Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Электрические явления". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Урок проводится в форме коллективно-творческой игры-соревнования “Покорение вершины “Электричество”. Данная игровая методика описана в статье А.И.Архиповой в журнале “Физика в школе”, № 2, 1989 г. Дидактические игры используются на уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения. В организации и проведении данного урока выделены пять основных этапов: подготовительный, организационный, игровой, обобщающий, этап подведения итогов.

Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета состязаний. Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценивания уровня знаний.

Технологическая карта игры.

Подготовительный этап (проводится накануне, когда учащиеся делятся на группы). На данном этапе формируются три группы, отличающиеся по уровню подготовки. Соответственно и задания для них подбираются дифференцированно. Учащиеся знакомятся с правилами игры. Учитель представляет командам инструкторов, которые будут вести учет выполненных заданий.
1-й этап игры . Организационный. Вступительная часть урока Учитель представляет оборудование и материалы к уроку, оформленные на доске (планшет с изображением горного пейзажа и маршрутом восхождения). Привалы пронумерованы, их пять. Каждая команда получает пронумерованные задания для привалов. Группы находятся на исходной позиции. Старт обозначен флажком. На доске записаны темы этапов маршрута (этапы урока по темам повторения ). Учащимся раздаётся “Инструкция по технике безопасности при восхождении на пик “Электричество”.
2-й этап. Игровой. Основная часть урока

 

Учащиеся выполняют задания как на переходах, так и на привалах. На переходах группы отвечают на вопросы по темам маршрута. Здесь командам предлагаются качественные вопросы. На доске ведется учет штрафных и поощрительных очков (учет ведет учитель). На привалах “альпинисты” выполняют задания на индивидуальных картах (Приложение 1) по темам этапов маршрута за отведенное время. Здесь предлагаются расчетные задачи и экспериментальные задания. Учет выполнения заданий учащимися ведет инструктор группы (Приложение 2).
3-й этап. Обобщающая часть урока

 

После 4-го привала подводятся итоги восхождения, обобщаются результаты. Всего команды должны выполнить определенное количество заданий (зависит от количества учащихся в команде). С учетом поощрительных и штрафных очков лидирующая команда получат право вскрыть конверт с последним заданием на пике восхождения (привал № 5). В конверте 2 “сюрприза”. Здесь группу может ждать удача или наоборот, неудача (в зависимости от того какую карточку вытянут).
4-й этап. Подведение итогов (оценивание результатов) В конце урока, после выполнения заданий, лидирующая команда получает право вскрыть конверт на привале № 5, выполнив задания, они могут заработать 5 баллов.

Остальным ученикам учитель выставляет оценки за работу по индивидуальным картам после их проверки.

Цели урока:

Образовательные:
– повторить пройденный материал и выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса;
– проверить знания учащихся по узловым вопросам электродинамики и развить умения применять изученные понятия и законы на практике: правильно собирать цепь, составлять отчет о проделанной работе, применять знания в измененных условиях при решении задач и обсуждении теоретических вопросов;
– продолжать формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по теме и для решения задач.

Развивающие:
– сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
– развивать умение анализировать учебный материал;
– развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.

Воспитательные:
– воспитать умения и навыки коллективной работы;
– содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Оборудование: планшет с изображением горного пейзажа с маршрутом восхождения; флажки 3-х цветов (красный, синий, зеленый) на магнитах; “инструкция по т/б” при восхождении; таблица учета поощрительных и штрафных очков (на доске); карточки-задания для членов команд на 4-х привалах. (общее кол-во 25*4=100);задание на привале № 5;индивидуальная карта альпиниста (25 шт.); таблица учета выполнения заданий альпинистами группы(для инструкторов,3 шт.);утюг; два электроскопа; электроизмерительные приборы (амперметры, вольтметры), реостаты, соединительные провода, ЛИПы, ключи, лампочки (5 комплектов).

План урока (составляется в соответствии с технологической картой игры):

1. Организационный момент. Учитель представляет оборудование и материалы к уроку, оформленные на доске (планшет с изображением горного пейзажа и маршрутом восхождения), знакомит команды с инструкторами.

2. Вступительная часть урока. Учитель объявляет тему урока, цели и задачи предстоящего занятия. Во вступительной части урока учитель представляет темы для повторения и закрепления. Учащимся раздаются “Инструкции” по технике безопасности при восхождении на пик “Электричество” (правила проведения игры, оценивание результатов работы учеников поэтапно).

3. Основная часть урока. 2 этап игры. Решение расчетных задач и экспериментальных заданий.

4. Обобщающая и закрепляющая часть урока. 3 этап игры. Лидирующая команда выполняет дополнительные задания повышенной сложности, в которых закрепляется изученный и повторенный материал.

5. Подведение итогов. Оценивание результатов по итогам заполнения индивидуальной карты и объяснение домашнего задания творческого характера.

Оформление доски.

Тема урока: Электрические явления.

Электричество нам помогает во всем.
Освещает, готовит, стирает.
Ходит транспорт, и лампочки светят кругом,
Даже школьник машинкой считает.

Темы этапов маршрута .

  1. Электризация тел. Строение атома.
  2. Электрический ток. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
  3. Виды соединения проводников.
  4. Работа и мощность тока.

Таблица учета очков на переходах(устные ответы).

Учет поощрительных и штрафных очков команд
команды №привала Поощрит. очки. Штрафные очки Кол-во заданий Выполненные задания итог
1 1
2
3
4
2 1
2
3
4
3 1
2
3
4

Ход урока.

Вступительная часть урока.

Учитель объявляет тему урока, цели и задачи предстоящего занятия. Во вступительной части урока учитель представляет темы для повторения и закрепления:

  1. Электризация тел. Строение атома.
  2. Электрический ток. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
  3. Виды соединения проводников.
  4. Работа и мощность тока.

Учащимся раздаются “Инструкции” по технике безопасности при восхождении на пик “Электричество” (правила проведения игры, оценивание результатов работы учеников поэтапно).

Инструкция по технике безопасности при восхождении на пик “Электричество”.

  1. Каждая ошибка, неточность в устных ответах на переходах – 1 штрафной балл.
  2. На привалах каждый альпинист выполняет задания на разрядной карте альпиниста (за отведенное время).
  3. Группа, которая лидирует по количеству выполненных заданий “зарабатывает” один поощрительный балл на привалах.
  4. Группа, набравшая большее количество баллов с учетом штрафных и поощрительных очков, получает право на восхождение на вершину “Электричество”.
  5. По итогам выполнения всех заданий в индивидуальной карте альпинистам присваиваются разряды: 5, 4, 3.(соответствующие оценкам).
  6. В случае достижения пика “Электричества” первыми, члены группы получают право вскрыть конверт с сюрпризом, в зависимости от содержания которого, могут быть присвоены участникам разряды.

Игровая часть урока.

Учащимся зачитывается тема первого этапа маршрута “Электризация тел. Строение атома”. Учащиеся отвечают на вопросы, чтобы получить право перехода на первый привал, учитель фиксирует штрафные очки в таблице учета баллов.

Вопросы 1-го этапа маршрута.

  1. Каково происхождение слова электричество?
  2. Как передать электрический заряд от одного тела к другому?
  3. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака, разного знака?
  4. Как на опыте доказать, что заряд делится на части?
  5. Что вы знаете о строении атома?..

Все команды получают право перехода на привал № 1.Отдыхая, на привале № 1 каждый учащийся самостоятельно выполняет индивидуальные задания по карточкам в индивидуальной карте альпиниста (приложение 1). По истечении времени выявляется лидирующая группа по количеству выполненных заданий, которая получает поощрительный балл. Учет выполненных заданий осуществляют инструкторы (время привала 3 минуты). Флажки на планшете передвигаются на привал №1 в порядке лидирования.

Пример индивидуальных заданий на привале № 1.

Ученикам выдаются цветные карточки с дифференцированными заданиями по теме 1 этапа маршрута. Красные – для учащихся команды, претендующих на 5 разряд (группа “А”, на оценку “5”); синие – на 4 разряд (группа “Б”); зеленые – на 3 разряд (группа “В”).

Привал 1.
Группа “А”
Каково строение атомов водорода, гелия и лития?
Привал 1.
Группа “ Б”
Почему можно наэлектризовать трением эбонитовую палочку, держа её в руке, а металлический стержень нельзя?
Привал 1.
Группа “В”
Какие два рода электрических зарядов существует в природе?

На втором и последующих этапах маршрута даются задания в аналогичной последовательности.

Вопросы  2-го этапа  маршрута.

Тема: Электрический ток. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

  1. Что такое электрический ток?
  2. Условия возникновения электрического тока?
  3. Сила тока (запись формулы)?
  4. Причина сопротивления проводника?
  5. Закон Ома для участка цепи?

Здесь также фиксируются штрафные очки. Учащиеся выполняют задания по карточкам второго привала. (4 минуты.)

Пример индивидуальных заданий на привале № 2.

Привал 2.
Группа “А”
В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм², при напряжении 220 В сила тока 4А. Какова длина проволоки?
Привал 2.
Группа “ Б”
Определите силу тока в электрической лампе, если через её спираль за 10 мин. Проходит 300 Кл количества электричества.
Привал 2.
Группа “В”
Укажите, какие основные составные элементы входят в цепь электрического тока.

По истечении времени выявляется лидирующая группа по количеству выполненных заданий, которая получает поощрительные очки(1 балл).

Вопросы 3-го этапа маршрута.

Тема : “Виды соединения проводников”

  1. Какое соединение проводников называют последовательным?
  2. Какое соединение проводников применяют в жилых помещениях? Почему?
  3. Какие напряжения используют для бытовых нужд?
  4. Какая электрическая величина одинакова для всех проводников, соединенных последовательно? параллельно?
  5. Как найти общее сопротивление цепи, зная сопротивление отдельных проводников при последовательном и параллельном соединениях? ...

Аналогично, фиксируются штрафные очки, учащиеся выполняют индивидуальные задания.

Пример индивидуальных заданий на привале № 3.

Привал 3.
Группа “А”
Измерить сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Выбрать необходимое оборудование самостоятельно.
Привал 3.
Группа “ Б”
Измерить силу тока в цепи, состоящей из источника тока, ключа, лампочки, амперметра, Измерить напряжение на источнике.
Привал 3.
Группа “В”
Отметить на линиях, изображающих соединительные провода, возможные места включения амперметра в последовательной цепи.

После выполнения заданий группы располагают свои флажки на привале №3  в порядке лидирования.

Вопросы 4-го этапа маршрута.

Тема: “ Работа и мощность тока”.

  1. Вычислить работу тока в утюге за 2 часа (по паспортным данным).
  2. Какими приборами измеряют работу электрического тока?
  3. Как рассчитать мощность?
  4. Закон Джоуля– Ленца ?
  5. Для какой цели служат предохранители, включаемые в сеть? ...

Учащиеся выполняют индивидуальные задания по теме 4-го привала.

Пример индивидуальных заданий на привале № 4.

Привал 4.
Группа “А”
Два проводника одинаковой длины из одного и того же материала ,но разного сечения включены последовательно в цепь. В каком из них выделяется большее количество теплоты за одно и тоже время? Почему?
Привал 4.
Группа “ Б”
Спираль плитки укоротили. Изменится ли от этого накал плитки? Если да, то как?
Привал 4.
Группа “В”
На баллоне электрической лампы написано 220 В и 40 Вт. Какие величины указаны?

Обобщающая часть урока.

Лидирующая команда получает право вскрыть конверт на пятом привале, в котором могут быть сюрпризы следующего содержания:

  1. Поздравляем вас с победой, молодцы!
  2. Внимание! Ожидается сход лавины! Спуститься на 1 переход и объяснить физическое явление, которое встречается в следующем тексте (задание в карточке). Группа считается лидером, если справится с заданием.

Подведение итогов.

Учитель выставляет оценки учащимся и дает домашнее задание.

В заключение хочу отметить, что игровая форма позволяет развивать умения устанавливать логическую связь между отдельными фактами, выделять из ряда явлений то, которое характеризуется отличными от других физическими законами. В такой игре раскрывается характер учащихся, понимание ими явлений, фактов окружающего мира.