Практическое применение EXCEL для решения финансово-экономических задач на примере урока – деловой игры

Разделы: Информатика


Цель урока:

  • повторить и закрепить знания и умения работы в Excel ;
  • отработать основные приемы работы с электронными таблицами;
  • использовать знания, полученные на уроках информатики по применению встроенных функций Excel, построению диаграмм;
  • развивать кругозор, умение вести грамотный диалог с компьютером, правильно применять специальные термины и свободно оперировать ими;
  • воспитывать общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость, терпение, бережное отношение к школьной технике.

Главная задача урока: показ того, как на практике можно использовать возможности электронных таблиц при решении экономических задач.

Форма проведения урока: деловая игра.

Тип урока: урок формирования и закрепления умений и навыков практического использования Excel .

Место данного урока в учебном плане: последний урок по теме “Практическое использование Excel для решения финансово-экономических задач”.

Идея урока.

Учащимся предлагается следующая ситуация деловой игры: один из банков г.Надыма выдаёт кредит под строительство Дома Творчества для детей и объявляет конкурс. Сообщение об этом было напечатано в газетах. Откликнувшиеся на объявление претенденты должны выполнить ряд заданий, позволяющих выяснить как их знания и умения работы в табличном процессоре Excel. Оценивать уровень компетентности претендентов будут “ представители” банка.

Организация урока.

До проведения занятия класс (12–15 человек ) делится на 2 группы. Эти команды представляют фирмы, которым предстоит соревноваться друг с другом для получения кредита. Для этого им надо выполнить задания в табличном процессоре Excel. Выигрывает та фирма, которая быстрее и качественнее выполнит все задания. Соревнование состоит из 5-ти этапов. К следующему этапу команда переходит после выполнения задания всеми участниками группы.

Урок ведут трое учащихся, “представители” банка, который даёт кредит. Команда банка состоит из секретаря-референта, управляющего банком и его заместителя. Учитель информатики также выступают в роли эксперта. Во время занятия эксперты могут задавать дополнительные вопросы “претендентам”, чтобы определить глубину их знаний по тому или иному вопросу.

Каждая фирма должна заготовить 2 “крылатых” выражения на финансово-экономическую тематику. Банк работает под девизом “Каждую книгу нужно уметь читать” (Блез Паскаль). Фирмы работают на получение кредита под девизом “Хочу всё и сразу”.

Этапы урока сопровождаются презентацией.

Виды работ: фронтальный устный опрос; опережающие задания; работа с тетрадями; работа с компьютером; тестирование; решение экономических задач; работа с таблицами

Оборудование: IBM-совместимые компьютеры, программное обеспечение MS Office Excel , карточки с заданиями для работы на компьютере, доска, маркеры.

План урока:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и представление ведущих – 3 мин.
  2. Собеседование – 5 мин.
  3. Разминка – 5 мин.
  4. Экзаменационно – обучающий этап – 30 мин.
  5. Подведение итогов – 2 мин.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя – 3 мин.

2. Собеседование – 5 минут.

1. Банк просит объяснить, как в свете новых информационных технологий следует понимать высказывание Блеза Паскаля “Каждую книгу нужно уметь читать”

(Правильный ответ: рабочий документ в Excel называется рабочей книгой,) – 0,2 балла.

2. Каждая команда предоставляет “резюме” своих сотрудников: эмблему команды, которая представляет собой круговую диаграмму, показывающую процентное содержание 5, 4, 3 и 2 по информатике у сотрудников фирмы с подписями или легендой. Каждый член команды предоставляет своё личное “резюме”, выполняя аналогичное задание на уроке. (Проценты должны быть посчитаны заранее) – 0,5 балла.

Секретарь банка открывает файл с заранее заготовленной таблицей для подсчёта среднего балла каждого сотрудника по мере выполнения заданий и всей группы в целом. Соответствующую информацию секретарь получает от директора банка и его помощника. На выполнение заданий существует ограничение по времени.

2-й этап. Разминка-5 минут.

Фирмы получают следующее задание.

1. Выполнить перерасчёт суммы кредита, выданной в рублях в доллары и евро, используя относительные и абсолютные адреса (курс доллара и евро по отношению к рублю объявляются).

Команда, выполнившая задание быстрее получает возможность ответить на дополнительные вопросы. Каждый выполнивший работу за 5 минут, получает 1 балл, выполнившие работу помогают отстающим, которые после выполнения получают по 0,5 баллов.

Если команда справилась раньше, она может ответить на вопросы по работе в табличном процессоре и набрать себе очки.

  • Как перевести ячейку в режим просмотра формул? (Ответ: щёлкнуть 2 раза <л.к.м.> или нажать клавишу F2) – 0,15 балла.
  • С помощью какой клавиши можно быстро набрать знак $ в абсолютном адресе? (Ответ: например, если в ячейке стоит адрес А4, то после нажатия клавиши F4, получится $A$4, адрес будет преобразован в абсолютный ) – 0,15 балла.
  • Какое расширение имеет документ ЕXCEL? (Ответ: XLS.)
  • Как добавить листы в документе ЕXCEL? (Ответ: щёлкнуть <пр.к.м.> по номеру листа внизу активного листа ЕXCEL) – 0,15 балла.
  • Информацию какого вида можно вводить в ячейку? (Ответ: текст, числа, формулы) – 0,15 балла.

3-й этап. Экзаменационно-обучающий – 30 мин.

Директор банка: “Наш банк проводит краткосрочное обучение будущих кредиторов и те, кто вызовет наше доверие, благодаря своим знаниям, получат больший шанс стать кредиторами нашего банка”.

Фирмы получают задание:

1. Произвести расчёт выплат по кредиту. – 20 мин.

Бланк расчета подготовлен сотрудниками банка заранее. (См. Приложение к работе). Управляющий банком объясняет, как рассчитывается возврат кредита:

(размер кредита * годовую процентную ставку / 365 (так называемый банковский год)) * кол-во дней в месяце.

При выполнении работы учащиеся должны учитывать форматы данных (в частности денежный формат), ссылки, кол-во дней в каждом месяце заполнить в начале работы для избежания ошибок. (См. Рисунок 1 и Рисунок 2 в Приложении.)

Банковские работники консультируют сотрудников фирмы и ставят соответствующие баллы.

2. Самостоятельная работа (см. Приложение).

4-й этап. Подведение итогов.

По итогам выполнения заданий собственник объявляет участникам конкурса, что кредит получает та команда, члены которой активно работали в течение урока, правильно ответили на все вопросы, быстро и правильно справились с заданиями, которые надо было выполнить на компьютере (называет фамилии). Для остальных претендентов даются рекомендации освоить решение экономических задач и работу с ЭВМ в более полном объеме и попытаться участвовать в конкурсе на должность менеджера в следующей деловой игре.