Урок русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: закрепление и систематизация знаний

Цели: закрепить знания о звонких и глухих парных согласных, способе проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова; обогащать словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать толерантное отношение друг к другу.

1. Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью видит сны?
(Медведь)

 (Приложение. Слайд 2)

Сегодня медведь – сильный и настойчивый зверь будет помогать оценивать нашу работу на уроке. Оценивать будем с помощью значков “+” –“молодец” или “0” – “постарайся”.

2. Актуализация знаний, чистописание.

Проговорите друг другу правила красивого письма. Подготовим пальчики для письма.

Откройте тетради и прочитайте слово в ваших тетрадях. Какая буква пропущена в этом слове? Докажите.

Вставьте нужную букву в слово и пропишите слово медведь в тетрадях.

Посмотрите в тетрадь соседа, похвалите его или еще раз напомните о правилах красивого и правильного письма. Гость нашего урока просит оценить вашу работу значком.

Почему необходимо было проверить написание согласной буквы “д” в слове медведь?

Сформулируйте тему урока, опираясь на последний ваш ответ.

3. Закрепление знаний и способов.

Назовите, какие пары по звонкости – глухости образуют звуки в русском языке?

(Слайд 3) Еще раз назовем парные согласные звуки по звонкости – глухости.

Я слышу какой-то шум. (Слайд 4) Да это же ссорятся согласные. Давайте поможем им решить спор, какой букве стоять в этих словах. (Клю(ф,в), гла(з,с), но(ш,ж), сле(т,д), гер(п,б). Обговорите в группах, какую букву нужно писать в конце слова и вставьте эту букву в слово на карточке.

Объясните, какая буква “победила” в ссоре?

Вспомните правило проверки парных согласных.

Молодцы, ребята, что вы разрешили спор между буквами. А как вы относитесь к ссорам?

Жить нужно в мире и в ладу с другими людьми.

Какое слово на карточке записано последним? Что обозначает это слово? (Слайд 5) На гербах некоторых городов России встречается этот могучий зверь – медведь. На экране вы можете увидеть гербы города Ярославля, Новгородской области, Пермского края. И наш герой требует оценить работу вашего соседа значком “+” или “0”.

Зазвенел веселый лесной ручеек. И мы поиграем в “ручеек”. Запишите слова утюг, глобус, камыш, мед

Проверьте написание слов по образцу. (Слайд 6)

Кто рад за себя и свою команду?

Доволен и мишка, что вспомнили о его любимом лакомстве – меде.

4. Физкультминутка.

Медведь приглашает нас на зарядку.

5. Закрепление знаний.

Предлагаю новое задание.

Вспомним, что мы называем предложением?

(Слайд 7) Прочитаем группы слов на экране.

Из предложенных групп спишите только предложения.

Какое предложение вы выписали?

Почему?

Обсудите в группах, как дополнить первую группу слов словом с парным согласным на конце так, чтобы получилось предложение.

Какие предложения у вас получились?

Кого называют “хозяином леса”?

(Один ученик у доски записывает предложение: Медведь – хозяин леса.)

Найдите в предложениях слова с парным согласным и подчеркните эти слова. (Проверка выполнения задания.)

И снова герой урока просит, чтобы вы оценили свою работу с помощью знаков “+”, “0”.

6. Физкультминутка для глаз.

Упражнение для глаз “смотрю вдаль”, “моргание”, “земля – небо”.

7. Словарно-орфографическая работа.

Какие родственные слова можно подобрать к слову медведь? Запишем эти слова. (1 ученик у доски.)

Эту группу родственных слов можно дополнить словами медвежатина – медвежье мясо, медвежья, т. е. принадлежит медведю. Как пишется общая часть родственных слов? (Обратить внимание на чередование звуков д//ж.)

Медведица – это кто?

Есть Большая медведица. Что называют Большой медведицей? (Слайд 8)

Издавна созвездие Большой медведицы помогает найти дорогу путешественникам, а нам указывает, что необходимо оценить свою работу значками.

8. Подведение итогов, рефлексия.

Посмотрите на поля своей тетради. Посчитайте количество знаков, оцените свою работу.

Я начну, а вы продолжите.
Мне понравилось на уроке…
Мне было трудно на уроке…

Я благодарю вас за работу и думаю, что наш герой также доволен вашей работой на уроке.

(Слайд 9)

9. Информация о домашнем задании.

Упр. 147, с. 116. Откройте учебник, прочитайте задание к упражнению.

Какие вопросы возникли по выполнению домашнего задания?