Лабораторная работа по химии "Качественное определение углерода в органических веществах. Получение этилена и изучение его свойств"

Разделы: Химия


Тема урока: Качественное определение углерода в органических веществах. Получение этилена и изучение его свойств.

Цели урока.

Образовательная:

- обеспечить закрепление знаний о химических свойствах предельных и непредельных углеводородов;

- экспериментально подтвердить теоретические знания о лабораторных способах получения этилена и его взаимодействия с веществами;

- наблюдение химических явлений.

Развивающая:

- формирование практических умений и навыков обращения с лабораторным оборудованием;

- развить исследовательские умения наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная:

- развитие познавательного интереса к изучению химии;

- воспитание культуры проведения опытов и соблюдения правил техники безопасности.

Тип занятия: урок формирования и совершенствования умений и навыков.

Вид занятия: лабораторная работа;

Методическое обеспечение: инструкционная карта на выполнение лабораторной работы №7, презентация Power Point.

Оснащение: мультимедиа проектор, компьютер, набор реактивов для выполнения лабораторной работы №7.

Урок сопровождается презентацией. Приложение 1

I. Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности студентов к занятию.

II. Сообщение темы занятия, постановка целей урока

Сегодня мы приступаем к выполнению Лабораторной работы №7, по теме: "Качественное определение углерода в органических веществах. Получение этилена и изучение его свойств".

Цель нашего занятия: выявить свойства предельных и непредельных углеводородов с помощью характерных химических реакций. Освоить навыки получения этилена в лабораторных условиях.

Послушайте внимательно притчу, и сделайте выводы:

В очень давние времена при дворе китайского императора жил-был один старый садовник. Цветы и плоды из императорских садов славились по всему Китаю. Росло в саду грушевое дерево, которое плодоносило раз в десять лет, и лишь тогда созревали груши когда было теплое лето. Однажды весной император вызвал своего садовника и приказал, что бы осенью тот принес ему зрелые груши. И пообещал наградить его золотом: "Я дам тебе столько золота, сколько будут весить груши, которые ты мне принесешь. А если не исполнишь - прикажу казнить".

Лето выдалось холодное, не было ни какой надежды, что груши созреют. Но садовник снял недозрелые груши, разложил их в своей комнате и стал окуривать их ладаном. Груши налились, стали янтарно-желтыми и пахли медом. Но садовник не понес груши императору, а раздал детям и после этого исчез. Секрет дозревания груш исчез вместе с ним.

Прошло много столетий прежде чем проверили состав дыма ладана. Оказалось, что в его дыме имеется бесцветный легкий газ - этилен. В настоящее время он используется для дозревания плодов. Назовите другие области применения этилена?

(Предполагаемый ответ: Этилен применяется при изготовлении каучука, растворителей, этилового спирта; при полимеризации этилена получаю полиэтилен - синтетическое высокомолекулярное вещество.)

III. Проверка теоретических знаний студентов

Фронтальный опрос студентов:

1. Какие из этих веществ изомерны между собой?

(Ответ: а, в.)

2. Какое слово лишнее в ряду: метан, пентан, бутен, гексан, октан, декан.

(Ответ: бутен.)

3. Исправьте ошибку в строении молекулы и назовите алкен:

3-метил-4,7-диэтилнонен-4)

4. Назовите алкен следующего строения:

(Ответ: 6-метилгептен-3.)

5. Каким способом в лабораторных условиях получают этилен, запишите уравнение реакции на доске?

(Предполагаемый ответ: Дегидратация спиртов при нагревании и с использованием в качестве катализатора Н2SO4.

Уравнение реакции: )

6. Почему непредельные углеводороды химически более активны, чем предельные?

(Предполагаемый ответ: Непредельные углеводороды химически более активны за счет наличия кратных связей. "Пи"- связь менее прочная, чем "сигма" - связь, поэтому она легко разрушается под действием различных реагентов)

7. Допишите реакцию:

Какие вещества можно идентифицировать с помощью данной реакции

Реакция с бромной водой является качественной реакцией на все непредельные углеводороды.)

8. Какие продукты реакции образуются при полном окислении углеводородов?

(Ответ: При полном окислении углеводородов в избытке кислорода образуются углекислый газ СО2 и вода Н2О .)

9. Вставьте пропущенные слова:

При присоединении веществ типа НХ, где Х = гплоген, - ОН группа, к несимметричным алкенам, атом водорода присоединяется к атому ... у ... связи, связанному с ... числом атомов ... .

(Ответ: углерода; кратной (двойной); наибольшим; водорода )

10. Завершите предложение:

Полимеризацией называется процесс соединения одинаковых молекул (мономеров), протекающий за счет разрыва кратных связей, с образованием ... .

(Ответ: высокомолекулярного соединения (полимера).)

Часть студентов получает письменные задания: (Приложение 2)

IV. Текущий инструктаж - представление правил техники безопасности с использование презентации.

Прежде чем приступить к самостоятельно работе, необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности:

1. Соблюдать осторожность при работе с нагревательными приборами.

2. Спиртовку зажигать, не наклоняя к другой спиртовке, а поднося зажженную спичку к фитилю спиртовки.

3. Гасить спиртовку, накрывая колпаком.

4. При работе с реактивами соблюдать осторожность, не допуская попадания на одежду и кожу.

На данной лабораторной работе вы впервые сталкиваетесь с жидкостями органического происхождения, которые легко проникают в организм в виде паров через кожу. Пары как правило раздражают верхние дыхательные пути, слизистые оболочки глаз и носа.

5. В избежании ожога слизистых оболочек не следует подносить реактивы к лицу, пробовать их на вкус.

V. Самостоятельная работа студентов

Каждый из вас получил инструкционную карту на выполнение лабораторной работы №7. (Приложение 3). Ваша задача подробно изучить инструкционную карту: понять какие цели стоят перед вами при выполнении данной работы; какие умения и навыки вы должны приобрести в ходе выполнения работы. Проверьте соответствует ли набор реактивов заявленному в перечне приборов и реактивов. Еще раз обратите внимания на правила техники безопасности. Тщательно изучите методику проведения опытов, и проделайте опыты. Оформите все записи в тетрадь соответственно предъявляемым в инструкционной карте требованиям.

VI. Итоговые отчеты студентов о проделанной работе

Обратите внимание на пункт инструкционной карты "подведение итогов". После того как вы проделаете все опыты и заполните таблицу с данными приступайте к выполнению итогового задания.

Подведение итогов.

1. Объясните, почему при сгорании муки образуется обуглившаяся масса черного цвета, ведь органические вещества сгорая разлагаются на воду и углекислый газ?

(Предполагаемый ответ: масса черного цвета свидетельствует об образовании углерода, это говорит о том, что произошла реакция неполного окисления, то есть при недостатке кислорода.)

2. Какую роль играет концентрированная серная кислота при получении этилена из этилового спирта.

(Предполагаемый ответ: Концентрированная серная кислота выступает катализатором данного процесса.)

3. Запишите уравнение реакции этилена с йодной водой в структурной форме.

4. Объясните, почему этилен обесцвечивает раствор перманганата калия.

(Предполагаемый ответ: Раствор перманганата калия обесцвечивается в при действии на него этиленом потому, что в процессе реакции образуются двухатомные спирты (диолы) - бесцветные вещества.)

Каждый должен предоставить отчет о проделанной работе в виде: грамотна оформленной тетради, заполненной таблицы с данными о проделанных опытах, и выполненным итоговым заданием из инструкционной карты.

(По усмотрению преподавателя задаются дополнительные вопросы.)

VII. Подведение итогов занятия

Если у кого-то есть вопросы прошу их задавать. Все ли вам понятно? Оценки за урок.

VIII. Домашнее задание

Повторить материал учебника со страниц 189-221.

Составьте цепочку превращений используя изученный материал по темам: "Алканы", "Алкены", "Алкадиены", "Алкины".