Цели урока:
Образовательные:
– познакомить с числом и цифрой 9;
– формировать представление о составе числа 9;
– научить писать цифру 9;
– закрепить навык счёта в пределах 9;
– повторить название компонентов сложения;
Развивающие:
– развивать внимание; память; математическую речь; наблюдательность;
Воспитательные:
– воспитывать заботливое отношение к животным;
– формировать положительную мотивацию к учебной
деятельности;
Оборудование:
– костюмы животных; валенки; варежки; счётный материал (морковь); корзинка с орехами (грецкий или фундук); искусственная ель с шарики и цифрами; карточки индивидуальных заданий.
Ход урока
Организационный момент.
Впереди у нас задачи
Игры, шутки; всё для вас.
Пожелаем всем удачи
За работу в добрый час.
– Ребята, какое сейчас время года? (Зима).
– Какая бывает зима? (Снежная, холодная, морозная, вьюжная, лютая, долгая, пушистая, красивая, белая).
– А что люди делают, чтобы зима не застала их врасплох? (Готовятся к зиме: покупают одежду, варят варенье, готовят соленья, собирают осенью урожай).
– Какие пословицы вы знаете о зиме? (Готовь сани летом, а телегу зимой; Собирай урожай, зиму встречай; Летом запасись, зимой не голодай).
Мы совершим путешествие и посмотрим, как готовились к зиме лесные жители.
Минутка чистописания.
– По завалам, по оврагам
Шёл медведь хозяйским шагом.
– Отвечайте звери мне –
Вы готовы ли к зиме?
– Да; ответила лисица
Я связала рукавицы
Рукавицы новые
Мягкие пуховые.
(Все стихотворения инсценируют дети в костюмах).
– И у нас ребята есть рукавички. Открываем тетради и делаем их красивыми. Ищем и обводим цифры. (Рисунок варежки с цифрами от 1 до 8).
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с числом 9, научимся писать цифру 9, узнаем об образовании числа 9.
Устный счёт.
– Но сейчас поиграем в снежки; ведь у нас есть варежки. Где наши ручки? Играем и считаем. Игра в мяч. ( Счёт от 1 до 10; счёт от 10 до 1).
– Пока в снежки играли, ряд чисел снегом закидали. Приготовили веер. Вставляем пропущенные числа.
1 . 3 . 5 6 . 8
2 4 7
– Назовите соседей числа 2? (1 и 3).
– Определите предыдущее число у числа 4? (3).
– Какое число следует за числом 7? (8).
– Самое большое число? (8).
– Самое маленькое число? (1).
Работа над новым материалом.
– А Мишенька идёт дальше. А вот и зайчик!
– А у меня есть валенки
Отвечает заинька.
Что мне вьюга да метель
Хочешь Мишенька примерь?
(Cтихотворение читает ребёнок)
– Неси Мишенька валенки.
Ой, а в валенке морковка – давайте вместе посчитаем. (8).
А вот и ещё одна морковка. Сколько всего? (9).
– Девочки приготовили нам стихотворение о цифре 9.
Я важней всех потому,
Что запутать всех могу
Если я перевернусь
То другою окажусь. (Была 9, стала 6).
Цифра девять иль девятка –
Цифровая акробатка.
Если на голову встанет
Ровно на три меньше станет.
Девять, как и шесть
Вглядись,
Только хвост не вверх, а вниз.
Взяли простой карандаш. Обводим цифру 9. Начинаем работу от звёздочки и бежим вниз по стрелочкам. Пробуем ещё раз. Работаем ручкой – обводим, пишем сами. Теперь мы умеем писать цифру 9. Какое математическое выражение можно составить?
8 + 1 = 9 (Печатаем, пишем). Прочитаем математически.
– К 8 прибавить 1 получится 9.
– Первое слагаемое 8, второе слагаемое 1, сумма 9.
– Сумма чисел 8 и 1 равна 9.
Минутка отдыха.
– А Мишенька всё идёт и идёт. Смотрит белка из дупла.
– Я орешков припасла.
Высоко моё дупло
В нём и сухо и тепло.
(Стихотворение читает ребёнок)
– Белка в дупле отдыхает, и мы отдохнём. Взяли орешки, крутим, катаем при этом отдыхаем. Молодцы! Попробуйте покатать с соседом.
Закрепление пройденного материала.
А Мишенька медведь обходит свои владения. А из леса серый волк. Он зубами щёлк да щёлк.
– Вам принёс заданье я,
Сделайте его друзья.
(Cтихотворение читает ребёнок)
– Конверт с заданием отдаёт волк медведю.
– Ой, смотрите ёжик сам не смог прийти, предал фотографию и задачу. Слушайте внимательно.
Ёжик шёл, шёл, шёл
И грибы нашёл
Три под берёзой
Два под осиной.
Сколько их будет в плетёной корзине?
– Сколько грибов ёжик нашёл под берёзой? (Под берёзой ёжик нашёл 3 грибочка).
– Сколько грибочков росло под осиной? (Под осиной росло 2 грибочка).
– Как узнать, сколько всего грибочков? Какой знак будем использовать?
3 + 2 = 5 (г.)
– Давайте запишем. Вы, ребята молодцы! Справились с заданием.
Работа с отрезком.
– Обошёл медведь весь лес в берлогу спать залез. А мы, ребята, укажем ему дорогу. Начертим путь в его берлогу. У дороги есть начало и конец, это …? (Отрезок). Начертите отрезок 9 сантиметров.
Состав числа.
– Мишка будет крепко спать.
А мы состав числа 9 изучать.
Нашу ёлку наряжать.
9 это 5 и 4; 9 это 8 и 1; 9 это 6 и 3; 9 это 7 и 2;
9 это 4 и 5; 9 это 1 и 8; 9 это 3 и 6; 9 это 2 и 7;
Решение примеров.
На данном этапе урока используются карточки индивидуальных заданий разного уровня сложности. Сложение однозначных чисел в пределах девяти.
Итог урока.
Что понравилось на уроке?
С каким числом познакомились?
– Мише снится сладкий сон.
И мёд, и малину видит он.
Нам передаёт привет
И много вкусных конфет.
(Всем математикам вручаются сладкие призы).
Спасибо за урок!