Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Урок строится в виде путешествия по древним русским городам “Золотого кольца России”, где учащиеся становятся слушателями и экскурсоводами этого путешествия.

Цель урока:

  • познакомить детей с интересными городами нашей Родины и её достопримечательностями;
  • развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.

Оборудование:

  • карта России;
  • карта “Золотое кольцо России”;
  • фотографии с изображением городов;
  • изделия из финифти;
  • картинка автобуса;
  • микрофон;
  • таблички с названием городов, основателей, святых;
  • красные кружки;
  • репродукции картин И.Левитана.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.

Учитель: Сегодня у нас не простой урок, сейчас мы отправимся в путешествие. Побываем в древних русских городах “Золотого кольца России”. Почему кольцо? И почему золотое? В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы. Презентация. (Слайд 1)

Учитель: Посмотрите, кто нас ждёт?

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином!

Дети: Автобус. (Слайд 2)

Учитель: Правильно. Автобус поможет нам побывать в древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир “Золотое кольцо”.

Учитель: Рассмотрите карту “Золотое кольцо России” в учебнике на странице 88. (Окружающий мир. Плешаков А.А.) (Слайд 3)

Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.

Дети: Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.

Учитель: Покажите на карте эти города.

А в тетради на странице 45 с помощью карты учебника подпишите эти города.

2. Объяснение нового материала.

Учитель: В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту России. (На карте указан маршрут следования.) (Слайд 4)

Учитель: Покажите на карте столицу нашей Родины.
Кто был в Москве? Что особенно запомнилось?
Кто основал Москву?

Дети: Князь – Юрий Долгорукий.

Учитель: Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.

(Говорит в микрофон.)

Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад. (Слайд 5)

Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!

Учитель: В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря Сергиева-Посада.

Дети: Троице-Сергиева лавра.

Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.

(Слайд 6)

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

Учитель: Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города.

Дети: Спасо-Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.

Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов. (Слайд 7)

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути! (Слайд 8, 9, 10)

Учитель: Какая самая замечательная часть Ростова? Запишите в таблицу.

Дети: Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.

Экскурсовод 4: Дорогие пассажиры! Следующая остановка – город Углич. (Слайд 11)

Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова “угол”. Река в этом месте изгибается, течёт “углом”. В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы “Чайка”. Вот чем славен этот город. Счастливой дороги!

Учитель: Какие достопримечательности в городе Углич? Запишите.

Дети: Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.

Экскурсовод 5: Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. (Слайд 12)

Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Приезжайте в этот город!

Учитель: Впишите в таблицу название церквей и прославленного памятника.

Дети: Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Экскурсовод 6: Здравствуйте! Сейчас мы остановимся в городе – Кострома. (Слайд 13)

Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский и Анастасиин монастыри. Доброго пути!

Учитель: Чем славен этот город? Запишите в таблицу.

Дети: Торговые ряды, Ипатьевский монастырь, Анастасиин монастырь.

Экскурсовод 7: Здравствуйте! Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс. (Слайд 14)

Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник – Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. (Показ репродукций И.Левитана.) (Слайд 15)

Учитель: Запишите, какой музей открыт в этом прекрасном городе.

Дети: Музей И.И.Левитана.

Экскурсовод 8: Дорогие пассажиры, мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город – музей под открытым небом. (Слайд 16)

Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений. Счастливого вам пути!

Учитель: Где в Суздале собраны старинные постройки из дерева? Впишите в таблицу.

Дети: Музей деревянного зодчества.

Экскурсовод 9: От Суздаля совсем недалеко до Владимира. (Слайд 17)

Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Удачного завершения путешествия!

Учитель: Запишите памятники старины в этом городе.

Дети: Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор.

Учитель: Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Огромное спасибо нашим экскурсоводам.

3. Закрепление изученного.

Учитель: 1. Узнайте города по описанию. Впишите в клеточки названия городов на странице 47 под № 3.

Дети: Сергиев – Посад, Кострома, Углич, Суздаль.

Учитель: 2. Вспомните, с именами каких великих людей связаны названия городов на странице 47 в № 4? Соедини линиями. Кто эти люди?

Дети: Основатели городов – Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Ярослав Мудрый.

Учитель: 3. Самостоятельная работа. А теперь, давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд: “Золотое кольцо России”. (Раздаточный материал.)

4. Итог урока.

Учитель: Понравилось ли вам путешествовать?

Перечислите города Золотого кольца России.

Дети: Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир. (Слайд 18, 19)

Почему кольцо? Почему золотое?

Приложение.