1. Актуальность
Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом Российской Федерации “Об образовании” (ст. 7). В соответствии с законодательством РФ государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.
В настоящее время по поручению Министерства образования и науки РФ Российская академия образования ведет работу по созданию государственного стандарта общего образования второго поколения.
В чем новизна разрабатываемых документов?
Во-первых, перед разработчиками стандарта и сопровождающих его документов была поставлена задача определить фундаментальное ядро каждого предмета, представление о котором должен получить каждый школьник. Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных образовательных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Кроме того, объектом стандартизации впервые становятся, в том числе условия обучения. Ведь крайне сложно обеспечить единство образовательного пространства, если дети занимаются в разных условиях.
Особенности подхода в образовательном стандарте второго поколения:
- Стандарт как общественный договор (между семьёй, обществом и государством).
- Стандарт задает ориентиры развития системы образования.
- Ориентация стандарта на результаты образования
(наряду с общей грамотностью выступают такие
качества выпускника, как: разработка и проверка
гипотез, умение работать в проектном режиме,
инициативность в принятии решений и т.п. Эти
способности становятся одним из значимых
ожидаемых
результатов образования и предметом стандартизации). - Системно – деятельностный подход.
- Стандарт – совокупность трех систем требований: к структуре образовательных программ, к результатам освоения образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ.
2. Виды результатов обученности
Мастер… По Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. Учитель – мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания. Цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на всестороннее развитие личности школьников в рамках действующего образовательного стандарта.
Результаты обучения… Сегодня на слуху у многих
ЕГЭ, ГИА, ЕТ… Еще вчера говорили о требованиях к
уровню знаний, умений и навыков учеников. Сегодня
время показывает, что для успешного обучения в
старшей школе этого недостаточно, нужно научить
ребенка быть учеником, значит научить учиться. В
ФГОС второго поколения в рамках достижения
планируемого результата определены три группы
результатов: Личностные результаты –
сформировавшиеся в образовательном процессе
мотивы деятельности, система ценностных
отношений учащихся – в частности, к себе , другим
участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания,
результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты – освоенные
обучающимися на базе нескольких или всех учебных
предметов обобщенные способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – выражаются в
усвоении обучаемыми конкретных элементов
социального опыта, изучаемого в рамках отдельных
учебных предметов.
ФГОС предлагают для получения планируемых результатов реализовать на практике программы по формированию УУД. Именно метапредметные результаты и решают проблему успешного учения в школе. Метапредметные результаты обеспечивают контроль умственных действий, которые направлены на анализ и управление своей деятельностью благодаря развитию универсальных учебных действий, помогающим ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия к мысли. Итак, что же дают универсальные учебные действия?
– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе “умения учиться” и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
– обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
3. Виды результатов обученности на уроках математики
Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.