Проект как эффективный метод формирования исследовательских навыков старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Общие понятия и история развития метода.

Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж.Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г.Кагаров в 1926 году писал: “Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью” (определение В.Килпатрика).

Проектирование – организация процесса искусственного преобразования какого-либо объекта, приводящего к качественному изменению ситуации.

Проектная деятельность – деятельность, под которой понимается промысливание и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть в предельно сжатые сроки.

Е.Г.Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:

  • исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
  • школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;
  • дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
  • проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т.Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Он провозгласил его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом учащихся. Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Уникальность проектного метода и развитие комплексной системы обучения привели к составлению комплексно-проектных программ (1929-1930). Ее суть состояла в том, что учащиеся, работая на фабриках, заводах, в школьных мастерских, колхозах приобретали лишь те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполняемой практической работой. В результате чего, уровень их общеобразовательной подготовки резко снизился, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. проектный метод подвергся критике и был исключен из практики образовательной деятельности.

А вот за рубежом судьба проектного метода сложилась иначе. Он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и др. странах. Не обошли вниманием этот метод и специалисты дошкольного воспитания. Как в 1950гг., так и сейчас, в садах Монтессори на Западе работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого ребенка и интересов всех. Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Дошкольники работают над разными проектами, например: “Мир растений”, “Мир животных”, “Окружающая среда”. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.

Реформирование образования в России, начавшееся в конце 20 века, потребовало от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или образовательной деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности, конструктивная критика педагогических идей.

Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение описываемого метода в практику работы российских дошкольных образовательных учреждений.

Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно (в соответствии с требованиями государственных стандартов) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятие педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности.

За последние 5 лет вышел ряд пособий и статей в журналах для руководителей и практических работников ДОУ, представляющих теоретические и практические материалы по использованию проектного метода (Л.С.Киселева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода и др.) Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Наш детский сад работает по развивающей программе нового поколения “Истоки” под редакцией Л.А.Парамоновой. Приоритетными технологиями в реализации данной программы, являются моделирование, проектирование и блочно-тематическое планирование. Поэтому педагогический коллектив нашего детского сада был нацелен на освоение данных технологий с внедрением их в образовательный процесс. Так успешно прошла защита экологических мини-проектов “Нуль отходов”, где были выделены следующие положительные моменты:

  • работа над проектами способствовала развитию учебных и гражданских компетентностей;
  • раскрыла творческий потенциал педагогов;
  • активизировала взаимодействие с семьей;
  • создала дополнительные условия для физического, эстетического, интеллектуального развития ребенка;
  • обогатился опыт взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;
  • содействовала развитию личностных качеств: самостоятельности, инициативности, любознательности.
  • обогатился опыт детей в исследовательско-творческой деятельности.

Обогащая опыт проектной деятельности в ДОУ, мы пришли к осознанию того, что в создании проекта ведущую роль могут принимать на себя дети.

Ирина Александровна Урмина старший научный сотрудник научно-образовательного центра факультета социальной работы Российского Государственного Социального Университета и Татьяна Александровна Данилина, заслуженный учитель РФ в своей книге “Инновационная деятельность в ДОУ” выделяют следующие особенности детского проектирования

  1. Все темы, предлагаемые проектом, должны быть интересны, посильны пониманию ребенка, с опорой на имеющиеся знания
  2. Чем меньше ребенок, тем проще проект.
  3. Маленькие дети способны рассчитывать свою работу на день или несколько часов.
  4. Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью, простотой.
  5. Дошкольник должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом.

Проект дошкольника начинается с одного простого действия, вокруг которого “наматывается” клубок исследовательских ситуаций, наблюдений, которые вызывают вопросы и поиск ответов на них. Неиссякаемый источник исследования для дошкольника – наблюдения за природой. Итогом наблюдений становится устный рассказ, рисунок или фотография.

Опираясь на авторские разработки кандидата биологических наук Рыжовой Натальи Александровны выделяются следующие типы проектов:

  • Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. (“Путешествие на луг, на реку”.)
  • Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, и пр.
  • В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут начаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. (“Айболит в детском саду”.)
  • Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории(создание энциклопедии о чем-то).

Мы с детьми реализовали исследовательский проект “Наш питомец”, о котором я расскажу чуть позже… На занятии по конструированию мы с ребятами реализовали творческий минипроект “Красная площадь” (Дети определили сами цель, кто что будет строить, выбрали партнера по деятельности, распределили обязанности, выбрали средства для реализации цели (строительный материал), после конструирования рефлексировали свою деятельность. Проект нашел свое развитие в сюжетной игре: был выбран экскурсовод и “гости” Красной площади. Экскурсовод рассказывал о том, что есть на Красной площади, какие праздники проходят здесь. После рассказа, дети организовали игру “Парад на Красной площади”. у детей возникло желание презентовать свой опыт, для этого была организована игра “Театр”, куда были приглашены дети из других групп.

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочными (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одного предмета или междисциплинарные);
  • средней продолжительности (1–2 мес.)
  • долгосрочные (до 1 года).

Этапы развития детской проектной деятельности.

Проектная деятельность у детей развивается поэтапно. Можно выделить 3 возрастных этапа развития детской проектной деятельности (по Евдокимовой):

  • До 5-ти лет ребенок развивается на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие опыта не позволяет ребенку проявлять самостоятельность в выборе проблем и способов решения. Активная роль принадлежит взрослому. Дети с удовольствием выполняют задания предлагаемые взрослым. Очень важно, чтобы в основе проекта лежал интерес детей.
  • К концу пятого года жизни дети накапливают социальный опыт, что позволяет перейти на новый этап проектирования (развивающий). В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивают педагога и сверстников. Дети реже обращаются к педагогу с просьбами. Активно организуют совместную деятельность со сверстниками.
    Дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата. Активность педагога снижается. Важно увлечь ребенка тем, что интересно.
  • К концу 6-го начало 7-го года жизни интенсивно формируются все стороны жизни ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоциональная, действенно-практическая. Роль взрослого – это развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельного определения целей и содержание предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом, ее организация, определение перспективы, развитие опыта.

Автор выделенных этапов проектной деятельности Е.С.Евдокимова, предлагает пошаговый алгоритм действий проекта.

1-й шаг – выделение проблемы (детьми либо взрослыми) отвечающей потребностям детей;
2-й шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозируемого результата;
3-й шаг – планирование деятельности детьми (при участии взрослого);
4-й шаг – выполнение детьми проекта (творческие споры, достижение договоренности, помощь друг другу);
5-й шаг – обсуждение результата хода работы, действия каждого, выяснение причин успехов и неудач;
6-й шаг – определение перспективы развития проекта.

Для каждого возраста алгоритм действий будет повторяться, отличие состоит в характере участия ребенка в проекте. Это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Н.А.Рыжова в своей книге, выделяет 3 основных этапа проекта – это подготовительный, исследовательский и обобщающий. Каждый этап состоит из нескольких взаимосвязанных частей:

Давайте вместе с вами вспомним, характеристику каждого этапа….

1-й этап – подготовительный:

  • выбирается тема, при этом учитываются задачи программы воспитания и обучения, жизненное событие, особые события в семьях воспитанников, интересы детей, пробелы в знаниях;
  • ставится цель, задачи;
  • определяются методы исследования;
  • осуществляется предварительная работа с педагогами, детьми, родителями;
  • выбор оборудования и материалов.

2-й этап – исследовательский:

  • где осуществляется поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3-й этап – обобщающий:

  • подведение итогов в самой различной форме, их анализ. Этот этап самый зрелищный. На защиту проекта можно пригласить родителей, гостей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, ее необходимо усилить социальной значимостью проекта, следует объяснить, для чего он создавался, кому нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной, продуманной, такой чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителей и педагога.

Наш педагогический коллектив выбрал технологию построения проектов по Рыжовой Н.А., он показался нам более интересным, целостным, компактным.

Из опыта своей работы предлагаю обратить внимание на то, что необходимо:

  • продумать и организовать в детском саду предметную среду, чтобы она явилась формой к эвристической и поисковой деятельности: это могут быть энциклопедии, альбомы с изображением животных, растений, птиц, настольно-печатные игры на экологическую тему, плакаты экологического содержания, видеотека, аудиотека, уголок экспериментальной деятельности, “Уголок живой природы”, библиотека художественной литературы, периодических изданий, условия для продуктивной деятельности.
  • надо заинтересовать родителей, чтобы они приняли активное участие в исследованиях и по собственной инициативе стали помощниками своим детям: подсказать в оформлении, создании предметной среды и т.д.
  • создать условия для презентации детьми своего опыта, что является важным для развития ключевых компетентностей ребенка.