Цель: познакомить учащихся с решением задач на нахождение нескольких долей целого; совершенствовать вычислительные навыки и умение работать самостоятельно; работать над расширением математического кругозора; развивать мышление, умение спорить; воспитывать навыки культурного поведения.
I. На партах у ребят карточки для подготовки мини-ЕГЭ
- Как вы думаете, ребята, когда можно начать изучать новый материал? (Только если знаем хорошо пройденный материал)
- Сейчас с помощью теста, проверим ваш базовый материал, тест оформлен по принципу ЕГЭ. В этой четверти он уже 8 и последний. Итак, разминка для ума началась, приступайте к работе (5 минут).
Тест (Приложение)
Проверка ответов.
- Молодцы ребята, положили ручки и пока их в руки не берём.
а) Под какой цифрой правильный ответ? Докажи. У кого такой же ответ? Поднимите руку.
б) Прочитай второй вопрос, под какой цифрой правильный ответ? Докажи. У кого такой же ответ поднимите руки.
в) Какое же это число? 56808032. Кто написал также?
г) Какое правило мы должны знать, чтоб ответить правильно на этот вопрос? Под какой цифрой правильный ответ?
д) Прочитай задачу, расскажи, как рассуждала, когда решала. Сколько получилось? Кто ошибся?
е) При решении этого номера мы думаем? (Мы знаем, что 1 м2 = 10 000 см2)
Поднимите руку, кто не ошибся ни разу?
Молодцы!
Кто сделал 1 или 2 ошибки - надо быть очень внимательным.
Кто сделал 3 и более ошибок – останется после уроков заниматься.
В конце урока я соберу тесты для проверки,а пока положите на угол парты.
II Новая тема
Ребята, сегодня у нас очень интересная тема, которая вам очень понравится. Разберём несколько случаев.
- У меня в руке яблоко. Какое оно? (Целое)
- Смогут ли два брата разделить это яблоко? (Да, взять нож и разделить его пополам)
- Сколько достанется каждому? (Половина)
- Кто знает, как оно называется? (1/2)
- Кто сможет записать на доске?
- Разделю это же яблоко на 4 доли?
- Сколько получилось четвертинок?
- Как называется эта часть? (1/4)
- Сколько в классе у нас Климиных? (3)
- 3/4 яблока мне надо отдать Климиным, кто сможет показать, сколько мне надо взять и отдать.
- Молодцы!
- На сколько частей разделён квадрат? (9)
- Какая часть квадрата закрашена, синим? (4/9)
- Какая – серым? (5/9)
- На сколько долей разделён круг? (8)
- Сколько долей круга раскрашено жёлтым? (3/8)
- Сколько долей круга раскрашено красным? (5/8)
- Что показывает число под чертой? (На сколько частей разделён предмет)
- Это число называется знаменатель
- Что показывает число над чертой? (Сколько частей взяли)
- Это число называется числитель.
Продолжим подобную работу, используя числовые значения. Откроем тетради, запишем число, классная работа. Начертите отрезок длиной 10 см, разделите его на 5 равных частей.
- Сколько см будет в 1/5 части?
- Сколько см в 3/5 частях этого отрезка?
- А в 2/5?
Как найти несколько долей целого? (Разделить нижнее число – знаменатель, умножить на верхнее число – числитель)
- Найдите сколько см в 1/4 метра?
- Кто догадался как найти?
- Запиши на доске, остальные в тетради.
- 3/5 метра? 6/10 метра?
- Сколько метров в 1/5 км? 4/5 км? 7/10 км?
Каждый пример записывает один ученик, остальные в тетради.
- Молодцы!
III. Сейчас мы с вами будем решать интересную задачу. Такой вид задачи встречается впервые
- Открыйте тетради на печатной основе на стр 32 № 64.
- Прочитайте задачу. Какой главный вопрос задачи? Мы можем сразу ответить на него?
- Что обозначает число 90 в задаче. (Целое)
- Сколько он уже прочитал? (2/9)
- А 2/9, это сколько страниц, мы знаем?
- Как найти? (90:9*2 = 20)
- Значит 20 страниц прочитал Серёжа.
Сейчас мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как? – Запишите
IV. Самостоятельная работа
Учебник. Cтр. 47 примеры №222.
2-ю строчку – мальчики
3-ю строчку – девочки
На доске на листочке записаны ответы для девочек и мальчиков.
- Кто сделал 1 ошибку* 2 ошибки в примерах? Поднимите руку.
- Кто сделал без ошибок?
- Молодцы! Так держать!
Вот и закончился наш урок.
Понравилась ли вам новая тема? Кому она показалась тяжёлой, не расстраивайтесь – это наш 1-й урок, далее на уроках мы будем закреплять наши знания. И вы будете обязательно “супер-математики”.
Д/з. Стр. 47, №221, 222 – 1-ю строчку.