Цели урока:
- Создать условия для анализа карты, разрезов, графиков и дать возможность учащимся связать разносторонние явления и выдвинуть гипотезу о движении плит земной коры; учить ставить научные вопросы.
- Развивать мышление, словарный запас, навыки сотрудничества.
- Воспитывать внимание, наблюдательность.
Оборудование: схема эксперимента, карточки для организации групповой работы, карта мира, карточки с новыми словами, Учебный справочник по естествознанию для 1–5 классов (Экспериментальный материал) с. 100.Тетрадь (разрезной альбом) 3 класс Е.И.Букварева, Е.В.Чудинова
Этапы урока. | Содержание урока. | Оборудование. |
1. Актуализация знаний учащихся.
Организация групповой работы.
Проверка выполнения задания. Подведение итогов. |
– Объясните по схеме последовательность действий при
решении проблемы. – С какими способами представления результатов наблюдений и экспериментов вы знакомы? – Покажите на схеме эксперимента место действий по построению графика, диаграммы или другого способа представления результата. Задание: Групповая работа: – Инструктаж:
Представитель группы называет способ представления результата и озвучивает выводы группы. – Кто хочет дополнить выводы этой группы? |
Схема эксперимента. нарисовать на доске
Карточка № 1. Схема групповой работы.
|
2. Мотивация. | Наблюдательность и внимание поможет вам узнать новое об истории Земли. | |
3. Работа с учебной тетрадью. Постановка частной задачи. |
– Откройте тетрадь на странице Т 41. – Как вы думаете, какой способ представления результатов наблюдений вы видите? |
|
Работа в парах.
Обсуждение итогов работы. |
Выслушиваются предположения учащихся. Данные разрезы – результат геологических исследований ученых, проведенных на 2 материках. По горным породам и останкам животных и растений ученые установили возраст этих горных пород и расположили их последовательно. – Какие материки исследовались? Задание: Найдите сходства и различия разрезов. – Что вы заметили? (Сходства, отличия перечисляются.) |
Запись на доске названий материков. Ю.Ам. Африка
Записи на доске древ.ж. древн.ж. |
Соотнесение рассмотренной ситуации со схемой
эксперимента.
Групповая работа. |
– Какой вопрос нас заинтересовал? (Почему виды древних животных сходны, а виды современных животных отличаются?) – Есть ли у вас объяснения для поставленной проблемы? Задание: обсудите в группах и запишите гипотезы, объясняющие эти явления. – Прикрепите на схеме эксперимента ваши гипотезы в нужное место. |
Листы бумаги, фломастеры. |
4. Работа с учебной тетрадью. Знакомство с гипотезой А.Вегенера о движении материков. |
Работа с учебным справочником с 100.:
Сообщение учителя о гипотезе А.Вегенера о движении материков. |
Карточки со словами
ПАНГЕЯ ПАНТАЛАСС |
Наблюдения. | – В каком направлении движется Южная Америка? – В каком направлении движется Евразия? – Африка? – Движутся ли материки в наше время? |
|
5. Подведение итогов урока. | – Что вам удалось узнать на этом уроке? – Что помогло вам придти к такому выводу? – Как работали ваши группы? |
|
6. Домашнее задание. | Вырезать из разрезного альбома (РА 3) континенты и сложить из них древний материк Пангею, двигать континенты так, как изображено в справочнике. Как они будут располагаться через 1000 миллионов лет? |