Пояснительная записка
Актуальность.
Физическое воспитание должно выступать, как основной фактор повышения двигательных возможностей детей в подготовке их к жизни и, в последующем, к физическому труду. В функциональном созревании двигательного анализатора первостепенную роль играет двигательная активность школьников. Поэтому развитие двигательных качеств является основополагающим.
Спортивные игры дают возможность решения многообразных двигательных задач, характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма, говорит о гармоничном воспитании физических качеств!
С 1990 года наша страна является членом международной организации "Спешиал Олимпикс Интернешнл", благодаря чему дети c ограниченными возможностями здоровья получили право на участие в спортивных соревнованиях. В настоящее время, одной из популярных игр среди мальчиков и девочек, является мини – футбол. Это произошло в связи с успешным выступлением на всероссийских соревнованиях в составе сборной команды ХМАО – ЮГРА с апреля месяца 2005 года. Поэтому в нашей школе данный вид спорта наиболее приоритетный.
Физическая культура и спорт являются частью культуры общества, приобщение к которой, безусловно, будет способствовать адаптации любого нормального ребенка, а тем более детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем мире. Однако наряду с появившейся возможностью участия в спортивно-соревновательной деятельности возникает потребность в формировании научно-методической основы для организации и проведения спортивно-тренировочных занятий, а ряд ученых подчеркивает необходимость научного обоснования занятий спортом для инвалидов и лиц с отклонениями в развитии.
В целях эффективного решения задач коррекции и развития двигательной сферы учащихся коррекционных школ, представляется значимым исследование влияния различных подходов в системе физического воспитания, преимущественно перцептивно-двигательного развития, на формирование физической и психической сферы детей. А.А.Дмитриев, Н.А.Козленко, В.М.Медведева, В.М.Мозговой, С.Ю.Юровский, рекомендуют использовать в программах по физическому воспитанию элементы различных видов спорта, подвижные и спортивные игры, специальные упражнения на точность, координацию движений и др. Дети, занимающиеся в течение учебного года по авторским программам, имеют более наглядные успехи как в физическом, так и психическом развитии в отличие от детей, обучающихся по стандартной программе физической культуры для коррекционных школ VIII - вида.
Основной контингент учеников коррекционной школы - это дети с последствиями диффузных, органических заболеваний ЦНС, однако в зависимости от причины возникновения нарушения, их психоневрологический статус, соматическое состояние и физическое развитие существенно отличаются друг от друга. В целях оптимального физического развития и развития двигательных способностей учащихся коррекционных школ необходимо систематическое применение индивидуально дозированных физических нагрузок (Б.В.Сермеев, А.С.Самыличев, А.А.Дмитриев).
Мне представляется важным понимание физической культуры с многообразием форм организации двигательной деятельности как одного из важных средств социализации личности человека, в том числе и лиц, имеющих нарушение интеллектуального развития.
Учитывая вышесказанное, я полагаю, что часть занятий по физической культуре, особенно в старших классах школы VIII - вида, должна иметь характеристики не только коррекционной, но и спортивно-тренировочной направленности. Если целью коррекционных мероприятий является, возможно, полное устранение или компенсация имеющихся дефектов у ребенка, то спортивно-тренировочная деятельность позволяет максимально реализовать задачи физического развития при положительном влиянии на психоэмоциональную сферу.
Анализ научной литературы по проблемам физического воспитания в коррекционных школах, а также опыт работы с учащимися старших классов коррекционной школы позволили выявить ряд противоречий:
- между признанием физической культуры и спорта как части культуры общества и недостаточным проникновением школьника с ограниченными возможностями здоровья в эту среду;
- между возможностью участия в специальном олимпийском движении и отсутствием должной физической, технической и теоретической подготовки;
- между потенциальной возможностью совершенствования двигательных способностей посредством спортивно-тренировочных нагрузок и отсутствием научно-обоснованных методических основ спортивно-тренировочных занятий;
- между сложившимися традиционными формами физического воспитания в системе специального образования и объективно созревшими предпосылками для разработки новых подходов коррекции и совершенствования двигательных способностей учащихся вспомогательных школ.
Высказанные противоречия позволяют выделить две основные проблемы:
- Недостаточно научно-методического обоснования для занятий спортивно-тренировочной направленности в педагогическом процессе коррекционных школ, как одного из оптимальных методов преодоления двигательных нарушений, а с другой стороны - развития двигательных способностей;
- Мало отражено и разработано научно-методических основ спортивно-тренировочных занятий в структуре учебного года специальной коррекционной школы VIII - вида.
Выявление противоречий актуализирует необходимость обоснования и разработки методических основ спортивно-тренировочных занятий как одного из возможных путей совершенствования процесса физического воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Научная новизна программы заключается:
- в обосновании принципов разработки критериев для определения уровня физического состояния школьников с ограниченными возможностями здоровья по показателям, характеризующим физическое развитие по мини – футболу;
- в выявлении особенностей развития двигательных способностей у учащихся среднего и старшего школьного возраста;
- в обосновании наиболее оптимального варианта организации дополнительной формы физкультурного образования школьников;
- в обосновании концепции и содержания дополнительной формы физкультурного образования для школьников с ограниченными возможностями здоровья;
- в определении влияния дополнительных физкультурно-спортивных занятий на развитие двигательных качеств учащихся коррекционной школы и на восприятие ими педагогических воздействий.
Теоретическая значимость программы заключается в разработке теоретических основ дополнительной формы физкультурного образования учащихся коррекционной школы VIII - вида, что позволяет составлять частные программы спортивной подготовки.
Практическая значимость программы заключается в том, что:
• разработаны критерии для определения уровня физического состояния школьников с ограниченными возможностями здоровья по показателям физического развития мини - футбола;
- разработана карта физического состояния двигательной сферы учащегося с ограниченными возможностями здоровья по результатам первичного обследования, при отборе в спортивную секцию;
- разработаны тестовые задания по разделам дополнительного физкультурного образования мини – футбола и бланк фиксирования результатов диагностики;
- разработаны технологические карты для обучения и проверки знаний лиц с ограниченными возможностями здоровья по мини – футболу;
• разработана программа дополнительного физкультурного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья "Самотлорские огни футбола".
Личный вклад учителя физической культуры. Моё участие в данной программе проявилось в самостоятельном определении направленности программного содержания; в постановке задач; в разработке и написании, концепции дополнительной формы физкультурного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья; в разработке и написании, программы физкультурно-спортивного образования "Самотлорские огни футбола"; в подборе адекватных форм, методов и средств; в руководстве и организации реализуемой программы; в самостоятельном составлении диагностических заданий (тестов) и обработке данных методами математической статистики и их анализе; в обобщении и интерпретации полученных результатов.
- Главная идея программы заключается в разработке систематизированного комплекса программно – методического содержания и организации целенаправленного учебно-тренировочного процесса, для подготовки и дальнейшего участия команд в системе в Специальной Олимпиады России по мини – футболу.
Задачи программы:
- Обучать навыкам и приемам техники владения футбольным мячом и правилам игры в мини – футбол.
- Формировать у детей и подростков привычку к здоровому образу жизни.
- Развивать физические качества: быстроты, силы, выносливости и координационные способности.
- Воспитывать положительные взаимоотношения и содействовать сплачиванию коллектива в команде.
- Осуществлять пропаганду среди детей и подростков для привлечения к участию в спортивной жизни школы.
Возрастная категория учащихся участвующих в реализации программы по мини – футболу составляют дети из числа основной физкультурной группы в возрасте от 12 до 20 лет.
Теоретическая идея программы по мини - футболу заключается в разработке теоретических основ дополнительной формы физкультурного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет составлять индивидуальные программы спортивной подготовки.
Обучение и тренировка школьников в секции мини – футбола строится на основе взаимосвязанных дидактических принципов сознательности и активности, систематичности и постепенности, наглядности и доступности, индивидуализации. Эти принципы не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены и в ходе учебно – тренировочного процесса дополняют друг друга. Успех в работе с юными футболистами возможен лишь на основе единства дидактических принципов, при полном осуществлении каждого из них на всех этапах подготовки.
Используемые технологии в реализации данной программы:
- Критерии уровней и нормативной оценки деятельности уч-ся по типологическим группам; авторская разработка Сабирзянова Р. Э., утвержденная аттестационной комиссией в ноябре 2004г.
- Андреев С. Н., Алиев Э. Г. Мини – футбол в школе М., изд. «Советский спорт», 2006 г.
- Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе М., 1997 г.
- Логинова М. И. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. С. – Петербург, 1998 г.
Обоснование отбора содержания заключается в реализации тесной связи, между юными футболистами и видами подготовки (физической, технической, тактической, психологической).
Логика последовательности изучения содержания:
- Прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.
- Расширяется круг изучаемых технических приемов и тактических действий, формируются умения выполнять изученные приемы в усложненных условиях. Дальнейшее развитие физических качеств с учетом специфики мини – футбола. Расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.
- Совершенствуется физическая подготовка, с учетом тех качеств, которые необходимы для овладения сложных технических приемов, групповые и командные тактические действия. Осуществляется конкретизация игровых функций занимающихся и предусматривается углубленное изучение теоретических знаний.
Существует взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, которая осуществляется в дополнительном развитии и коррекции психофизических, двигательных возможностей учащихся, как на уроках так и на учебно-тренировочных занятиях.
Содержание программы:
Программа является комплексной и включает в себя следующие направления:
- Подготовительный курс;
- Основной курс;
- Итоговый курс.
Структура построения программы: вертикальные (тематические) блоки:
1.Начальное обучение владению мячом. 2. Общая физическая подготовка. 3. Совершенствование навыков и умений в технике владения мячом. 4. Тактическая подготовка. |
5. Разучивание приемов и комбинаций игры. 6. Обучение правилам игры по мини – футболу. 7. Участие в соревнованиях. |
Горизонтальные блоки – это сфера организации деятельности в рамках программы на различных уровнях.
1 уровень | Средняя школа |
2 уровень | Старшая школа |
Ожидаемые результаты
- Создание условий, которые будут обеспечивать контроль и учет за соблюдением правил поведения и дисциплиной в коллективе.
- Содействие сплочению и формированию взаимопонимания и ответственности внутри команды.
- Заинтересовать учащихся начальных классов тренировочными занятиями по мини – футболу.
- Повышение качества уровней технической подготовки игроков по мини – футболу.
- Вовлечение и увеличение числа детей и подростков, как участников во внутри школьных и окружных спортивных мероприятиях.
- Развивая различные физические качества, повышать уровень достижений в разных видах спорта.
- Социальное адаптирование участников к предложенным условиям в занятиях по данному виду спорта.
- Ежегодное участие в окружных соревнованиях в составе трех команд: мальчиков, девочек, юношей.