Цель: знакомство с органом вкуса, его значением и гигиеной.
Задачи:
1) формировать бережное отношение к своему
здоровью;
2) учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
3) расширять знания учащихся;
Оборудование:
Учебный комплект для учащихся:
1.Учебники:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Рабочие тетради:
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2010.
3.Таблица “Вкусовые зоны языка”;
4.Карточки для индивидуальной работы;
5.Презентация физминутки “Береги зрение”;
6.Таблички: дегустаторы, менеджеры, эксперты;
7.Продукты для опытов (сахар– рафинад, салфетки, вода)
Ход урока
1. Орг. момент.
– Какой будет урок? (окружающий мир)
– Как человек воспринимает окружающий мир? (с помощью органов чувств)
– Вы назвали тему раздела: “Органы чувств”
– Какой орган чувств изучали на прошлом уроке? (обоняние)
2. Проверка домашнего задания.
– В виде письменного опроса “Да – нет” (у каждого ученика на столе чистые листки. На все вопросы они отвечают да или нет. Один ученик отвечает на индивидуальной доске, потом по ней проводится проверка)
Вопросы:
1) Нос является органом обоняния? (да)
2) Обоняние помогает хорошо слышать? (нет)
3) Насморк мешает обонянию? (да)
4) Опасно ли подносить к носу средства бытовой
химии? (да)
5) Курение вредит обонянию? (да)
6) У животных есть обоняние? (да)
Проверка по индивидуальной доске.
– Устные рассказы учеников про обоняние, сообщения, доклады на тему: “Как обоняние помогает животным?”
– Несколько человек работают по карточкам <Приложение 1>
Повторение памятки “Как надо охранять орган обоняния?” (фронтальный опрос):
– не курить,
– не нюхать незнакомые предметы бытовой химии,
– беречь нос от простуды,
– чаще употреблять в пищу фрукты и овощи, чтобы
не заболеть,
– закаляться,
– не простужать ноги.
Молодцы! Хорошо рассказали про обоняние.
3. Объяснение нового:
– Отгадайте загадку и узнаете о каком органе чувств пойдет речь на уроке.
Всегда во рту
А не проглотишь (язык)
Назовите тему урока (Вкус)
– Сегодня на уроке вы узнаете много интересного и полезного о вкусе, о главном его органе языке. Класс будет разделен на группы: менеджеры, эксперты, дегустаторы.
Словарная работа:
Дегустатор – новое для вас слово. Заглянем в словарик (Дегустатор – специалист, который определяет качество продукта на вкус)
Сегодня на уроке дегустаторы нам помогут ответить на вопрос:
Верно, что различать вкус помогает слюна?
Опыт №1. Потрем язык салфеткой и проведем быстро по нему кусочком сахара. Почувствовали ли вкус? Почему?
Вывод: сухой язык вкуса не ощущает.
Опыт №2.Подержим сахар во рту чуть дольше или положим его на влажный язык. Что происходит? (сахар растворятся и ощущается сладкий вкус)
Вывод: вкус пищи мы ощущаем, если она растворяется в жидкости. Растворителем служит слюна. Нерастворимые вещества кажутся безвкусными. Наш язык всегда влажный.
Физминутки:
1) Упражнения на восстановление мозгового
кровообращения.
2) Презентация физминутки “Береги зрение”
– Что пожелал вам кот Леопольд? (Ребята! Берегите зрение!)
– Только ли язык участвует в определении вкуса? (Органы зрения и обоняния тоже участвуют, поэтому дегустаторов мы сегодня выбирали без насморка.
– С помощью языка мы узнаем вкус: сладкий, соленый, горький или кислый.
Рассмотрим таблицу “Вкусовые зоны языка” <Рисунок 1>
Вывод:
Сладкую и соленую пищу человек ощущает кончиком языка, кислую – боками, а горькую – корнем.
– Почему так происходит?
Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот, кислое или сладкое, соленое или горькое, вкусное или безвкусное. Замечали ли вы, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше ощущают кислое, а его основание– горькое. Поэтому горькое лекарство надо быстрее проглатывать.
4. Закрепление нового материала.
а) – Каково значение органа вкуса?
– Какие вкусы мы различаем?
б) Игра “Вкус продукта” (ученики– менеджеры предлагают товар, дегустаторы отгадывают, какой вкус они имеют, эксперты определяют правильность определения вкуса того или иного продукта. Например, лимон – кислый, лук – горький и т.д.)
в) Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка.
г) Коллективная работа по учебнику. Рубрика “Жил на свете человек…”
д) Какое еще значение имеет язык? Зачем врачи осматривают язык?
Надо ли беречь язык?
е) Составление памятки “Как сберечь орган вкуса?” (фронтально)
5. Домашнее задание: напишите памятку “Как сберечь орган вкуса?”
5. Итог урока.
– Как называлась тема урока? (Вкус)
– Назовите главный орган вкуса (Язык)
– Помогите продолжить предложения.
Снаружи язык покрыт множеством…(сосочков) В них заложены окончания нервов, определяющих…(вкус)
Кончик языка ощущает…(сладкий и соленый) вкус. Кислый вкус ощущаем …. (краями) А горький…(корнем)
– Нужно ли беречь язык? (Да)
– Молодцы!
Понравился вам урок?
Поделитесь своими знаниями с родителями.
Комментирование оценок. Мне понравились содержательные ответы…(фамилии детей), по карточкам получили оценки… и т.д.
Литература
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс:
Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4
класс: рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений – М.:
Вентана-Граф, 2010.
3. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по
учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. 1-2
часть / автор-составитель Т.С. Гулуева. –
Волгоград: Учитель, 2009.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика
обучения: 1-4 классы.” – М.: Вентана-Граф, 2006.
5. Сборник программ к комплекту учебников
“Начальная школа ХХI века” – М.: Вентана-Граф, 2007.
Дополнительная литература
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Мультимедийная энциклопедия.
4. Большая русская биографическая энциклопедия.