Цель урока: познакомить учащихся с понятиями радиус и диаметр.
Задачи урока: сформировать понятия : радиус и диаметр; совершенствовать умение работать циркулем; развивать логическое мышление, творческие способности. память, воображение; воспитание аккуратности, культуры общения и поведения в учебном процессе
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устные упражнения.
Учитель. Сегодня наш урок мы начнём с решения кроссворда. Решив его, мы узнаем ещё одно слово, связанное с понятием “круг” и “окружность”. Вы готовы приступить к этой работе?
Дети. Да.
(Приложение. Слайд 1)
Учитель.
- Единица измерения длины, которую можно заменить 10 сантиметрами. (Дециметр.)
- Чертёжный инструмент, при помощи которого можно построить окружность. (Циркуль.)
- Отрезок соединяющий центр и любую точку лежащую на окружности. (Радиус.)
- Сотая доля метра. (Сантиметр.)
- Место, в котором находится иголка циркуля, называется …(Центр.)
- Основная единица длины. (Метр.)
- Часть плоскости, ограниченная окружностью. (Круг.)
Учитель. Прочитайте, какое слово получилось. Сегодня тема нашего урока: “Радиус и диаметр”(Слайд 2)
3. Работа над новым материалом. Работа с учебником
Учитель. Откройте учебники на странице 50. Прочитайте задание № 1.
Дети читают задание.
Учитель. Что необходимо сделать для выполнения этого задания?
Дети. Нужно построить окружность и провести два радиуса так, чтобы они находились на одной прямой.
Что необходимо сделать, прежде чем начинать работу с циркулем?
Дети. Отметить центр окружности.
Дети самостоятельно выполняют построение окружности, проводят радиусы.
Учитель. Обведите красным карандашом отрезок, образованный этими двумя радиусами. Этот отрезок называется ДИАМЕТРОМ данной окружности. А теперь внимательно посмотрите на эти чертежи (Слайд 3). На каком из них изображен диаметр окружности
Дети. На окружности под № 2.
Учитель. Сделайте такой же чертёж у себя в тетради.
Учащиеся выполняют построение.
Учитель. Теперь нам предстоит выполнить задание повышенной сложности, но я думаю, что вы с ним обязательно справитесь.
Учащиеся читают задание № 3.
Учитель. Ребята, я предлагаю вам сначала выполнить первую часть задания и построить окружность с радиусом 3 сантиметра.
Дети выполняют первую часть задания.
Учитель. А теперь давайте вспомним, что такое диаметр.
Дети. Диаметр – это отрезок образованный двумя радиусами.
Учитель. Если один радиус окружности будет иметь длину 3 сантиметра, то чему будет равен второй радиус?
Дети. Тоже 3 сантиметрам.
Учитель. Тогда чему будет равен диаметр?
Дети. Диаметр будет равен 6 сантиметрам.
Учитель. Начертите круг. Отметьте центр этого круга. Проведите в нём два диаметра так, чтобы они пересекались под прямым углом. На сколько частей эти диаметры делят круг? Равны ли эти части? Как это можно доказать?
Учащиеся делают свои предположения.
Учитель. Прочитайте задание № 5. Как мы можем ответить на вопросы задания.
Дети. В круге проведено 4 диаметра и 8 радиусов.
Учитель. Первая окружность имеет радиус 5 см. Вторая окружность имеет диаметр 8 см. У какой окружности диаметр больше и на сколько сантиметров больше? Всё ли нам известно, для того чтобы сравнить диаметры этих окружностей?
Дети. Нам неизвестно чему равен диаметр первой окружности.
Учитель. Мы это можем узнать?
Дети. Да. Если мы сложим два радиуса, то получим диаметр. 5+5=10см
Учитель. А теперь мы можем сравнить диаметры этих окружностей?
Дети. Да. Диаметр второй окружности меньше диаметра первой на 2 см.
Учитель. Как вы это узнали?
Дети. Мы из десяти вычли восемь. Получилось два сантиметра. Значит на два сантиметра диаметр второй окружности меньше, чем диаметр первой.
4. Домашнее задание.
Учитель. Дома вам предстоит выполнить задание в тетради на печатной основе на странице 27. № 1, № 2.
В № 1 Вам необходимо будет начертить окружность и провести в ней диаметр.
В № 2 – вычислить значение числовых выражений.
5. Итог урока.
Учитель. Сегодня на уроке вы познакомились с новым понятием “диаметр окружности”. Давайте ещё раз повторим, что означает это понятие (Слайд 4)
Дети читают определение.
Вам понравился урок? Покажите с помощью “человечков”, какое у вас сейчас настроение. Спасибо за урок.