе руки впереди соединены, одновременно подъем ног и рук)
6. Мы корзиночки возьмем,
Для белок шишек наберем.
(Асана “Корзинка” - руками захватить голеностоп выпрямить ноги, прогнуться)
7. А вот бревно,
Неподвижно оно.
(Асана “Крокодила” - на жив. руки согнуты локтях перед собой, голова набок)
8. Под кустом сидит зайчишка,
Всех боится он трусишка.
(Асана “Черепаха” - сидя ноги согнуты в коленях, руками обхватить голеностоп, наклон вперед)
9. На ветвях сидит кукушка,
Всем зверям она подружка.
(“Лебедь” - руки сцеплены за спиной, наклониться лбом достать колени, руки поднять вверх)
10.Это что шуршит в лесу,
Вижу рыжую лису.
Дети, лисонька хитра
Хвост пушистый, красота!
(Асана “Кошка” - стоя на четвереньках)
(“Добрая кошечка” - прогнуться в пояснице, голову поднять вверх.)
Вдруг зайчонка увидала,
11. В миг на ней шерсть,
Дыбом встала.
(“Злая кошечка” - выгнуть спину дугой, голову опустить вниз.)
12. Из берлоги вышел мишка
Косолапый – торопыжка.
(Асана “Собаки” - на четвереньках, ноги прямые ходим взад – вперед 2-3 раза)
13. С шишки семечко упало,
(Асана “эмбрион” - сидя на коленях, лоб касается пола, руки вдоль ног)
14. Проросло, расточек дало,
Долго деревцо, росло
Ветви к солнцу подняло.
(Поднимаемся)
(Асана “Дерево” - руки над головой сомкнуты в ладонях, стоим на одной ноге, вторая согнута в колени и лежит на другой ноге)
15. А в лесу лягушки,
Прыгают до макушки.
(Прыжки звездочкой, чередуются с ходьбой)
Каждое упражнение повторяется 3 раза и удерживается 5 секунд.
Сигнал смс – сообщения (на слайде изображение телефона). Давай-те посмотрим от кого (слайд изображение Бабы-Яги). Посмотрим, что она нам пишет (текст смс на слайде): Здравствуйте дети детского сада “Брусничка”!
Пишет вам Баба-Яга! У меня сегодня день рождения. Я хотела вас всех пригласить к себе в гости, да вот избушка моя развалилась. Одна я её собрать не смогу, а помощников у меня нет. Как быть я незнаю, может вы мне, поможете?
Дети поможем Бабе-Яге? (Ответ детей). Тогда в путь. Наш поход продолжается.
- Первое препятствие впереди, бурелом нам предстоит пройти!
Задание 1: Здесь перешагнуть, а тут бочком пролезть. Перешагиваем через модули, пролазаем через арки и на четвереньках по туннелю.
Молодцы справились! Посмотрите, к чему мы пришли? (На слайде изобр. пещеры) правильно это - пещера. Как вы думаете, она подойдет для нашей Б.-Я. (Ответ детей). Идем дальше.
Тут петляет зайца след, спиной - вперед вставайте, по следам ступайте. На батуте мы подскочим, через яму перескочим.
Задание 2: Пройти задом - наперед змейкой “заячью тропу”. Забираемся на кочку - батут и с помощью неё перепрыгнем через озерцо (обруч лежащий рядом).
На слайде открывается изображение юрты.
К чему пришли? (Ответ детей).
Это юрта в ней живут кочевые народы. Они постоянно переезжают и переносят свой дом. Согласится здесь жить Баба-Яга.
- Лягушата попались в ловушку, давайте их спасем! На листы кувшинок посадим.
Задание 3: Здесь болото впереди, надо нам его пройти.
Пройти по кочкам (дорожка для проф. плоскостопия) друг за другом.
Проползем через “нору” (мягкий туннель). Преодолеваем мост (скамейка), возле которого стоит корзинка-ловушка с лягушками – берем лягушку, кладем на голову. Проходим по мосту руки в сторону, “лягушки” на голове. Затем сажаем, лягушку на лист кувшинки.
Открывается слайд с изображением теремка.
- Ребята, кто в теремочки живет? (Ответ детей)
Подходит он для Баба-Яга? Идем дальше.
- Сколько бабочек в паутине, они же погибнут. Давайте их посадим на цветочки. Но здесь препятствие впереди, мухоморы и пауки. Славный подарок будет для Б.Яги. А может и сами поедим? (Ответы детей). Собрать мухоморы нам помогут лягушата. Лягушат выбирай, мухоморы сбивай да в корзину собирай.
Задание: Метание “лягушатами” (мешочки весом 200 гр. в виде – лягушки) по мухоморам, прикрепленным к кеглям или круглым мяг. модулям. Собрать мухоморы в корзину, в подарок для Бабы-Яги. Затем берем по бабочке и по очереди, подпрыгнув к шару (поляне), прикрепляем бабочек на цветы. Выполняем поточно.
(На слайде открывается изображение избушки Бабы-Яги без окна).
- Ура! Нашли избушку Бабы-Яги. Здесь и сделаем привал (по ребристой дорожке проходим к мату, садимся).
Что-то наша избушка какая – то кривая, не настоящая. Чего-то не хватает?
Ребята, что нам помогает видеть все вокруг? (Глаза) А у избушки глазами является окно. Где же оно? Я, кажется, догадываюсь как, сделать так чтобы оно появилось, нужно поколдовать. А колдовать мы будем глазами. Вот так (показ).
Выполняем гимнастику для глаз.
Вверх, вниз, влево, вправо, круговые движения глаз, моргаем.
Сейчас мы глазки закрываем, пусть они у нас колдуют.
Пока дети сидят с закрытыми глазами переодеваюсь Бабою-Ягой.
Посчитаем 1, 2, 3, 4, 5… 10 глазки можно открывать.
Появляется Баба-Яга.
- Какие вы молодцы собрали мне мою избушку. Порадовали старушку. И за это я оставлю вас навсегда в моем лесу, мне такие помощники, о-очень нужны.
- А что это у вас за корзина, неужели мои любимые паучки и мухоморчики. Ух, сколько лекарств, приготовлю для лесных зверей.
- Я хочу с вами поиграть в свою любимую игру “Бабка-Ёжка костяная ножка”. Становитесь дружно в круг и повторяйте за мной.
Подвижная игра “Бабка-Ёжка”
Бабка-Ёжка костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала.
А потом и говорит:
- “У меня нога болит!”
Пошла на улицу, раздавила курицу.
Пошла на базар, раздавила самовар.
Пошла в магазин, раздавала мандарин.
1, 2, 3 от Яги беги. 2-3 раза
Заключительная часть
Баба-Яга: Что-то я устала за вами бегать, старость не радость, спина замучила. Ух, уморили вы меня, не хочу вас оставлять в лесу. Сейчас наколдую, и верну вас в ваш детский сад. Только сначала отдышусь. Лягу, отдохну, а вы чего стоите, давайте вместе со мной ложитесь. Полежим на звезды посмотрим, помечтаем.
Релаксация (звучит тихая спокойная музыка, дети ложатся на коврики.)
А давайте к звездам поближе поднимемся на воздушных шарах. У вас есть с собой воздушные шары? Шарами воздушными будут у вас животы. Положите руки на живот, чтоб лучше чувствовать надуваются у вас шары или нет (обучение диафраграмному дыханию). Делаем вдох, надуваем шарик, делаем выдох, сдуваем. И вот вы уже высоко в небе, глазки закрывайте, звездочки представляйте. Темное, ночное небо. Яркий месяц, звезды, много – много звезд. Звезды зажигаются, мигают, снова зажигаются, падают и исчезают. Как хорошо! Красиво! Но вот защебетали птицы, выглянуло солнышко и наступило утро. Вы проснулись, потянулись, встали. “Ребята, уже на улице темнеет, Я очень люблю смотреть на звезды ночью, а вы любите? А давайте вместе посмотрим. Но как вы обратно по темноте до детского сада доберетесь
Вот, мы снова в детском саду. Спасибо Бабе-Яге, что помогла нам быстро вернуться. Вам понравился наш поход? Что мы делали? Какие препятствия прошли? Смотрите что, это в рюкзаке, да это же волшебный пирог от Бабы-Яги (с червячками). А как пахнет! Нужно скорей идти в группу пить чай. В колонну становись! Равняйсь! Смирно! В обход по залу за направляющим шагом: “Марш!”
Попрощаемся по-спортивному: “физкульт-пока!”.