Цели:
- Продолжить ознакомление учащихся с разнообразием растений, с питательными свойствами целебными свойствами ягод;
- Научить распознавать наиболее распространённые ядовитые растения своего края;
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
Ход урока.
1. Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
– За что вы любите лето?
Дети рассказывают свои устные сочинения.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы отправимся в путешествие в ягодную страну.
3. Изучение нового материала.
– Знаете ли вы это ягоды?
(Приложение.) (На слайдах появляются ягоды и их названия. Земляника, черника, малина, брусника, клюква.)
– Растут ли эти ягоды у нас?
– А вот эта ягода тоже растёт у нас, но собирают её не все (слайд голубика).
На первый взгляд она похожа на чернику, но если присмотреться, то можно заметить, что она не круглая, а овальная, голубовато-сизая с серым налётом. Раскусишь – мякоть не чёрная, а зеленоватая и вкусом на чернику не похожа. Неласковое название придумал ей народ – дурника, а всё из-за её соседа – багульника. От его дурманящего запаха у сборщиков ягод начинает кружиться голова. Но ягода тут ни при чём. Ягода эта полезная, называется голубика.
Ещё одна интересная ягода – костяника (слайд костяника). Если хочешь найти костянику – иди в осиновый лес. Растёт она и в других лесах, но в осинниках настоящее царство костяники. Название в народе она получила за крупные косточки внутри. Учёные её назвали “малина каменистая” за то, что она быстро обживает каменистые места. Костяника – лекарственное растение. Из костяники получают очень вкусный кисель и желе.
– Являются ли ягоды плодами?
– Признаки плодов: внутри ягод есть семена, поэтому они являются плодами.
– Чем полезны ягоды?
(Они вкусные, питательные, свежие, хорошо утоляют жажду.)
Физкультминутка.
Утром дети в лес пошли,
В лесу ягодку нашли.
Наклонялись, собирали,
По дороге растеряли.
Чтение рассказа из книги для чтения “Какая целебная сила скрыта в ягодах?”
– Подготовленные детьми рассказы-загадки о ягодах.
1-й ученик (слайд черника).
В старину меня прозвали ворон-ягода. Из моего сока готовили фиолетовые
чернила. Я расту в лесах от Подмосковья до тундры. В моей мякоти много
витаминов, железа. Я улучшаю зрение.
2-й ученик (слайд клюква).
Я расту на болотах. Спелые ягоды – ярко-красные. Сок мой всегда освежающий,
но очень кислый. Ягоды долго хранятся как в свежем виде, так и замороженном. Мой
сок – отличное витаминное и жаропонижающее питьё.
3-й ученик (слайд малина).
Летом рад я свежей ягоде медвежьей. А сушёная в запас от простуды лечит нас.
4-й ученик (слайд смородина).
Две сестры летом зелены: осенью одна краснеет, другая чернеет.
5-й ученик (слайд крыжовник).
Куст в колючках, словно ёж, а раздвинешь колючки – и жемчужины найдёшь.
– Могут ли ягоды принести человеку вред?
– Чтение учащимися рассказов “Ландыш” и “Вороний глаз”.
– Растут ли эти растения в наших лесах?
Далее решается проблема: если они ядовиты для человека, надо ли их уничтожать? (Конечно, нет! Из многих несъедобных ягод делают лекарства, другими питаются птицы, они вреда им не приносят.. )
– Правила сбора ягод. Игра “Верно – неверно”.
а) С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо
относиться к запасам природы).
б) Собираем ягоды земляники с кустиками (это так красиво).
в) Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
г) Собираем ягоды возле автомобильных и железных дорог.
д) Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
е) Едим только вымытые ягоды.
– Выполнение заданий в тетради для самостоятельных работ. Ученики раскрашивают рисунки ягод. Обводят красным карандашом те из них, которые опасны для человека.
4. Итог урока.
Использованная литература:
- “Наш мир” 1 класс Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Москва Академкнига/учебник 2008.