Культурология: от теории к практике. Опыт работы с родителями по организации культурологических мастер-классов

Разделы: Работа с родителями, МХК и ИЗО


Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития детей необходимо тесное взаимодействие.

В наши не простые дни, когда семья и семейные отношения переживают кризис, для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми социально-значимую деятельность мною был разработан проект воскресных культурологических мастер-классов.

В сентябре 2007 года были открыты двери студии пластических искусств “Чудесная страна” ДДТ Рудничного района для совместных занятий детей и родителей в субботние и воскресные дни в рамках двух авторских образовательных программ.

Обе программы – “От сказки - к звездам” и “Красота земная и небесная” - имеют культурологическую направленность, являются интегрированными курсами, при которых произведение художественной литературы и Библейской истории рассматриваются в едином комплексе с произведениям изобразительного искусства, музыкой и архитектурой, в контексте истории развития человеческой цивилизации: Библейская история – древней цивилизации, историей культуры, быта народов Ближнего Востока, сказки – истории культуры и быта России и Западной Европы 14–19 вв.

Актуальность программ “От сказки – к звездам” и “Красота земная и небесная” в том, что они ориентированы на читателя и воспитывают читателя младшего и среднего школьного возраста, приобщают к ценностям христианской культуры, к философскому идеалу, который заключает в себе сказка: жить нужно не для себя (преодоление эгоизма), а со всеми и для всех (воспитание альтруизма).

Цель проекта воскресных культурологических мастер-классов – активизировать работу с родителями по развитию форм инициативы и самоорганизации на базе МОУ ДОД “ДДТ Рудничного района”, создать условия для совместной деятельности, научить не только детей, но и родителей передавать в художественной форме свое восприятие и понимание Библейской истории, сказок и фантастических произведений с помощью пластических искусств.

Задачи двух культурологических программ, по которым работает автор, объединяют все три стороны развития ребенка – образовательную, воспитательную, практическую в единый процесс становления личности. Точно сформулированные задачи помогают родителям увидеть этот процесс изнутри, как происходит:

  • постепенное ознакомление детей с пластическими искусствами, видами художественно-творческой деятельности;
  • обучение воспринимать образ средствами музыки художественного слова и изобразительной деятельности;
  • развитие умений наблюдать, сравнивать и анализировать предметы и явления, обобщать их по признакам и выявлять их противоречивые свойства;
  • обогащение словаря детей библейской лексикой, образными крылатыми выражениями, специальной лексикой, относящейся к живописи, музыке, истории костюма, архитектуре, христианскому культовому искусству.

Включение родителей в совместную работу помогает решить задачи проекта культурологических мастер-классов, которые могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Содействовать возрождению традиций и принципов воспитания православной семейной педагогики;
  2. Выявить потенциал авторских культурологических программ для системы дополнительного художественного образования по работе с различными адресными аудиториями (неполные семьи, дети или родители инвалиды, осужденные исправительных колонии, и т.д.);
  3. Обратить внимание специалистов и общественности на необходимость включения в городские и областные конкурсные номинации проекты, отражающие принципы культурологизации образования, философии согласия и соразвития (взаимного развития). (Нам уже давно тесно в рамках городских и областных фестивалей декоративно-прикладного творчества, так как наши возможности значительно превышают критерии оценки этих конкурсов);
  4. Представить опыт разработки перспективных направлений сотрудничества с вузовской культурологической наукой и общественностью по проблемам развития инновационного потенциала системы дополнительного художественного образования.

Новизна проекта – в формате литературных и исторических путешествий детей и родителей по миру Библейской истории, сказкам и фантастическим мирам и отображение этих миров с помощью пластических искусств. (Мы в путешествие отплываем морями, которых на карте нет, в страну, чье название пока секрет, но мы называем ее Чудесной… Такие у нас сочинились стихи)

Такие совместные “Путешествия” создают повседневные пространства, для комфортного и успешного, основанного на взаимном доверии и уважении семейного общения и творческого диалога поколений.

Преимущество предлагаемого проекта в том, что он стимулирует

привлечение к проектам просветительских и образовательных учреждений города и области высококвалифицированных специалистов - ученых, педагогов-новаторов, активно осуществляющих масштабную инновационную деятельность.

Инновационный потенциал проекта.

Предлагаемые возможности семейных повседневных практик открывают нетрадиционные формы работы в системе дополнительного образования не только детей, но и в работе со взрослыми, с семьей. Они заключены в актуализации крайне востребованного, но нивелированного на протяжении последних десятилетий неформального общения, практического взаимодействия членов семьи и овладения навыками построения конструктивных взаимоотношений, определяющих жизненные “ситуации успеха” для каждого ее члена.

По мнению американских исследователей, ее условием является переживание человеком взаимного доверия, в том числе благодаря достигнутому на культурологических мастер-классах новому уровню взаимопонимания в семье, способствующему ее укреплению.

Социальная значимость проекта. Благодаря запуску воскресных мастер-классов у его участников – родителей и детей появляется наглядный пример, как рождается “ситуация успеха”.

Данная методика эффективна и экономична. “Наивное самодеятельное творчество” позволит преодолеть раздражительность и усталость, а путешествие по чудесному Миру Детства создаст условия для более тесного и глубокого ни общения детей и родителей, условия, стимулирующие мотивацию и потребности со-участия и со-творчества, поможет овладеть навыками в равной мере творить и слушать, смотреть, читать и чувствовать созданное.

Перспективы культурологических мастер-классов.

Участие родителей и детей на протяжении 2008-2011 гг. в проекте позволит провести акции “Семейные домашние путешествия и выставки” и снять следующий фильм, выставить эти совместные изобразительные и “сказочные” проекты на российских конкурсах и фестивалях “Сочини сказку”, “Портфолио”, “Иные миры”, “Чиполлино”, “Вспомним лето”, “Вифлеемская звезда” и др., позволит пережить в этом художественном акте потребность в свободном выражении своего мнения, поиск смысла жизни и стремлении к совершенству.

Мы предлагаем вашему вниманию изобразительные проекты, выполненные воспитанниками студии пластических искусств “Чудесная страна” вместе с родителями на воскресных мастер-классах.

Игорь Баранов с мамой Оксаной Владимировной работают над проектом по сказке “Алладин и волшебная лампа”.

Настя Башлыкова с мамой Татьяной Сергеевной. Изобразительный проект “Путешествие по сказкам братьев Гримм”.

Изобразительный проект “Восточные сказки”. Выполнен Пригожевым Олегом с мамой Татьяной Алексеевной.

Вика Панскова с мамой Натальей Александровной. Работа над проектом по сказке Д.Родари “Чиполлино”.

Изобразительный проект “Домик Тыквы”.

Первая совместная работа Корыткиной Алены , выполненная вместе с мамой Евгенией Евгеньевной.

Изобразительный проект “Синьор Помидор и адвокат Горошек в камере для висельников”. Работа получила Диплом Лауреата Всероссийского конкурса “Чиполлино”.

Липчанская Настя с бабушкой Мариной Георгиевной. Изобразительный проект “Гнездо моей любимой птички”

Наши дипломанты: Зимин Семен с мамой Мариной Николаевной и Вика Панскова сНатальей Александровной.

Литературный проект Семена Зимина, выполненный совместно с мамой на мастер-классах:

Карамельная страна

Не могу передать, как хотелось бы мне
Хоть разок побывать в Карамельной стране.
Там живут человечки, не зная тревоги.
Карамелью посыпаны даже дороги.
Ну а стены домов, говорят, из бисквита,
Леденцами блестящими крыши покрыты.
На деревьях растут вместо листьев цукаты,
А плоды сами падают в рот там ребятам.
Там цветы пахнут медом, корицей, ванилью.
Может вас запылить шоколадною пылью.
Даже речка, однажды рассказывал кто-то,
Из отличного сливового компота.
Удовольствий других очень много ребятам:
Выступают там клоуны и акробаты.
Ловкий фокусник много чудес им покажет
И зайчишку живого подарит им даже.
Можно только мечтать о житье о таком:
Ешь вкуснятину и запивай молоком.
Но, друзья, вы не слыхали пока
О корове – создательнице молока.
А о ней мы должны рассказать непременно.
Как-то всех испугала корова Селена.
Задремал пастушок на траве леденцовой,
А проснулся и видит: пропала корова!
От беды от такой стало плохо бедняжке.
Срочно вызвали доктора Чебурашку.
Он больного лечил шоколадной конфетой
И поил Кока-колой и Спрайтом при этом.
А Селена тем временем появилась…
- Где же ты пропадала, скажи нам на милость?
- Ах, немножко я, кажется, замечталась
И, сама не пойму, где-то там оказалась…
Было видеть так чудно и странно при этом,
Что растут там трава и цветы не конфеты.