Цель:
Формировать начальные понятия о воздушном слое, функциях каждого слоя воздуха, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека, систематизировать материал о воздухе за прошлые уроки, дополнить новыми сведениями.
Учить наблюдать, делать выводы, обобщать, читать схемы, развивать активность учащихся к познавательной деятельности, к предмету, изучаемой теме.
Воспитывать бережное отношение к природе, расширить знания об экологии.
Оборудование: глобус, схемы, карточки, иллюстрации, наглядный материал, тесты, портреты космонавтов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Создание настроя на работу
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
II. Проверка домашнего задания: (10-12 минут)
Загадки:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем
(воздух)Такой большой
Что занимает весь мир
Такой маленький,
Что пролезет в любую щель.
(воздух)
- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (О воздухе)
- А что такое воздух? (Это смесь газов, которая не имеет запаха и цвета).
- Проверку домашнего задания мы проведем работая в группах (на подготовку 1-2 минуты)
I группа. Отвечает на вопросы карточки № 1
1. Какие газы входят в состав воздуха?
2. Что используется при сгорании твердого, жидкого и газообразного топлива?
3. Чем дышат живые организмы?
4. Почему же не кончается кислород, содержащийся в воздухе? Сделайте вывод.
II группа. Карточка № 2
III группа. Карточка № 3
Восстановить деформированный текст о воздухе от Незнайки. (исправить ошибки).
Воздух мне видим, когда я смотрю на небо. Он заполняет все пространство между предметами. Нет воздуха только в воде и почве. Воздух нужен человеку, всем животным и некоторым растениям. Воздух прозрачен, бесцветен, имеет запах свежести и не имеет вкуса. Теплый воздух совсем не легче холодного, иначе летом он весь бы улетел от нас к солнцу. Воздух хорошо проводит тепло, поэтому в Африке жарко.
IV группа Карточка № 4. Состав воздуха. Вычеркните лишнее.
V группа. Карточка № 5. Покажите стрелочками, что загрязняет воздух
Каждая группа дает свои ответы по карточкам.
Для обощения пройденного материала, составляется кластер по теме "Воздух" (коллективная работа)
III. Сообщение новой темы.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему о воздухе и называется она "Воздушная оболочка". Дети записывают в тетрадь название темы (На основе глобуса ведется изложение материала).
Тезисы изложения темы:
- Воздух полностью окружает земной шар и образует слой толщиной в сотни километров.
- Мы живем на дне глубокого воздушного океана, который называется АТМОСФЕРОЙ (на доске появляется данное слово)
- Дети записывают его.
- Газы, входящие в состав воздуха, создают АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ. С увеличением высоты количество газов уменьшается, соответственно давление уменьшается (он становится разреженным).
Воздушная оболочка состоит из нескольких слоев: (на доске схема, рисунки и иллюстрации)
1 слой - тропосфера - 8-17 км, где сосредоточено до 80% основных газов. У поверхности земли имеются водяные пары, из них образуются облака, из этого слоя выпадают осадки. Идет круговорот воды в природе.
По схеме ведется рассказ о следующих слоях атмосферы-стратосфере, мезосфере, где не образуются облака и содержание газов не значительное.
Стихотворение про "Облака" автора И.Мазинена читают ученики
Облака, облака
Пышные, белые,
Расскажите облака
Из чего вас делали?
Может вас, облака
Делали из молока?
Может быть из мела?
Может быть из ваты?
Может быть, из белой
Из бумаги мятой?Никогда, никогда-
Отвечают облака
Никогда не делали
Нас из молока
Никогда из мела,
Никогда из ваты,
Никогда из белой
Из бумаги мятой
Мы - дождевые
Мы снеговыеЕсли летом мы плывем
Мы с собой дожди несем,
Если мы плывем зимою
Мы снега несем с собою!
Вот мы какие!
(Рассматриваются цветные иллюстрации с изображением облаков, росы, тумана, града, инея).
Самостоятельная работа: по учебнику стр. 64 абзац 3-4, знакомство со значением воздушного слоя для Земли.
Ответы учащихся: (фронтальный опрос)
Воздушная оболочка Земли защищает планету от перегрева и охлаждения. Отсутствие воздушного слоя на Луне приводит к тому, что днем поверхность ее раскаляется до +120оС, а ночью до - 1600С.
Воздушный слой не пропускает различные вредные лучи на землю, предохраняет от метеоритов, большинство которых сгорает в воздухе, не долетев до ее поверхности. Это явление называется ЗВЕЗДОПАДОМ. (это обломки небесных тел, сгорающих в воздушном слое)
Самостоятельная работа по учебнику на стр. 167, дети находят букву "З" и знакомятся в словарике со значением слова звездопад, после чего рассматриваются иллюстрации звездопада и записывается данное слово в тетрадь.
Физминутка
Мы немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, внеред.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали.
IV. Проверка понимания темы:
- Как называется воздушная оболочка нашей Земли?
- Что создает атмосферное давление воздуха?
- Сколько слоев воздушной оболочки?
- В каком слое воздушной оболочки имеются водяные пары? Что происходит в данном слое? (выпадают осадки)
- Чем замечателен II слой атмосферы?
- Какое явление называется звездопадом?
- А как вы думаете занимается ли человек изучением данных слоев атмосферы?
- О первых таких исследователях расскажут нам ребята. (заранее подготовленные ученики, в руках которых иллюстрации воздушных шаров)
- А еще изучаются слои и дережаблем, самолетом, космическими кораблями, вертолетами. (дополнительная информация дается учениками)
- Чем же знаменита наша казахстанская земля?
- Наша Земля Казахстана знаменита на весь мир своим космодромом Байконур, который находится в Карагандинской области.
- Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин, показ портрета)
- И мы жители Казахстана должны гордиться своими героями - космонавтами (демонстрация портретов, краткая информация учеников)
1 космонавт - Тохтар Аубакиров в 1991 г., герой советского Союза, удостоен звания Халык Кахарман.
2. 1994, 1998, 2001, -Талгат Мусабаев, Народный герой, герой России.
V. Закрепление материала. (работа в парах)
- А любите ли вы голубое небо, безоблачное?
- (Да голубое небо радует и вдохновляет человека, способствует созданию замечательных произведений поэтами, музыкантами).
- Подумайте, поразмышляйте может ли такая красота повлиять на общее состояние жизни на земле?
- Озоновый слой защищает от ультрафиолетовых лучей, но и сам нуждается в защите. (Экологическая проблема).
- Как вы думаете от чего это происходит.
(Загрязнение окружающей среды: вещества попадают в воздух и поднимаются вверх образуя озоновые дыры, которые грозят проникновению на Землю опасных ультрафиолетовых лучей).
- Дети представляют свои рисунки, которые призывают к защите экологической проблемы (вывешиваются на стенде)
Загадки по теме "Воздушная оболочка"
Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки (дождик)Рассыпался горох на сто дорог,
Никто его не подберет (град)Спрятал речку он, лужок,
Мне не виден и лесок.
Кто посмел играть со мной
Все окутал пеленой? (Туман)Ты в летний полдень в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
И иногда, белы как вата,
Они плывут, спешат куда-то (Облака)
- С какой оболочкой Земли можно связать эти природные явления? Почему?
Блиц-опрос по теме "Воздушная оболочка"
1. Воздушная оболочка, окружающая Земной шар называется... (АТМОСФЕРОЙ)
2. Газы, входящие в состав воздуха, создают...(АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ)
3. Атмосфера состоит из... (3-х СЛОЕВ)
4. В слое атмосферы, находящемся у поверхности земли образуются ... (ОБЛАКА)
5. В следующих слоях атмосферы не образуются облака, потому что нет... (ВОДЯНЫХ ПАРОВ)
6. За слоями атмосферы находится ...(ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО)
7. Воздушный слой земли предохраняет планету от ...(ПЕРЕГРЕВА, ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЯ, УЛЬТРОФИОЛЕТОВЫХ ЛУЧЕЙ, МЕТЕОРИТОВ).
VI. Итог урока: Что мы узнали?
- Сколько слоев воздушной оболочки?
- Какую роль для жизни на Земле представляет воздушная оболочка.
Выставление оценок
VII. Домашнее задание стр 63-64
Зад. 1-4 (4 письм.)