Сценарий открытия проектно-ролевой игры "Погружение в эпоху. XIX век — век великих открытий"

Разделы: История и обществознание, Музыка, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Под звуки вальса (композитор М.Глинка) девочки вальсируют по сцене.

Выходят ведущие (Пушкин А.С., Гончарова Н.Н.)

Презентация.

Пушкин А.С.:

– О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог-изобретатель…

(Звучит отрывок вальса.)

Гончарова Н.Н.: Сколько известных людей присутствует на нашем балу. О, граф Третьяков Павел Михайлович со своей спутницей, графиней Софьей Александровной Засекиной.

Третьяков П.М.: Посмотрите, Софья Александровна, приобрел несколько картин в свою коллекцию. Полотна Айвазовского, Репина, Поленова, Васнецова, Шишкина. Планирую в скором времени открыть галерею. А какие у Вас успехи в области искусства? Слышал, Вы знатная мастерица по бисерной вышивке.

Засекина С.А.: Ну что Вы, Павел Михайлович! Это рукоделие так нынче модно. Посмотрите сами – сумочки, кисеты, вот недавно столешницу бисером вышила. Очень увлекает. Наталья Николаевна. Позвольте преподнести вам в знак почтения этот бисерный гарнитур.

(Дарит украшения и отходят на задний план сцены.)

Пушкин А.С.: Господа, хочу представить вам человек, которому подвластны семь нот. С удовольствием слушаю его вальсы, особенно люблю романсы на мои стихи.

(Звучит отрывок из романса “Я помню чудное мгновенье…”)

Глинка: Александр Сергеевич, хочу представить Вам молодого поэта Нестора Васильевича Кукольника.

Кукольник: Михаил Иванович, как Вам мое новое стихотворение “Жаворонок”?

Глинка: Замечательно! Я уже сочинил на эти стихи песню и дарю ее всем гостям этого бала.

В исполнении вокальной группы звучит песня “Жаворонок”. Герои уходят на задний план сцены.

Пушкин А.С.: О, кого я вижу: Василий Осипович Ключевский и Николай Михайлович Карамзин.

(Подходят действующие лица.)

Ключевский В.О.: Добрый вечер, уважаемый Николай Михайлович! Как продвигается ваша работа?

Карамзин Н.М.: И вам добрый вечер! Пишу батенька.

Ключевский В.О.: И что же пишите?

Карамзин Н.М: Пишу я о том как доблестная русская армия выбила неприятеля из России, а потом и всю Европу освободила от узурпатора Наполеона.

Ключевский В.О.: А что еще заслуживает внимания?

Карамзин Н.М: Народ русский хотел царя с престола скинуть, но прочно держится трон императора, сильна власть Николая. Расправились мы с бунтовщиками: кого в солдаты, кого на виселицу, а кого в Сибирь на каторгу.

А вы говорят “Курс русской истории” пишите?

Ключевский В.О.: Стараюсь. Хочу оставить потомкам подлинную историю государства Российского.

Карамзин Н.М.: Какие события были важные?

Ключевский В.О.: О, вторая половина XIX века полна событий.

Карамзин Н.М.: Нетерпится узнать!

Ключевский В.О. Крымская война, где Россия потерпела позорнейшее поражение, Царь Александр II решился дать волю народу русскому, освободив их от крепостной неволи, народовольцы убили Александра-освободителя, победа России в русско-турецкой войне, где русская армия освободила народы балканского полуострова от османского владычества.

Карамзин Н.М.: Непременно заканчивайте свою работу, чтобы память о героическом прошлом народа русского сохранилась в веках.

(Под звуки вальса девочки вальсируют по сцене, а герои уходят на задний план сцены.)

Пушкин А.С.: А вот вижу на балу нашем двух изобретателей, которые ведут о чем-то спор.

Попов: Уважаемый Павел Львович, Вы из Китая недавно возвратились. Какое впечатление на Вас произвела страна?

Шиллинг: Удивительная страна, Александр Степанович. Больше всего потрясло умение китайских предсказателей угадывать будущее с помощью шести линий двух типов: прерывной и непрерывной. И знаете, что подумалось, если с помощью этих линий возможно предать всю судьбу человека, то уж для передачи алфавита их тем более хватит!

Попов: Павел Львович. Так вы соединили восточную мудрость, немецкую практичность и русскую смекалку. А в результате наша страна получила электромагнитный телеграф!

Шиллинг: А над чем Вы работаете, Александр Степанович?

Попов: Над созданием радиоприемника и системой радиосвязи. Изобретаемый мною аппарат будет способен принимать на расстоянии без проводов электромагнитные сигналы различной длительности.

Шиллинг: Любопытно-любопытно. Александр Степанович….а представим себе, что потомки в честь вашего изобретения будут праздновать праздник, скажем – День Радио.

Попов: Да уж. Ну тогда пусть празднуют его весной, в мае, числа седьмого, когда тепло, солнышко светит, птички поют. Да что там птички – душа поет! Ох, да Вы, Шиллинг не только изобретатель, но и мечтатель….

Шиллинг: Господин Попов, пойдемте-ка, помечтаем вон за тем столиком…

Уходят на задний план сцены. Звучит вальс. Пушкин с Гончаровой танцуют вальс. Наталья Николаевна подворачивает ногу, лакеи подают стул на который она садится.

Пушкин: Не беспокойтесь, Наталья Николаевна. На нашем балу присутствует знаменитый врач Пирогов Николай Иванович. А вот и он.

(Подходит Пирогов Н.И.)

Пирогов: Что случилось?

Пушкин: Наталья Николаевна вальсируя подвернула ногу.

Пирогов (осматривает ногу): Ничего страшного, просто легкий вывих. Моих изобретений здесь не понадобится.

Гончарова: Благодарю Вас. А о каких изобретениях идет речь?

Пирогов: В худшем случае я применил бы эфирный наркоз и наложил гипсовую повязку.

Под звуки вальса все уходят со сцены. На сцене остается Пушкин А.С.

Пушкин А.С. На нашем балу не принято скучать. Ого, какая важная гостья сегодня присутствует здесь.

Подходит к директору школы и приглашает ее на вальс. Танцуют вальс.

Пушкин: Сударыня, а что Вы интересного скажете нашим гостям?

(Директор школы говорит об открытии проектно-ролевой игры и зачитывает план проектной недели.)

Пушкин: Любимым занятием на балах в XIX веке была игра в фанты. Давайте и мы сегодня немного поиграем.

Проводят Пушкин А.С. и Гончарова Н.Н. игру со зрителями. За правильный ответ получают зрители фант. Правильные ответы сопровождаются мультимедийной презентацией.

Пушкин: На этом наш бал окончен, но впереди нас ждут увлекательное путешествие по XIX веку. Сохраните свои фанты, они пригодятся вам, когда будут подводить итоги. До свидания.

Игра в фанты.

  1. Как называли 19 век в литературных кругах?
    (Золотой век.)
  2. Какой праздник отмечали в нашей стране 7 мая?
    (День радио.)
  3. В каком городе находится Третьяковская галерея?
    (В Москве.)
  4. Какой композитор написал музыку к стихам А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье”?
    (М.И.Глинка.)
  5. В какой войне Россия потерпела поражение?
    (Крымская война.)
  6. За какое стихотворение М.Ю.Лермонтов был отправлен впервые в ссылку?
    (На смерть поэта.)
  7. На стихи какого поэта был написан романс “Жаворонок”?
    (Н.В.Кукольник.)
  8. О каком восстании говорит Карамзин Н.М.?
    (Восстание декабристов.)
  9. Кто изобрел телеграф?
    (Шиллинг П.Л.)
  10. Модное занятие дам из высшего света в 19 веке?
    (Бисероплетение.)
  11. Каким народам Россия принесла свободу в русско-турецкой войне?
    (Народам Балканского полуострова.)
  12. О каких изобретениях говорит врач Пирогов на балу?
    (Эфирный наркоз и гипсовая повязка.)