Классическая музыка как средство формирования музыкальной культуры и социальной компетентности детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема развития социальной компетенции дошкольников – это важная социально и психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы, одна из задач, которая решается в дошкольном возрасте – обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально значимой цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

В социологическом словаре приводится следующее определение: “Социальная компетентность (социальный – межличностный); компетенция – от латинского (Competera – встреча), подразумевает способность к межличностным отношения. Если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации.

Следование социальным нормам делают людей ответственными за их поведение, позволяют регулировать действия и поступки, оценивать их как соответствующее или не соответствующие этим нормам. Ориентируюсь на нормы, человек соотносит нормы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми.

Каким же образом классическая музыка помогает детям дошкольного возраста?

Именно в этом возрастном периоде ребенок накапливает те впечатления, эстетические переживания, вырабатывает музыкально – эстетический вкус, эстетическую оценку, которые в дальнейшем предопределяют уровень нравственного развития, социальной компетенции. С помощью музыкальных произведений ребенок познает мир и себя. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал.

Приобретая определенные знания о музыке, ребенок приобщается к музыкальному искусству. Формирование основ музыкального общения позволяет детям дошкольного возраста адекватно воспринимать музыкальные образы, которые являются отражением элементов окружающей действительности. Таким образом, слушая музыку разных эпох и стилей, в сознании ребенка формируется представление о содержательности музыки связанной с нравственными идеалами, обусловленными историческим развитием общества.

Обращаясь к существующим программам воспитания детей дошкольного возраста, мы видим, что образовательная область: “Музыка” предусматривается всеми программами: “Детство” авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева; “Радуга” автор Т.Н.Доронова; “Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста” автор М.А.Васильева.

Однако, в программе “Детство” авторы И.В.Логинова, Т.И.Бабаева, по которой я работаю, раздел музыкальное воспитание представлен не полностью, прописаны: задачи, содержание, уровни освоения программы, но не указан музыкальный материал. Поэтому, для глубокого постижения содержательности искусства, в своей работе я использую авторскую программу О.П. Радыновой “Музыкальные шедевры”.

Цель программы: Формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста.

Ядром понятия “ музыкальная культура дошкольника” является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.

Музыкальная культура ребенка дошкольного возраста – это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства.

Что бы дать ребенку возможность поближе узнать “ мир людей”, взрослых сверстников необходимо эмоциональное насыщение, содержательное общение взрослого и ребенка в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и окружающий его мир.

Поэтому социальное развитие ребенка, невозможно без познания эмоционального состояния людей (радости, грусти, печали, и т д.).

К теме: “ Музыка выражает настроения, чувства, характер людей” обращались многие музыканты современности: Д.Шостакович, С.Майкапар, С.Прокофьев, а так же композиторы классики, такие как: И.С.Бах, В.А.Моцарт, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков.

Названия музыкальных произведений говорят как бы за себя сами и позволяют моим детям окунуться в состояние тревоги, грусти, радости, печали, восторга. Настроения, переданные в музыке, отражены в названиях: “Весело – грустно” Л.Бетховена; “Плакса”, “Злюка”, “Резвушка” Д.Кабалевского; “Смелый наездник” Р.Шумана; “Ласковая просьба” Г.Свиридова.

Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются, (тревожные, таинственные, взволнованные, решительные), развивается и обогащается “словарь эмоций”. В процессе восприятия музыки дети учатся, а со временем уже и умеют сопереживать услышанную музыку, выражать в движении, мимике образы, настроения согласно с характером звучания музыки, оркестровать музыкальные произведения.

Наиболее полно данный раздел представлен в авторской программе О.П.Радыновой “Музыкальные шедевры”. В эту программу включены еще пять тем:

Тема: “Песня, танец, марш”. Знакомя детей с этой темой я, помогаю детям накапливать опыт представлений о жанрах на репертуаре классической и народной музыки.
Осуществляю преемственность дошкольного и школьного музыкального образования.

Тема: “Музыка рассказывает о животных и птицах” – наиболее близкая и любимая у моих детей, так как дает им представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастные сопоставления пьес с различными и одинаковыми названиями позволяют моим воспитанникам: развивать образную речь, проявлять творчество (передавать в танцевальных образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей), инсценировать простейшие музыкальные пьесы, изображать в рисунках образы навеянные музыкой.

Тема: “Природа и музыка” включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года. На различных сопоставлениях музыкальных произведений детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, танца). У детей развиваются: эстетические чувства, образная речь (применение эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные другими видами искусства). Начиная со среднего возраста, дети умеют передавать образы природы в рисунках цветовыми пятнами, а в старшем возрасте, рисовать музыку: на стекле, мокрой бумаге, ткани. Продуктами детского творчества оформлены – альбомы, выставки нашего ДОУ.

Тема: “Сказка в музыке” позволяет детям познакомиться с разными сказочными пьесами классической музыки: “Баба Яга” П.И.Чайковского, “Избушка на курьих ножках” М.П.Мусоргский, “В пещере горного короля” сюита из музыки Э.Грига к драме Г.Ибсена “Пер Гюнт”, а так же с балетами П.И.Чайковского: “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”.
Дети с большим удовольствием участвуют в постановке детских мини – опер: “Муха – Цокотуха” по мотивам К.Чуковского, музыка М.Красева.; “Колосок” либретто А.Овсянниковой, музыка М.Красева; “Репка” по мотивам русской народной сказки музыка О.Боромыковой. Принимали участие в проведении новогоднего утренника, на котором были использованы характерные танцы из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Тема: “Музыкальные инструменты и игрушки” знакомят с произведениями, имитирующими подражания звучания музыкальных инструментов (музыкальных табакерок, колокольчиков, шарманок), а так же с музыкальными инструментами симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. Дети с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах такие музыкальные произведения как: “Марш ” из балета “Щелкунчик” музыка П.И.Чайковского, “Итальянскую польку” музыка С.Рахманинова, “Турецкий марш” музыка В.А.Моцарта, “Во саду ли в огороде” русская народная мелодия и многие другие русские народные мелодии.
На протяжении длительного времени в рамках сотрудничества ведется совместная работа нашего МДОУ с ДМШ (детской музыкальной школой) города Североморска, с целью повышения интереса к музыки в целом, основ вкуса, идеальных представлений о красоте.

Исходя из целей авторской программы О.П. Радыновой: “Музыкальные шедевры”, а также для социализации детей и повышения их музыкальной грамотности, решила углубленно работать над темой: “Классическая музыка как средство формирования музыкальной культуры и социальной компетентности детей дошкольного возраста”.
С этой целью организовала в ДОУ “Театрально-музыкальную гостиную”, в которой дети глубже познают прекрасный мир балета, знакомятся с устройством театра, его видами, а также с музыкальными инструментами симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, что помогает детям не чувствовать себя оторванными от внешнего мира, ощущать свою значимость в окружающей его действительности. Позволяет выражать свои взгляды на высокохудожественные произведения музыкального искусства, вступать в коммуникативные отношения со сверстниками.