Здоровьесберегающий компонент на уроках физики

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Правительство Российской Федерации уже несколько лет назад поставило перед школой задачу повысить качество образования детей и укрепить их здоровье. То есть здоровье учеников должно стать объектом внимания педагогов.

Процент здоровых детей школьного возраста сейчас находится в пределах 3.3-15.0%; лиц с функциональными расстройствами – 37.9-50%, с хроническими заболеваниями – 40.0-58.8%. К окончанию школы число учеников с хроническими заболеваниями увеличивается в 2 раза, в целом здоровье учащихся ухудшается в 4-5 раз.

Особенно это хорошо видно на примере анализа состояния здоровья вновь поступающих детей в нашу школу, основное назначение которой – оздоровление тубинфицированных детей с дополнительными патологиями других органов.

Причиной ухудшения здоровья детей является не только ухудшение социального положения и нравственного здоровья семьи, но и отсутствие грамотности у населения по вопросам здоровьесбережения.

В связи с этим возникает необходимость формирования у человека гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, рассмотрения воспитания ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, обеспечения учащихся необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.

Санаторная школа, наметив в программе “Здоровье” комплекс мер и разных моделей оздоровления: рациональное составление учебного расписания; улучшение санитарно-гигиенических условий учебно-рекреационных помещений; просветительская деятельность во внеучебное время, – во главу своей работы ставит педагогический принцип, основанный на том, что педагоги, являясь носителями общей культуры, должны быть и носителями культуры здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни как высшую ценность, как норму повседневной жизни, как предпосылку успешной учебы.

Представленная работа предполагает показать, как может осуществляться интеграция здоровьесберегающих вопросов в основную тему урока физики согласно его целям и задачам. В работе также представлены некоторые методы и приемы введения вопросов здоровья в урок физики: а) фрагменты уроков (Приложение 1); б) подборка задач к темам “Физика и безопасность движения”, “Физика и спорт” (Приложение 2); в) использование на уроках физики экранных и наглядных пособий по курсу биологии “Человек” (Приложение 3); в) экскурсии (Приложение 4).

Тематическое планирование

Физика 7-й класс

Программа курса физики Разделы программы “Здоровья” Содержание уроков интегрированного курса
Физические величины. Измерение физических величин. Культура потребления медицинских услуг.

Самопознание. Знание своего тела.

Медицинский термометр. Измерение температуры тела человека.

Определение параметров тела человека.

Физика и техника. Культура потребления медицинских услуг. Оформление альбома: “Физика на страже здоровья людей” (рентген, ультразвук, постоянный ток с лечебной целью, электрокардиограф, современные методы исследования сердца, аппарат “искусственная почка” и т.д.)
Строение вещества. Молекулы. Предупреждение употребления психоактивных веществ.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

Тепловое расширение как источник зубной боли у курящего человека.

Фотографии молекул вируса гриппа, бактерий. Соблюдение правил гигиены – важное условие предупреждения инфекционных болезней, вызываемых болезнетворными бактериями.

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

Предупреждение употребления психоактивных веществ.

Гигиена тела.

Культура потребления медицинских услуг.

Лук, чеснок – источник витаминов и фитонцидов, их использование для профилактики простудных заболеваний.

Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений.

Алкоголь и никотин – наркотические вещества, их вредное воздействие на организм подростка.

Вред табачного дыма, его влияние на здоровье окружающих.

Токсикомания, её отрицательное влияние на умственное и физическое здоровье.

Гигиенические правила ухода за кожей.

Рациональные приемы использования лекарственных препаратов. (Какой водой –теплой или холодной – лучше запивать лекарство, чтобы ускорить его действие? Почему? В каком виде лучше порекомендовать больному принимать лекарство: в виде таблеток или капель, чтобы ускорить эффект его воздействия? Почему? Каково преимущество ингаляции перед другими способами введения в органы человека лекарственных веществ? На каком физическом явлении основано применение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных составов?)

Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Культура потребления медицинских услуг. Применение в медицине газов (углеводородные ванны, кислородные подушки, кислородные коктейли).

 

Механическое движение.

Скорость. Единицы скорости.

Расчет пути и времени движения.

Явление инерции. Решение задач.

Здоровый образ жизни.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма

Гиподинамия. Активный образ жизни. Значение движений для физического развития и здоровья человека.

Решение задач на тему: “Физика и спорт”.

Решение задач на тему: “Физика и безопасность движения”.

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Самопознание.

Питание и здоровье.

Определение массы тела человека, соответствие массы росту.

Переедание. Рекомендации для учащихся с недостаточной и избыточной массой тела.

Расчет массы и объема по его плотности. Самопознание. Вычисление объема и плотности тела человека.
Сила упругости.

Закон Гука.

Деформации.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Деформация костей, сухожилий, мышц.

Осанка. Причины возникновения искривления позвоночника, его вредное влияние на организм. Правила формирования правильной осанки.

Динамометр. Культура потребления медицинских услуг. Определение мышечной силы рук при помощи ручного динамометра.
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

Самопознание. Знание своего тела.

Гололед. Использование подходящих материалов для зимней обуви (подошвы).

Учимся падать правильно.

Строение суставов как образец снижения трения. Как и почему надо беречь суставы.

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Гигиена полости рта.

Гигиена тела.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

Особенности строения зубов, связанные с выполняемыми функциями. Заболевания зубов, десен. Правила ухода за зубами.

Профилактические осмотры у стоматолога.

Роль обуви в формировании стопы человека. Чем опасно плоскостопие.

Осторожно, острые предметы!

Давление в жидкости и газе. Питание и здоровье. Предупреждение сужения кровеносных сосудов (холестериновые бляшки).
Вес воздуха. Атмосферное давление. Культура потребления медицинских услуг.

Самопознание.

 

Гигиена дыхания.

Предупреждение употребления психоактивных веществ.

Медицинские банки, медицинские пиявки и шприц – друзья твоего здоровья.

Механизм вдоха и выдоха.

Как мы пьем.

Значение правильного дыхания. Вред курения. Болезни, возникающие в результате курения. Профилактика заболеваний дыхательных путей.

Барометр-анероид. Самопознание. Знание своего тела. Почему человек не чувствует атмосферное давление? Влияние изменений атмосферного давления на человека.
Манометры. Культура потребления медицинских услуг. Тонометр. Измерение артериального давления человека.
Поршневой жидкостный насос. Предупреждение употребления психоактивных веществ. Сердце – насос. Бесперебойная работа сердца на протяжении всей жизни человека. Тренировка сердца. Вредное влияние курения и алкоголя на сердце.
Плавание тел. Питание и здоровье.

Гигиенические правила и предупреждение травматизма.

Водоросли – источник витаминов, солей брома, йода, необходимого для нормальной работы щитовидной железы. Профилактика её заболевания.

Промысловые рыбы, их роль в питании человека

Вода как закаливающий фактор. Купания в открытых водоемах. Правила поведения на воде. Первая помощь утопающему.

Плавание судов. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. Значение воды для жизни человека.

Загрязнение водоемов. Инфекционные болезни, возбудители, которых передаются через плохо очищенную воду.

Механическая работа. Мощность. Здоровый образ жизни. Расчет работы, выполняемой человеком при разных видах его деятельности. Значение, развиваемой при этом мощности. Работа, совершаемая при прыжке в высоту и длину. Сравнение рекордов, достигнутых спортсменами в беге и прыжке. Измерение мощности, развиваемой при беге на дистанцию 60 метров.
Рычаг. Рычаги в технике, в быту и природе. Самопознание. Знание своего тела. Рычаги в теле человека. Особенности процесса ходьбы, бега, прыжков.
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Питание и здоровье. Пища – источник энергии человека. Энергетическая ценность продуктов. Расчет дневного рациона питания школьника с учетом энергетических затрат.

8-й класс

Тепловое движение. Температура. Культура потребления медицинских услуг.

Самопознание. Знание своего тела.

Медицинский термометр.

Правильное измерение температуры человеческого тела.

Тепловые характеристики человека (температура человека, распределение температуры по телу человека, нормальная температура человека). Реакция человека на низкие и высокие температуры.

Способы изменения внутренней энергии тела. Культура потребления медицинских услуг.

Гигиена питания и предупреждение инфекционных заболеваний.

Принцип действия компрессов, горчичников, медицинских банок, грелок, пузыря со льдом, массажа.

Знакомство с санитарными нормами хранения продуктов в холодильнике и предупреждение пищевых отравлений. (При решении задачи: как и каким способом, изменяется внутренняя энергия продуктов, хранящихся в холодильнике?)

Теплопроводность

Конвекция

Излучение

Гигиена тела.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

 

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

Гигиенические требования к летней и зимней одежде, обуви.

Меры безопасности в предупреждении ожогов при пользовании бытовыми приборами (ручки кастрюль, сковородок, утюгов, паяльников, металлические кружки и фарфоровые чашки, металлическая ложка в стакане при наливании горячего чая и т. д.)

Первая помощь при ожогах.

Солнечное излучение – друг здоровья. (Уничтожение болезнетворных бактерий. Образование у человека под воздействием солнечного излучения витамина Д и повышение иммунитета.)

Гигиенические правила принятия солнечных ванн.

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Питание и здоровье. Калорийность продуктов, потребляемых моей семьей.

Определение примерного изменения веса тела за день.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Самопознание. Знание своего тела. Решение задач [1]: 1.Необходимость суточного рациона питания для школьника 14 лет составляет около 1,2 МДж. Рассчитать: достаточным ли для этого ученика будет потребление в день 100 г говядины, 200 г картофеля,50 г ржаного хлеба, 200 г молока. “Удельная теплота сгорания” говядины-, картофеля – , ржаного хлеба –   , молока – .

2. Восстановит ли спортсмен массой 70 кг запас своей энергии после того, как проедет на велосипеде 20км за 1 час, если съест 200гр жирного творога без хлеба? Его энергозатраты на дистанции за 1 час езды составляют

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Питание и здоровье. Закон сохранения и превращения энергии в человеческом организме.

Расчет калорийности дневного рациона питания ученика.

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Самопознание. Знание своего тела.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

Значение испарения для теплорегуляции организма человека.

Перегревание и переохлаждение – причины простудных заболеваний.

Тепловой и солнечный удары. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Термические ожоги. Меры предупреждения и первой помощи при термических ожогах.
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. Значение влажности для жизнедеятельности организмов.

Влажность воздуха и инфекционные заболевания.

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Влияние выхлопных газов автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Самопознание. Знание своего тела. Вред и польза статического электричества. Одежда из натуральных и искусственных тканей.
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Делимость электрического заряда. Строение атомов. Объяснение электрических явлений.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма Предупреждение электротравматизма.

( Почему при электромонтажных работах, производимых под напряжением, необходимо иметь обувь на резиновой подошве и резиновые перчатки? и т. д.)

Образование аэроионов вблизи водоемов и благотворное влияние их на организм человека.

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

Культура потребления медицинских услуг

Биологическое действие постоянного тока (электротравматизм и электротерапия.)
Сила тока. Электрическое напряжение. Основы личной безопасности и профилактика травматизма Опасный ток и опасное напряжение.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Самопознание. Знание своего тела Удельная электропроводность различных тканей организма человека.
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. Культура потребления медицинских услуг Применение теплового действия тока в физиотерапии.
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

Короткое замыкание. Предохранители.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма Меры противопожарной безопасности при использовании бытовых электрических нагревательных приборов.

Правила техники безопасности при ремонте электропроводки и электроприборов.

Применение электромагнитов. Культура потребления медицинских услуг Магниты в медицине.
Магнитное поле Земли. Самопознание. Знание своего тела Влияние магнитного поля Земли на человека.
Источники света. Распространение света. Гигиена тела. Использование безопасных для зрения источников света. Гигиена освещения рабочих мест.
Плоское зеркало. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

Культура потребления медицинских услуг

Использование зеркала на транспорте для предупреждения ДТП.

Использование зеркала в медицине.

Преломление света. Основы личной безопасности и профилактика травматизма Вследствие зрительной иллюзии для несведущего ныряльщика глубокий водоем может оказаться опасным.
Линзы. Оптическая сила линзы. Гигиена тела. Оптическая система глаза. Близорукость и дальнозоркость. Гигиена зрения. Правила просмотра телевизионных передач. Правила работы на компьютере.

Первая помощь при повреждении глаз.

Литература (Приложение 5)