Дополнительная образовательная программа “Юный пчеловод” имеет естественно-биологическую направленность.
Актуальность и практическая значимость данной образовательной программы дополнительного образования детей заключается в создании условий для осуществления трудового, нравственного и экологического воспитания подростков. Именно просьбы родителей и стремление детей получить первоначальные умения и навыки пчеловода – любителя вдохновили автора на создание предлагаемой программы.
Ведущая педагогическая идея программы: формирование осознанной позиции жить в согласии с природой.
В основу авторской программы “Юный пчеловод” положена “Программа работы кружка “Юный пчеловод””, опубликованная в сборнике инструктивно – методических материалов по вопросам подготовки сельских школьников к труду в крестьянском хозяйстве “Как стать фермером”. Главное отличие от программы, послужившей основанием для разработки предлагаемой дополнительной образовательной программы “Юный пчеловод” – введение второго года обучения, за счет чего расширяются возможности для закрепления практических навыков по пчеловодству.
Новизна состоит и в изменении количества тем, объединении их в более крупные разделы, увеличении времени для теоретических занятий на первом году обучения и акцент на формирование практических умений на втором году обучения. В процессе обучения по предлагаемой дополнительной образовательной программе осуществляется профориентация подростков, создаются условия для самоопределения и социально значимой самореализации детей, в том числе, так называемых “трудных”.
Цель программы: накопление фактических знаний и умений о биологии пчел и пчеловодстве.
Задачи программы:
- Дать знания по биологии пчел, их разведению и содержанию.
- Развивать у школьников интерес к пчеловодству.
- Способствовать развитию самостоятельности в формировании навыков в работе с пчелами.
- Воспитывать любовь к природе.
- Помочь в профессиональном самоопределении подростков.
Дополнительная образовательная программа “Юный пчеловод” рассчитана на детей 10– 15 лет. На данном возрастном этапе происходит социализация подростков, на первое место выходит общение со сверстниками, стремление к самоутверждению. Предлагаемая образовательная программа способствует удовлетворению потребностей школьников, возникающих в результате психологических новообразований. Кроме того, занятия пчеловодством неразрывно связаны с формированием здорового образа жизни, отказом от вредных привычек.
Основанием для приема в детское объединение является желание ребенка и согласие родителей или их законных представителей.
Программа реализуется 2 года. Перевод с первого на второй год обучения осуществляется по результатам диагностики результатов освоения программы на итоговом занятии.
Форма обучения в течение учебного года предполагает использование как групповых занятий в рамках детского объединения “Юный пчеловод”, так и индивидуальную работу с воспитанниками, проявляющими интерес к исследовательской деятельности. Учтена также и сезонность выполняемых работ. Выбор методов обучения определяется содержанием учебного занятия и учебно-материальной базой объединения: разнообразные практические работы в оборудованном кабинете и на пасеке, беседы, лекции, наглядно-иллюстративные методы.
Материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы включает в себя наличие оборудованного учебного кабинета, пасеки, пчеловодческого инвентаря, определители растений и насекомых, справочную литературу, технические средства обучения для использования в образовательном процессе электронных носителей.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы “Юный пчеловод” являются традиционные праздники и викторины в объединении, конференции, участие в районных экологических мероприятиях, выполнение исследовательских работ.
Для изучения личности школьников используются:
- Предварительное знакомство с учащимися (просмотр классных журналов, встречи с родителями, классным руководителем);
- Мониторинг результатов обучения и личностного развития воспитанников в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы.
Эффективность дополнительной образовательной программы “Юный пчеловод” определяется наличием у воспитанников ряда теоретических и практических навыков, перечень которых представлен ниже.
Учащиеся должны уметь:
Кратко характеризовать:
- Строение пчел;
- Поведение пчел;
- Жизнь пчелиной семьи осенью;
- Жизнь пчелиной семьи зимой;
- Жизнь пчелиной семьи в весенне-летний период;
- Медоносные растения и медоносную базу;
- Строение ульев, сотов;
- Инвентарь пчеловода;
- Оборудование пасек.
Решать практические задачи: