Правительство Российской Федерации уже несколько лет назад поставило перед школой задачу повысить качество образования детей и укрепить их здоровье. То есть здоровье учеников должно стать объектом внимания педагогов.
Процент здоровых детей школьного возраста сейчас находится в пределах 3.3-15.0%; лиц с функциональными расстройствами – 37.9-50%, с хроническими заболеваниями – 40.0-58.8%. К окончанию школы число учеников с хроническими заболеваниями увеличивается в 2 раза, в целом здоровье учащихся ухудшается в 4-5 раз.
Особенно это хорошо видно на примере анализа состояния здоровья вновь поступающих детей в нашу школу, основное назначение которой – оздоровление тубинфицированных детей с дополнительными патологиями других органов.
Причиной ухудшения здоровья детей является не только ухудшение социального положения и нравственного здоровья семьи, но и отсутствие грамотности у населения по вопросам здоровьесбережения.
В связи с этим возникает необходимость формирования у человека гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, рассмотрения воспитания ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, обеспечения учащихся необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.
Санаторная школа, наметив в программе “Здоровье” комплекс мер и разных моделей оздоровления: рациональное составление учебного расписания; улучшение санитарно-гигиенических условий учебно-рекреационных помещений; просветительская деятельность во внеучебное время, – во главу своей работы ставит педагогический принцип, основанный на том, что педагоги, являясь носителями общей культуры, должны быть и носителями культуры здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни как высшую ценность, как норму повседневной жизни, как предпосылку успешной учебы.
Представленная работа предполагает показать, как может осуществляться интеграция здоровьесберегающих вопросов в основную тему урока физики согласно его целям и задачам. В работе также представлены некоторые методы и приемы введения вопросов здоровья в урок физики: а) фрагменты уроков (Приложение 1); б) подборка задач к темам “Физика и безопасность движения”, “Физика и спорт” (Приложение 2); в) использование на уроках физики экранных и наглядных пособий по курсу биологии “Человек” (Приложение 3); в) экскурсии (Приложение 4).
Тематическое планирование
Физика 7-й класс
Программа курса физики | Разделы программы “Здоровья” | Содержание уроков интегрированного курса |
Физические величины. Измерение физических величин. | Культура потребления медицинских
услуг. Самопознание. Знание своего тела. |
Медицинский термометр. Измерение
температуры тела человека. Определение параметров тела человека. |
Физика и техника. | Культура потребления медицинских услуг. | Оформление альбома: “Физика на страже здоровья людей” (рентген, ультразвук, постоянный ток с лечебной целью, электрокардиограф, современные методы исследования сердца, аппарат “искусственная почка” и т.д.) |
Строение вещества. Молекулы. | Предупреждение употребления
психоактивных веществ. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. |
Тепловое расширение как источник
зубной боли у курящего человека. Фотографии молекул вируса гриппа, бактерий. Соблюдение правил гигиены – важное условие предупреждения инфекционных болезней, вызываемых болезнетворными бактериями. |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | Гигиенические правила и предупреждение
инфекционных заболеваний. Предупреждение употребления психоактивных веществ. Гигиена тела. Культура потребления медицинских услуг. |
Лук, чеснок – источник витаминов и
фитонцидов, их использование для профилактики
простудных заболеваний. Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений. Алкоголь и никотин – наркотические вещества, их вредное воздействие на организм подростка. Вред табачного дыма, его влияние на здоровье окружающих. Токсикомания, её отрицательное влияние на умственное и физическое здоровье. Гигиенические правила ухода за кожей. Рациональные приемы использования лекарственных препаратов. (Какой водой –теплой или холодной – лучше запивать лекарство, чтобы ускорить его действие? Почему? В каком виде лучше порекомендовать больному принимать лекарство: в виде таблеток или капель, чтобы ускорить эффект его воздействия? Почему? Каково преимущество ингаляции перед другими способами введения в органы человека лекарственных веществ? На каком физическом явлении основано применение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных составов?) |
Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | Культура потребления медицинских услуг. | Применение в медицине газов
(углеводородные ванны, кислородные подушки,
кислородные коктейли).
|
Механическое движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Явление инерции. Решение задач. |
Здоровый образ жизни. Основы личной безопасности и профилактика травматизма |
Гиподинамия. Активный образ жизни.
Значение движений для физического развития и
здоровья человека. Решение задач на тему: “Физика и спорт”. Решение задач на тему: “Физика и безопасность движения”. |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Самопознание. Питание и здоровье. |
Определение массы тела человека,
соответствие массы росту. Переедание. Рекомендации для учащихся с недостаточной и избыточной массой тела. |
Расчет массы и объема по его плотности. | Самопознание. | Вычисление объема и плотности тела человека. |
Сила упругости. Закон Гука. Деформации. |
Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | Деформация костей, сухожилий, мышц. Осанка. Причины возникновения искривления позвоночника, его вредное влияние на организм. Правила формирования правильной осанки. |
Динамометр. | Культура потребления медицинских услуг. | Определение мышечной силы рук при помощи ручного динамометра. |
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | Основы личной безопасности и
профилактика травматизма. Самопознание. Знание своего тела. |
Гололед. Использование подходящих
материалов для зимней обуви (подошвы). Учимся падать правильно. Строение суставов как образец снижения трения. Как и почему надо беречь суставы. |
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. | Гигиена полости рта. Гигиена тела. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. |
Особенности строения зубов, связанные с
выполняемыми функциями. Заболевания зубов,
десен. Правила ухода за зубами. Профилактические осмотры у стоматолога. Роль обуви в формировании стопы человека. Чем опасно плоскостопие. Осторожно, острые предметы! |
Давление в жидкости и газе. | Питание и здоровье. | Предупреждение сужения кровеносных сосудов (холестериновые бляшки). |
Вес воздуха. Атмосферное давление. | Культура потребления медицинских
услуг. Самопознание.
Гигиена дыхания. Предупреждение употребления психоактивных веществ. |
Медицинские банки, медицинские пиявки и
шприц – друзья твоего здоровья. Механизм вдоха и выдоха. Как мы пьем. Значение правильного дыхания. Вред курения. Болезни, возникающие в результате курения. Профилактика заболеваний дыхательных путей. |
Барометр-анероид. | Самопознание. Знание своего тела. | Почему человек не чувствует атмосферное давление? Влияние изменений атмосферного давления на человека. |
Манометры. | Культура потребления медицинских услуг. | Тонометр. Измерение артериального давления человека. |
Поршневой жидкостный насос. | Предупреждение употребления психоактивных веществ. | Сердце – насос. Бесперебойная работа сердца на протяжении всей жизни человека. Тренировка сердца. Вредное влияние курения и алкоголя на сердце. |
Плавание тел. | Питание и здоровье. Гигиенические правила и предупреждение травматизма. |
Водоросли – источник витаминов, солей
брома, йода, необходимого для нормальной работы
щитовидной железы. Профилактика её заболевания. Промысловые рыбы, их роль в питании человека Вода как закаливающий фактор. Купания в открытых водоемах. Правила поведения на воде. Первая помощь утопающему. |
Плавание судов. | Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. | Значение воды для жизни человека. Загрязнение водоемов. Инфекционные болезни, возбудители, которых передаются через плохо очищенную воду. |
Механическая работа. Мощность. | Здоровый образ жизни. | Расчет работы, выполняемой человеком при разных видах его деятельности. Значение, развиваемой при этом мощности. Работа, совершаемая при прыжке в высоту и длину. Сравнение рекордов, достигнутых спортсменами в беге и прыжке. Измерение мощности, развиваемой при беге на дистанцию 60 метров. |
Рычаг. Рычаги в технике, в быту и природе. | Самопознание. Знание своего тела. | Рычаги в теле человека. Особенности процесса ходьбы, бега, прыжков. |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | Питание и здоровье. | Пища – источник энергии человека. Энергетическая ценность продуктов. Расчет дневного рациона питания школьника с учетом энергетических затрат. |
8-й класс |
||
Тепловое движение. Температура. | Культура потребления медицинских
услуг. Самопознание. Знание своего тела. |
Медицинский термометр. Правильное измерение температуры человеческого тела. Тепловые характеристики человека (температура человека, распределение температуры по телу человека, нормальная температура человека). Реакция человека на низкие и высокие температуры. |
Способы изменения внутренней энергии тела. | Культура потребления медицинских
услуг. Гигиена питания и предупреждение инфекционных заболеваний. |
Принцип действия компрессов,
горчичников, медицинских банок, грелок, пузыря со
льдом, массажа. Знакомство с санитарными нормами хранения продуктов в холодильнике и предупреждение пищевых отравлений. (При решении задачи: как и каким способом, изменяется внутренняя энергия продуктов, хранящихся в холодильнике?) |
Теплопроводность Конвекция Излучение |
Гигиена тела. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. |
Гигиенические требования к летней и
зимней одежде, обуви. Меры безопасности в предупреждении ожогов при пользовании бытовыми приборами (ручки кастрюль, сковородок, утюгов, паяльников, металлические кружки и фарфоровые чашки, металлическая ложка в стакане при наливании горячего чая и т. д.) Первая помощь при ожогах. Солнечное излучение – друг здоровья. (Уничтожение болезнетворных бактерий. Образование у человека под воздействием солнечного излучения витамина Д и повышение иммунитета.) Гигиенические правила принятия солнечных ванн. |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. | Питание и здоровье. | Калорийность продуктов, потребляемых
моей семьей. Определение примерного изменения веса тела за день. |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | Самопознание. Знание своего тела. | Решение задач [1]: 1.Необходимость
суточного рациона питания для школьника 14 лет
составляет около 1,2 МДж. Рассчитать: достаточным
ли для этого ученика будет потребление в день 100 г
говядины, 200 г картофеля,50 г ржаного хлеба, 200 г
молока. “Удельная теплота сгорания” говядины-, картофеля – , ржаного хлеба –
, молока – . 2. Восстановит ли спортсмен массой 70 кг запас своей энергии после того, как проедет на велосипеде 20км за 1 час, если съест 200гр жирного творога без хлеба? Его энергозатраты на дистанции за 1 час езды составляют |
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Питание и здоровье. | Закон сохранения и превращения энергии
в человеческом организме. Расчет калорийности дневного рациона питания ученика. |
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | Самопознание. Знание своего тела. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. |
Значение испарения для теплорегуляции
организма человека. Перегревание и переохлаждение – причины простудных заболеваний. Тепловой и солнечный удары. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах. |
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | Термические ожоги. Меры предупреждения и первой помощи при термических ожогах. |
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. | Значение влажности для
жизнедеятельности организмов. Влажность воздуха и инфекционные заболевания. |
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | Влияние выхлопных газов автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье человека. |
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. | Самопознание. Знание своего тела. | Вред и польза статического электричества. Одежда из натуральных и искусственных тканей. |
Электроскоп. Проводники и непроводники
электричества. Делимость электрического заряда. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. |
Основы личной безопасности и профилактика травматизма | Предупреждение электротравматизма. ( Почему при электромонтажных работах, производимых под напряжением, необходимо иметь обувь на резиновой подошве и резиновые перчатки? и т. д.) Образование аэроионов вблизи водоемов и благотворное влияние их на организм человека. |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. | Основы личной безопасности и
профилактика травматизма Культура потребления медицинских услуг |
Биологическое действие постоянного тока (электротравматизм и электротерапия.) |
Сила тока. Электрическое напряжение. | Основы личной безопасности и профилактика травматизма | Опасный ток и опасное напряжение. |
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | Самопознание. Знание своего тела | Удельная электропроводность различных тканей организма человека. |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. | Культура потребления медицинских услуг | Применение теплового действия тока в физиотерапии. |
Лампа накаливания. Электрические
нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. |
Основы личной безопасности и профилактика травматизма | Меры противопожарной безопасности при
использовании бытовых электрических
нагревательных приборов. Правила техники безопасности при ремонте электропроводки и электроприборов. |
Применение электромагнитов. | Культура потребления медицинских услуг | Магниты в медицине. |
Магнитное поле Земли. | Самопознание. Знание своего тела | Влияние магнитного поля Земли на человека. |
Источники света. Распространение света. | Гигиена тела. | Использование безопасных для зрения источников света. Гигиена освещения рабочих мест. |
Плоское зеркало. | Основы личной безопасности и
профилактика травматизма Культура потребления медицинских услуг |
Использование зеркала на транспорте
для предупреждения ДТП. Использование зеркала в медицине. |
Преломление света. | Основы личной безопасности и профилактика травматизма | Вследствие зрительной иллюзии для несведущего ныряльщика глубокий водоем может оказаться опасным. |
Линзы. Оптическая сила линзы. | Гигиена тела. | Оптическая система глаза. Близорукость
и дальнозоркость. Гигиена зрения. Правила
просмотра телевизионных передач. Правила работы
на компьютере. Первая помощь при повреждении глаз. |
Литература (Приложение 5)