Цель урока: учащиеся должны получить общее представление о сплавах металлов, о принципе их образования и практической значимости.
Знать: свойства отдельных сплавов и их
отличие от чистых металлов.
Уметь: выделять главное, сравнивать и
обобщать; развивать представления о причинно –
следственных связях явлений, познаваемости мира.
Задачи:
- развивать речь, память, мышление, воображение, смекалку, самостоятельность,
- воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, создавать благоприятный психологический климат на уроке.
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету
- соблюдать требования СанПИНа к гигиене учебного помещения, гигиене поведения школьников (осанка, зрение), организация урока (смена видов деятельности, динамические паузы);
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: проблемно-поисковый с использованием активных форм обучения. Оборудование: мультимедиа проектор, ПК. Коллекция “Металлы и сплавы”; магнит, таблицы "Виды химической связи", "Типы кристаллических решеток" и "Общие физические свойства металлов", презентация.
План урока:
- Организационный момент (1-2 мин.).
- Актуализация знаний. Тестирование. Повторение.
- Изучение нового материала (25–30 мин.)
- Закрепление знаний.
- Подведение итогов, домашнее задание (2–3 мин.)
Содержание урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
II. Актуализация знаний. Тестирование. Приложение 1. Тест. Слайд.
Взаимопроверка. (Ответы: 1Г, 2А, 3В, 4Б, 5Г, 6А, 7А, 8Б, 9В, 10 А.)
Какими физическими свойствами обладают металлы? Слайд Самый, самый, самый
Повторение строение атомов металлов (демонстрация кристаллических решеток).
III. Изучение нового материала
Можно ли в структуру одного металла внедрить между ионами металла ионы другого металла и другие вещества?
Изменяются свойства сплавов по сравнению со свойствами металлов, образующих их сплав. Сообщаем тему и цель урока, записываем название темы.
Работа со словарем. Записываем определение сплава.
Образование общей кристаллической решетки сплава путем внедрения ион-атомов большего размера между узлами кристалла демонстрируем на модели, помещая шарики в соотвествующие места модели. Таким же образом поясняется структура сплавов. Полученных за счет замещения ион-атомов одного металла ион-атомами другого.
Сплавы - это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух и более компонентов, из которых по крайней мере один - металл. (Записать в словарь).
Как вы думаете, что шире применяется: чистые металлы или их сплавы?
В чистом виде металлы используются сравнительно редко, так как химические стойкие металлы золото и серебра, алюминий мягки, железо не обладает достаточной твердостью и упругостью, а их сплавы с другими металлами обладают достаточной твердостью. Все большее значение приобретают сплавы. Состоящие из двух и более компонентов, создаются сплавы с заранее заданными свойствами.
Видеосюжет. (Приложение) Слайд. Просвещение. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца.
Слайд. Способы получения сплавов:
1. Сплавление (например: получение третника)
2. Спекание (смесь нагревают под давлением, не доводя до плавления, образуются твердые растворы).
3. Диффузия в поверхностный слой одного металла ион-атоиов другого металла (амальгамирование, хромирование).
Слайд. Строение сплавов:
1. Механическая смесь кристаллов.
2. Замещение ион-атомов в кристаллической решетке.
3. Внедрение ион-атомов как инородных включений в металл.
Как изменяются свойства сплавов по сравнению со свойствами металлов, образующих их сплав?
Физ.минутка. (Выбираем по одному из предложенных упражнений, проводим в течение одной минуты). Приложение
Лабораторная работа “Ознакомление с образцами металлов и сплавов”. Приложение
Цель работы: Познакомиться с образцами металлов и сплавами на их основе, свойствами металлов и сплавов, сравнить свойства металлов и сплавов. Заполнить таблицу. Приложение
Сообщение учащихся о составе и свойствах сплавов и областях их применения.
Обобщая сообщения учащихся заполняем схему: “Классификация сплавов”. Приложение
IV. Закрепление изученного материала
Работа с учебником, параграф 45.
1. Прочитать текст. Ответить на вопрос:
Почему же сплав имеет другие свойства, чем металлы, которые входят в его состав?
2. Выпишите в тетрадь, состав припоя и дюралюминия.
V. Подведение итогов урока
Объявляются оценки за устные ответы, тетради сдаем на проверку.
Над какой темой мы сегодня работали?
Что нового вы узнали о сплавах?