Самотлорские огни футбола

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Актуальность.

Физическое воспитание должно выступать, как основной фактор повышения двигательных возможностей детей в подготовке их к жизни и, в последующем, к физическому труду. В функциональном созревании двигательного анализатора первостепенную роль играет двигательная активность школьников. Поэтому развитие двигательных качеств является основополагающим.

Спортивные игры дают возможность решения многообразных двигательных задач, характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма, говорит о гармоничном воспитании физических качеств!

С 1990 года наша страна является членом международной организации "Спешиал Олимпикс Интернешнл", благодаря чему дети c ограниченными возможностями здоровья получили право на участие в спортивных соревнованиях. В настоящее время, одной из популярных игр среди мальчиков и девочек, является мини – футбол. Это произошло в связи с успешным выступлением на всероссийских соревнованиях в составе сборной команды ХМАО – ЮГРА с апреля месяца 2005 года. Поэтому в нашей школе данный вид спорта наиболее приоритетный.

Физическая культура и спорт являются частью культуры общества, приобщение к которой, безусловно, будет способствовать адаптации любого нормального ребенка, а тем более детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем мире. Однако наряду с появившейся возможностью участия в спортивно-соревновательной деятельности возникает потребность в формировании научно-методической основы для организации и проведения спортивно-тренировочных занятий, а ряд ученых подчеркивает необходимость научного обоснования занятий спортом для инвалидов и лиц с отклонениями в развитии.

В целях эффективного решения задач коррекции и развития двигательной сферы учащихся коррекционных школ, представляется значимым исследование влияния различных подходов в системе физического воспитания, преимущественно перцептивно-двигательного развития, на формирование физической и психической сферы детей. А.А.Дмитриев, Н.А.Козленко, В.М.Медведева, В.М.Мозговой, С.Ю.Юровский, рекомендуют использовать в программах по физическому воспитанию элементы различных видов спорта, подвижные и спортивные игры, специальные упражнения на точность, координацию движений и др. Дети, занимающиеся в течение учебного года по авторским программам, имеют более наглядные успехи как в физическом, так и психическом развитии в отличие от детей, обучающихся по стандартной программе физической культуры для коррекционных школ VIII - вида.

Основной контингент учеников коррекционной школы - это дети с последствиями диффузных, органических заболеваний ЦНС, однако в зависимости от причины возникновения нарушения, их психоневрологический статус, соматическое состояние и физическое развитие существенно отличаются друг от друга. В целях оптимального физического развития и развития двигательных способностей учащихся коррекционных школ необходимо систематическое применение индивидуально дозированных физических нагрузок (Б.В.Сермеев, А.С.Самыличев, А.А.Дмитриев).

Мне представляется важным понимание физической культуры с многообразием форм организации двигательной деятельности как одного из важных средств социализации личности человека, в том числе и лиц, имеющих нарушение интеллектуального развития.

Учитывая вышесказанное, я полагаю, что часть занятий по физической культуре, особенно в старших классах школы VIII - вида, должна иметь характеристики не только коррекционной, но и спортивно-тренировочной направленности. Если целью коррекционных мероприятий является, возможно, полное устранение или компенсация имеющихся дефектов у ребенка, то спортивно-тренировочная деятельность позволяет максимально реализовать задачи физического развития при положительном влиянии на психоэмоциональную сферу.

Анализ научной литературы по проблемам физического воспитания в коррекционных школах, а также опыт работы с учащимися старших классов коррекционной школы позволили выявить ряд противоречий:

  • между признанием физической культуры и спорта как части культуры общества и недостаточным проникновением школьника с ограниченными возможностями здоровья в эту среду;
  • между возможностью участия в специальном олимпийском движении и отсутствием должной физической, технической и теоретической подготовки;
  • между потенциальной возможностью совершенствования двигательных способностей посредством спортивно-тренировочных нагрузок и отсутствием научно-обоснованных методических основ спортивно-тренировочных занятий;
  • между сложившимися традиционными формами физического воспитания в системе специального образования и объективно созревшими предпосылками для разработки новых подходов коррекции и совершенствования двигательных способностей учащихся вспомогательных школ.

Высказанные противоречия позволяют выделить две основные проблемы:

  1. Недостаточно научно-методического обоснования для занятий спортивно-тренировочной направленности в педагогическом процессе коррекционных школ, как одного из оптимальных методов преодоления двигательных нарушений, а с другой стороны - развития двигательных способностей;
  2. Мало отражено и разработано научно-методических основ спортивно-тренировочных занятий в структуре учебного года специальной коррекционной школы VIII - вида.

Выявление противоречий актуализирует необходимость обоснования и разработки методических основ спортивно-тренировочных занятий как одного из возможных путей совершенствования процесса физического воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Научная новизна программы заключается:

  • в обосновании принципов разработки критериев для определения уровня физического состояния школьников с ограниченными возможностями здоровья по показателям, характеризующим физическое развитие по мини – футболу;
  • в выявлении особенностей развития двигательных способностей у учащихся среднего и старшего школьного возраста;
  • в обосновании наиболее оптимального варианта организации дополнительной формы физкультурного образования школьников;
  • в обосновании концепции и содержания дополнительной формы физкультурного образования для школьников с ограниченными возможностями здоровья;
  • в определении влияния дополнительных физкультурно-спортивных занятий на развитие двигательных качеств учащихся коррекционной школы и на восприятие ими педагогических воздействий.

Теоретическая значимость программы заключается в разработке теоретических основ дополнительной формы физкультурного образования учащихся коррекционной школы VIII - вида, что позволяет составлять частные программы спортивной подготовки.

Практическая значимость программы заключается в том, что:

• разработаны критерии для определения уровня физического состояния школьников с ограниченными возможностями здоровья по показателям физического развития мини - футбола;

  • разработана карта физического состояния двигательной сферы учащегося с ограниченными возможностями здоровья по результатам первичного обследования, при отборе в спортивную секцию;
  • разработаны тестовые задания по разделам дополнительного физкультурного образования мини – футбола и бланк фиксирования результатов диагностики;
  • разработаны технологические карты для обучения и проверки знаний лиц с ограниченными возможностями здоровья по мини – футболу;

• разработана программа дополнительного физкультурного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья "Самотлорские огни футбола".

Личный вклад учителя физической культуры. Моё участие в данной программе проявилось в самостоятельном определении направленности программного содержания; в постановке задач; в разработке и написании, концепции дополнительной формы физкультурного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья; в разработке и написании, программы физкультурно-спортивного образования "Самотлорские огни футбола"; в подборе адекватных форм, методов и средств; в руководстве и организации реализуемой программы; в самостоятельном составлении диагностических заданий (тестов) и обработке данных методами математической статистики и их анализе; в обобщении и интерпретации полученных результатов.

  • Главная идея программы заключается в разработке систематизированного комплекса программно – методического содержания и организации целенаправленного учебно-тренировочного процесса, для подготовки и дальнейшего участия команд в системе в Специальной Олимпиады России по мини – футболу.

Задачи программы:

  1. Обучать навыкам и приемам техники владения футбольным мячом и правилам игры в мини – футбол.
  2. Формировать у детей и подростков привычку к здоровому образу жизни.
  3. Развивать физические качества: быстроты, силы, выносливости и координационные способности.
  4. Воспитывать положительные взаимоотношения и содействовать сплачиванию коллектива в команде.
  5. Осуществлять пропаганду среди детей и подростков для привлечения к участию в спортивной жизни школы.

Возрастная категория учащихся участвующих в реализации программы по мини – футболу составляют дети из числа основной физкультурной группы в возрасте от 12 до 20 лет.

Теоретическая идея программы по мини - футболу заключается в разработке теоретических основ дополнительной формы физкультурного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет составлять индивидуальные программы спортивной подготовки.

Обучение и тренировка школьников в секции мини – футбола строится на основе взаимосвязанных дидактических принципов сознательности и активности, систематичности и постепенности, наглядности и доступности, индивидуализации. Эти принципы не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены и в ходе учебно – тренировочного процесса дополняют друг друга. Успех в работе с юными футболистами возможен лишь на основе единства дидактических принципов, при полном осуществлении каждого из них на всех этапах подготовки.

Используемые технологии в реализации данной программы:

  • Критерии уровней и нормативной оценки деятельности уч-ся по типологическим группам; авторская разработка Сабирзянова Р. Э., утвержденная аттестационной комиссией в ноябре 2004г.
  • Андреев С. Н., Алиев Э. Г. Мини – футбол в школе М., изд. «Советский спорт», 2006 г.
  • Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе М., 1997 г.
  • Логинова М. И. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. С. – Петербург, 1998 г.

Обоснование отбора содержания заключается в реализации тесной связи, между юными футболистами и видами подготовки (физической, технической, тактической, психологической).

Логика последовательности изучения содержания:

  1. Прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.
  2. Расширяется круг изучаемых технических приемов и тактических действий, формируются умения выполнять изученные приемы в усложненных условиях. Дальнейшее развитие физических качеств с учетом специфики мини – футбола. Расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.
  3. Совершенствуется физическая подготовка, с учетом тех качеств, которые необходимы для овладения сложных технических приемов, групповые и командные тактические действия. Осуществляется конкретизация игровых функций занимающихся и предусматривается углубленное изучение теоретических знаний.

Существует взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, которая осуществляется в дополнительном развитии и коррекции психофизических, двигательных возможностей учащихся, как на уроках так и на учебно-тренировочных занятиях.

Содержание программы:

Программа является комплексной и включает в себя следующие направления:

  • Подготовительный курс;
  • Основной курс;
  • Итоговый курс.

Структура построения программы: вертикальные (тематические) блоки:

1.Начальное обучение владению мячом.
2. Общая физическая подготовка.
3. Совершенствование навыков и умений в технике владения мячом.
4. Тактическая подготовка.
5. Разучивание приемов и комбинаций игры.
6. Обучение правилам игры по мини – футболу.
7. Участие в соревнованиях.

Горизонтальные блоки – это сфера организации деятельности в рамках программы на различных уровнях.

1 уровень Средняя школа
2 уровень Старшая школа

Ожидаемые результаты

  • Создание условий, которые будут обеспечивать контроль и учет за соблюдением правил поведения и дисциплиной в коллективе.
  • Содействие сплочению и формированию взаимопонимания и ответственности внутри команды.
  • Заинтересовать учащихся начальных классов тренировочными занятиями по мини – футболу.
  • Повышение качества уровней технической подготовки игроков по мини – футболу.
  • Вовлечение и увеличение числа детей и подростков, как участников во внутри школьных и окружных спортивных мероприятиях.
  • Развивая различные физические качества, повышать уровень достижений в разных видах спорта.
  • Социальное адаптирование участников к предложенным условиям в занятиях по данному виду спорта.
  • Ежегодное участие в окружных соревнованиях в составе трех команд: мальчиков, девочек, юношей.

Приложения 1-7

Презентация.