Цель урока:
- повторить и закрепить знания и умения работы в Excel ;
- отработать основные приемы работы с электронными таблицами;
- использовать знания, полученные на уроках информатики по применению встроенных функций Excel, построению диаграмм;
- развивать кругозор, умение вести грамотный диалог с компьютером, правильно применять специальные термины и свободно оперировать ими;
- воспитывать общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость, терпение, бережное отношение к школьной технике.
Главная задача урока: показ того, как на практике можно использовать возможности электронных таблиц при решении экономических задач.
Форма проведения урока: деловая игра.
Тип урока: урок формирования и закрепления умений и навыков практического использования Excel .
Место данного урока в учебном плане: последний урок по теме “Практическое использование Excel для решения финансово-экономических задач”.
Идея урока.
Учащимся предлагается следующая ситуация деловой игры: один из банков г.Надыма выдаёт кредит под строительство Дома Творчества для детей и объявляет конкурс. Сообщение об этом было напечатано в газетах. Откликнувшиеся на объявление претенденты должны выполнить ряд заданий, позволяющих выяснить как их знания и умения работы в табличном процессоре Excel. Оценивать уровень компетентности претендентов будут “ представители” банка.
Организация урока.
До проведения занятия класс (12–15 человек ) делится на 2 группы. Эти команды представляют фирмы, которым предстоит соревноваться друг с другом для получения кредита. Для этого им надо выполнить задания в табличном процессоре Excel. Выигрывает та фирма, которая быстрее и качественнее выполнит все задания. Соревнование состоит из 5-ти этапов. К следующему этапу команда переходит после выполнения задания всеми участниками группы.
Урок ведут трое учащихся, “представители” банка, который даёт кредит. Команда банка состоит из секретаря-референта, управляющего банком и его заместителя. Учитель информатики также выступают в роли эксперта. Во время занятия эксперты могут задавать дополнительные вопросы “претендентам”, чтобы определить глубину их знаний по тому или иному вопросу.
Каждая фирма должна заготовить 2 “крылатых” выражения на финансово-экономическую тематику. Банк работает под девизом “Каждую книгу нужно уметь читать” (Блез Паскаль). Фирмы работают на получение кредита под девизом “Хочу всё и сразу”.
Этапы урока сопровождаются презентацией.
Виды работ: фронтальный устный опрос; опережающие задания; работа с тетрадями; работа с компьютером; тестирование; решение экономических задач; работа с таблицами
Оборудование: IBM-совместимые компьютеры, программное обеспечение MS Office Excel , карточки с заданиями для работы на компьютере, доска, маркеры.
План урока:
- Организационный момент. Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и представление ведущих – 3 мин.
- Собеседование – 5 мин.
- Разминка – 5 мин.
- Экзаменационно – обучающий этап – 30 мин.
- Подведение итогов – 2 мин.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя – 3 мин.
2. Собеседование – 5 минут.
1. Банк просит объяснить, как в свете новых информационных технологий следует понимать высказывание Блеза Паскаля “Каждую книгу нужно уметь читать”
(Правильный ответ: рабочий документ в Excel называется рабочей книгой,) – 0,2 балла.
2. Каждая команда предоставляет “резюме” своих сотрудников: эмблему команды, которая представляет собой круговую диаграмму, показывающую процентное содержание 5, 4, 3 и 2 по информатике у сотрудников фирмы с подписями или легендой. Каждый член команды предоставляет своё личное “резюме”, выполняя аналогичное задание на уроке. (Проценты должны быть посчитаны заранее) – 0,5 балла.
Секретарь банка открывает файл с заранее заготовленной таблицей для подсчёта среднего балла каждого сотрудника по мере выполнения заданий и всей группы в целом. Соответствующую информацию секретарь получает от директора банка и его помощника. На выполнение заданий существует ограничение по времени.
2-й этап. Разминка-5 минут.
Фирмы получают следующее задание.
1. Выполнить перерасчёт суммы кредита, выданной в рублях в доллары и евро, используя относительные и абсолютные адреса (курс доллара и евро по отношению к рублю объявляются).
Команда, выполнившая задание быстрее получает возможность ответить на дополнительные вопросы. Каждый выполнивший работу за 5 минут, получает 1 балл, выполнившие работу помогают отстающим, которые после выполнения получают по 0,5 баллов.
Если команда справилась раньше, она может ответить на вопросы по работе в табличном процессоре и набрать себе очки.
- Как перевести ячейку в режим просмотра формул?
3-й этап. Экзаменационно-обучающий – 30 мин.
Директор банка: “Наш банк проводит краткосрочное обучение будущих кредиторов и те, кто вызовет наше доверие, благодаря своим знаниям, получат больший шанс стать кредиторами нашего банка”.
Фирмы получают задание:
1. Произвести расчёт выплат по кредиту. – 20 мин.
Бланк расчета подготовлен сотрудниками банка заранее. (См. Приложение к работе). Управляющий банком объясняет, как рассчитывается возврат кредита:
(размер кредита * годовую процентную ставку / 365 (так называемый банковский год)) * кол-во дней в месяце.
При выполнении работы учащиеся должны учитывать форматы данных (в частности денежный формат), ссылки, кол-во дней в каждом месяце заполнить в начале работы для избежания ошибок. (См. Рисунок 1 и Рисунок 2 в Приложении.)
Банковские работники консультируют сотрудников фирмы и ставят соответствующие баллы.
2. Самостоятельная работа (см. Приложение).
4-й этап. Подведение итогов.
По итогам выполнения заданий собственник объявляет участникам конкурса, что кредит получает та команда, члены которой активно работали в течение урока, правильно ответили на все вопросы, быстро и правильно справились с заданиями, которые надо было выполнить на компьютере (называет фамилии). Для остальных претендентов даются рекомендации освоить решение экономических задач и работу с ЭВМ в более полном объеме и попытаться участвовать в конкурсе на должность менеджера в следующей деловой игре.