Медиаобразовательная направленность уроков литературы в старших классах

Разделы: Литература


Медиаобразовательные задачи современного школьного образования заключаются в формировании умения работать с информацией: добывать, отбирать, осмысливать, перерабатывать, передавать, переводить из одной знаковой системы в другую и т.п.

В данной статье мы не апеллируем к интернету и его возможностям (они всем известны, хотя для учителя данные, добытые учениками из интернета, представляют определенную трудность в плане достоверности и качественной переработки их учащимися). А вот учебник по-прежнему актуален, удобен.

Приведем несколько примеров использования информации учебника как способа самостоятельно ее отбирать и перерабатывать.

Пример 1. Обучение работе с учебником по теме “Божественная комедия” Данте” (9-й класс).

Используем учебник Маранцмана (Литература: Учебное пособие для 9 кл. общеобраз. учр-й. – 4-е изд. – М.: Просвещение: АО “Московские учебники”, 1997; с.с. 70–76 верх и 79–80) и печатные листы с заданиями (на листах могут быть пробелы для ответов учеников).

Формулируем медиаобразовательные задачи для учащихся:
учимся точно отбирать материал учебника в соответствии с заданиями, осмысливать его и кратко излагать в письменной или иной графической форме, а также обобщать и систематизировать.

Задание: отобрать в соответствии с вопросами материал из статьи учебника, кратко записав ответы.

Рекомендации для учащихся:

  1. читая текст и находя нужный материал, отмечайте цифрами на полях номера вопросов с учетом того, что ответы могут быть разбросаны;
  2. форма записи может быть различной, включая схемы, таблицы, рисунки и т.п.

Содержание работы.

  1. Архитектоника (строение) “Комедии”.
  2. Жанр произведения.
  3. Сюжет (кратко, через схему).
  4. Общая тональность произведения.
  5. Новаторство (нововведения) Данте в области итальянского языка (с особым вниманием к заслуге Данте перед народом и национальной культурой).
  6. Мнение Пушкина о Данте (вспомнить о заслуге Пушкина в формировании русского литературного языка).
  7. Идея произведения.
  8. Антагонистические (противоположные, контрастные) тенденции в поэме (через схему или в 2 колонки).
  9. Строфика произведения (схема).
  10. Мнение Гете о Данте (вспомнить или узнать, кто такой Гете).
  11. Девиз жизни Данте.
  12. Архитектоника 1-й части “Божественной комедии” (рисунок).
  13. Ваше отношение к иерархии пороков, предложенной Данте в его поэме (письменный ответ).
  14. Эстетическое воздействие произведения на читателя.
  15. Перечислить героев части “Ад” с указанием их грехов.
  16. Гуманистические тенденции в творчестве Данте.
  17. Ваш вывод о творческой личности и великом творении Данте.
  18. Чьим законам следовал в жизни Данте? (Письменный ответ.)

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос “Согласны ли вы с мнением Данте о губительной сущности страсти к познанию? Да? Нет? Почему?”

Пример 2. Уроки по теме “Символизм”: “Планета” Андрея Белого (11-й класс).

Используем материалы 2-х хрестоматий: автор Баранников (Русская лит-ра, 20 век. Хрестоматия для 11 кл. общеобраз.учр-й. В 2 ч./ Сост. А.В.Баранников и др.– 2-е изд., дораб.– М.: Просвещение: АО “Московские учебники”, 1996 г.) и автор Лыссой (Русская литература 20 в. 11кл.: Хрестоматия для общеобразов.учр. /Под ред. Ю.И.Лыссого. – 2-е изд.– М.: Мнемозина, 2001).

Рассчитано на 2 урока. Возможна групповая форма работы.

Мы опускаем дидактические цели урока (они ясны любому учителю) и формулируем медиаобразовательные задачи для учащихся (обращаем внимание, что они отличаются от задач для девятиклассников):
отобрать в учебнике материал в соответствии с заданиями, изложить его кратко в удобной для вас форме (план, схема, тезисы, таблицы).

На листах с заданием есть некий справочный материал, который поможет старшеклассникам в работе (здесь он выделен курсивом). Итак, содержание задания:

1. Жизнь и творчество А.Белого (обзор) (из хрестоматии Баранникова, с.144) по следующим пунктам:
а) особенности биографии, судьбы;
б) особенности символизма А.Белого;
в) особенности литературного творчества;
г) вклад Белого в русскую литературу.

2. Эстетические взгляды Белого
(всеобъемлющий эстетизм, выражающийся в красоте звучания и начертания слов для максимально точного выражения мысли;
музыкальное начало жизни и творчества) и их реализация в поэтических произведениях.

Данный этап самостоятельной работы одиннадцатиклассников сопровождается анализом стихотворений, приведенных на с.с.99–101 в хрестоматии Лыссого и на с. 145–146 – Баранникова.

В помощь вопросы и задания:

  1. Каковы впечатления от прочитанных стихотворений?
  2. Какой видится поэту Россия?
  3. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения в каждом конкретном случае.
  4. Как поэт реализует в стихотворениях свои эстетические взгляды?

3. Справка: Белого – поэта в современном сознании потеснил Белый – прозаик, чей “Петербург” (1914) стал одной из вершин европейского романа. Он создал новый вид романа. “Весь роман мой изображает в символах места и времени подсознательную жизнь искалеченных мысленных форм”, а подлинное место действия романа – вовсе не реальный Петербург, а “душа некоего не данного в романе лица, переутомленного мозговой работой”. Отсюда Петербург – условный город, созданный воображением в целях реализации мысленных форм”, то есть представлений А.Белого о характере исторического процесса, каким он оказался в России в начале 20 века.

а) Чтение с. 101–103 в хрестоматии Лыссого.
б) Найти и объяснить не менее 5 символов, имеющихся в приведенном из романа отрывке, опираясь на информацию в справке.

4. Мини-эссе на тему “Открытый мною А.Белый”.