При анализе последних тенденций развития современного общества и выполняя его социальный заказ, воспитатель дошкольного учреждения обязательно обратит свой взор на фольклорные произведения. Народное творчество предоставляет широкий спектр различных произведений, которые помогут осуществить разностороннее развитие воспитанников. Наиболее целесообразно использовать фольклорное творчество русского народа при работе с детьми раннего возраста. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Использование малых форм фольклора развивает познавательную активность детей, формирует первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, воспитывает любовь к народному национальному искусству.
Многие фольклорные произведения помогают дать ребенку обширную сумму знаний, обеспечивают их прочное запоминание, приводят к пониманию, что все предметы и явления окружающего мира взаимосвязаны и взаимозависимы.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
В качестве средства, обеспечивающего непосредственную продуктивную связь ребенка 2–3-х лет с окружающей действительностью выступают малые жанры фольклора. Такие особенности народных потешек и песенок, как особая ритмическая организация текста, наличие четко выделенного главного персонажа, прямая связь событий, приближенность сюжета или описания к опыту детей позволяет ребенку выступать одновременно и слушателем, и зрителем, а воспитателю – гармонично сочетать в работе слово, музыку и действие.
Решение задач социального развития детей 2–3-х лет обеспечивается реализацией следующих принципов:
1. Принцип связи содержания занятий с действительностью: система занятий с детьми по социальному развитию предусматривает тематическое планирование. Тема раскрывается через два основных источника: непосредственное восприятие и фольклорные образы, которые описывая близкие опыту ребенка ситуации, формируют обобщенные представления о действительности.
2. Принцип деятельного участия: формы работы по социальному развитию ребенка раннего возраста предполагают такую организацию его активности, которая позволяет решать определенные образовательные задачи посредством участия детей в разных видах деятельности, объединенных единым сюжетом.
3. Принцип проживания. Социальное развитие в раннем возрасте непосредственно связано с обогащением эмоциональной сферы детей с освоением ими способов выражения переживания. Введение в жизнь детей в детском саду постоянных фольклорных персонажей (см. Приложение) позволяет ребенку не просто нечто услышать, узнать, но и эмоционально прожить ситуации, отражающие положительный, социальный опыт, переработать его и сделать своим собственным опытом.
4. Принцип открытости. Занятия с детьми представляют открытую систему, которая не предлагается им раз и навсегда в определенном, неизменном виде. Каждое занятие развивается самими детьми, обогащается их индивидуальным опытом. На любом занятии создаются условии для стимулировании чувств удивления, симпатии, сопереживания, ответственности.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе жанровые богатства.
Фольклорные произведения помогают педагогам при организации режимных моментов, таких как умывание, одевание, еда, укладывание спать. (См. Приложение.)
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его при воспитании детей раннего возраста.
Список литературы.
- Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство для работающих по программе “Радуга”/Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г. Якобсон и др.– М.: Просвещение, 2005.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000.
- Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Народная педагогика: прибаутки Н.Куприна // Домашнее воспитание. – № 6. – 2003. – стр.18.
- Песенный фольклор В.Мойтохонова // Дошкольное воспитание. – № 11. – 2010. – стр.61.
- Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова. Методическое пособие. – М.: Мозаика -Синтез, 2000.
- Соломеникова О.А. Народное искусство как средство формирования эстетического отношения к действительности. – М.: Зимородок, 2006.
- http://www.moi-detsad.ru/konsultac61.htm
- http://www.ref.by/refs/41/8305/1.html