Цель урока: создать условия для развития умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? и что? одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные.
Ход урока
I. Организация урока.
Надо всем нам подравняться.
Начинаем заниматься.
На меня всем посмотреть
И красиво тихо сесть.
II. Минута чистописания
На доске буквы ГДЕЁЖ
Поглядите, поглядите –
Пять соседок в алфавите:
ГДЕЁЖ –
Все горюют о еже.
Уч-ль: Какой секрет спрятан в этих строчках?
Д.: Где Ёж? Её.
– Обведите на карточке эти буквы.
– Предложение запишите в тетрадь.
– Какое это предложение по цели высказывания?
Дети: Вопросительное.
– На какие две группы можно разделит эти буквы?
Дети: Согласные и гласные.
– Среди согласных ест лишняя буква, как вы думаете, какая?
Дети: Это буква Ж. Она шипящая.
– Какие ещё шипящие вы знаете? Запишите.
ЖШЩЧ
– Что вы можете про них сказать?
Дети: Ж,Ш –всегда твёрдые. Щ,Ч – всегда мягкие. Надо быть осторожным при выборе буквы после шипящих.
– Запишите сочетания шипящих с гласными – орфограммы:
Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
III. Работа над темой урока.
– Распределите слова на 2 группы и запишите в тетради.
Город Минусинск, дядя Ваня, река Енисей, озеро Байкал, мальчик Костя, собака Мухтар, гора Эльбрус, мама Катя, пчела Мила.
– По какому признаку вы разделили эти слова?
Дети: На слова, отвечающие на вопросы кто?что?
Дети зачитывают группы слов.
– Как ещё можно назвать эти группы слов?
Дети: Одушевлённые, неодушевлённые.
– По какому признаку ещё можно распределит эти слова?
Дети: На собственные и нарицательные.
– Как пишутся имена собственные? Запишите новые группы в тетради.
– Прочитайте, какие группы у вас получились.
IV. Рефлексия.
– Что вам было интересно?
– Что у вас особенно получилось на уроке?
V Домашнее задание
Рабочая тетрадь № 1 страница 3.