Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Цели:
- формирование умений и навыков работы с учебной литературой;
- изучение нового материала с опорой на ранее полученные знания, создание условий осознания блока новой учебной информации, закрепление, применение знаний в знакомой и новой учебной ситуации.
Задачи:
- изучить новый материал, акцентируя внимание на взаимосвязи особенностей строения и свойств альдегидов;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (умение выделять главное сравнивать, анализировать);
- формировать умение работать с учебной литературой, вести конспект, составлять план;
- формировать умение владеть грамотной химической терминологией;
- развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;
- поддерживать познавательный интерес к изучаемому материалу и к предмету в целом.
Структура урока:
I – Организация начала занятия.
II – Актуализация знаний, самоцелеполагание.
III – Изучение нового материала.
IY – Первичное закрепление знаний.
Y – Подведение итогов занятия. Рефлексия.
YI – Информация о домашнем задании.
Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная.
Методы организации познавательной деятельности:
- перцептивные (словесные);
- логические (индуктивные, аналогии);
- на основе познавательной деятельности (репродуктивный, частично-поисковый).
Технология: развивающего обучения.
Урок изучения нового материала по теме “Альдегиды: строение, свойства, получение и применение”.
(Базовый уровень.)
Цели:
- Знать определение альдегидов, иметь понятие об альдегидной и карбонильной группе, знать строение альдегидной группы на электронном уровне, физические и химические свойства, способы получения и области применения альдегидов.
- Уметь обосновывать разные виды изомерии на основе строения, объяснять закономерности изменения физических свойств в гомологическом ряду, химические свойства на основе строения. Уметь видеть и доказывать генетическую связь между изученными классами органических соединений.
Программа учебных действий.
№ вопр. | Содержание вопроса | Руководство по учебным действиям | Работа в тетради |
1. а) б) в) г) |
Строение альдегидов Определение Карбонильная группа Альдегидная группа Электронное строение альдегидов (на примере формальдегида) |
Прочитать фрагмент учебника стр.….. ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ Прочитать фрагмент учебника стр. ….. |
Выписать определение альдегидов Выписать карбонильную группу Выписать альдегидную группу Изобразить электронное строение формальдегида |
1) Общая формула альдегидов 2) Общая формула кетонов 3) В чем отличие в строении альдегидов и кетонов? |
Ответить на вопросы: Прочитать фрагмент учебника стр.….. |
Составить и записать формулу Составить и записать формулу Ответить устно |
|
2. | Гомологический ряд альдегидов | Изучить таблицу на стр….. | Выписать пять первых членов гомологического ряда альдегидов |
3. | Номенклатура альдегидов | Используя ранее полученные знания и прочитав фрагмент учебника на стр……………, сформулировать правила номенклатуры альдегидов | Записать основные правила номенклатуры |
4. | Изомерия альдегидов | Прочитать фрагмент учебника на стр ….. | Записать виды изомерии, характерные для альдегидов |
1) Изобразите структурные формулы всех альдегидов состава C5H10O, дайте им названия |
Ответьте на вопрос: | Выполнить задание письменно |
|
5. а) б) |
Получение альдегидов в лаборатории в промышленности |
Прочитать фрагмент учебника стр…….. | Назвать способ и записать уравнение
химической реакции Назвать 4 способа и написать уравнения химических реакций. Обосновать устно экономическую целесообразность каждого способа |
1) В чем сходство и отличие строения молекул, полученных в результате окисления пропанола-1 и пропанола-2 |
Ответьте на вопрос: | Письменно выполнить упражнение |
|
6. | Физические свойства альдегидов | Прочитать фрагмент учебника стр…… Прочитать фрагмент учебника стр…… |
Записать основные положения Записать уравнение химической реакции Записать уравнение химической реакции Записать уравнение химической реакции восстановления альдегидов водородом |
7. 1) а) б) 2) |
Химические свойства альдегидов Реакции окисления Качественная реакция на альдегиды – реакция “серебряного зеркала” Окисление альдегидов гидроксидом меди (II) Реакция присоединения |
||
1) Основываясь на строении функциональной группы, поясните, почему для альдегидов характерны реакции присоединения |
Ответьте на вопрос: | Ответьте на вопрос устно |
|
8. | Применение альдегидов | Прочитать фрагмент учебника стр…… | Выписать основные области применения альдегидов |
1) Привести примеры уравнений химических реакций, иллюстрирующих схему (прилагается) | Отработать вопросы генетической связи между классами органических соединений | Записать уравнения химических реакций | |
Домашнее задание Устно стр……….. Письменно № №……………. Стр………….. |
Приложение к п. 8.
1-й вариант.
2-й вариант.