Прямоугольный параллелепипед. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели урока:

Образовательная:

  • Наглядно познакомить учащихся с прямоугольным параллелепипедом и научить отличать зрительно от других пространственных тел.
  • Познакомить учащихся с названиями составных частей прямоугольного параллелепипеда.
  • Рассмотреть свойства рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда.
  • Познакомить с частным видом прямоугольного параллелепипеда – кубом и свойствами его составных частей и с отличием от свойств составных частей прямоугольного параллелепипеда.

Развивающая:

  • сформировать умения решать задачи на применение свойства рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда;
  • сформировать коммуникативные умения через организацию парной работы;
  • развивать логическое мышление, умение обобщать, конкретизировать.

Воспитательная:

  • воспитывать самостоятельность, уважительное отношение друг к друг;
  • способствовать развитию активности, инициативности.

Методы обучения: фронтальный опрос, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник Н.Я.Виленкин Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений М.: Мнемозина,2009., повседневные рабочие тетради в клеточку, авторучки, карандаши (простые и цветные), фломастеры разноцветные, линейки модели прямоугольного параллелепипеда, экран, компьютер, компьютерная презентация по теме урока.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Добрый день, дорогие ребята!

Начинаем наш урок, сегодня вам потребуется внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей урока.

Приветствуют педагога.
Актуализация знаний Устный счет (Слайд 1)

Фронтальный опрос. (Слайд 2)

Тема нашего урока “Прямоугольный параллелепипед”

По результатам устного счета получают ключевое слово ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД, отвечают на опрос.

Записывают тему в тетради.

Целеполагание, мотивация Цель урока: познакомиться с понятием прямоугольный параллелепипед, его составными частями, их свойствами, нахождением периметром и площадями их составных частей. (Слайд 3)  
Первичное усвоение учебного материала Знакомство с понятием прямоугольного параллелепипеда на предъявленных учителем моделях.

Ребята посмотрите на модели. Мы часто встречаем предметы, имеющие похожую форму. Они могут быть сделаны из разного материала и окрашены в разные цвета, но по форме они напоминают друг друга. Например: чемодан, шкаф, телевизор и т.д. (Слайд 4)

Эти предметы имеют похожую форму. Правда они отличаются мелкими деталями: у чемодана есть ручка, у шкафа – двери, но если не обращать внимания на эти мелкие детали, то можно сказать, что все эти предметы имеют примерно одинаковую форму. Все они напоминают по форме изображенный на рисунке предмет, не имеющий никаких второстепенных деталей. Изображенное тело называется прямоугольный параллелепипед. (Данное словосочетание – “прямоугольный параллелепипед” – написано на доске и его дети читают хором). (Слайд 5)

Приведите примеры предметов, которые имеют форму прямоугольного параллелепипеда…………

 

 

Работа с моделями.

 

 

 

 

 

Приводят примеры.
Ответ: парта, книга, системный блок….

Осознание и осмысление учебного материала Давайте на примере моделей изучим элементы прямоугольного параллелепипеда.

Обращенная к нам сторона данного тела имеет форму …

Из скольких прямоугольников состоит прямоугольный параллелепипед?

Правильно, молодцы.

Если внимательно посмотреть на это тело, то мы заметим, что вся поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из прямоугольников, которые называются его гранями.

(Слайд 6)

Ответьте, сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?

Стоит запомнить какая грань как называется. Та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади – это задняя грань, боковые грани – левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием.

Стороны прямоугольников, которые являются гранями прямоугольного параллелепипеда, называются ребрами этого прямоугольного параллелепипеда. (Слайд 7)

Выясните самостоятельно, сколько ребер имеет прямоугольный параллелепипед.

Вершины граней являются вершинами параллелепипеда.

Самостоятельно посчитайте, сколько имеет вершин прямоугольный параллелепипед. (Слайд 8)

Две грани прямоугольного параллелепипеда, не имеющие общих ребер, называются противоположными. Противоположные грани всегда равны.

Из каждой вершины прямоугольного параллелепипеда выходят три ребра. Длины этих ребер – длина, ширина и высота прямоугольного параллелепипеда, или его измерения. (Слайд 9)

Физкультминутка:

Осталось нам научиться строить модель прямоугольного параллелепипеда, а поможет нам в этом алгоритм построения параллелепипеда. (Слайд 10)

Слайд (алгоритмом построения прямоугольного параллелепипеда).

(Слайд 11)

Развертка прямоугольного параллелепипеда. (Слайд 12)

Прямоугольника.

 

Ответ: из шести.

 

 

 

 

Ответ: шесть.

 

 

 

 

 

Ответ: 12.

 

 

Ответ: 8 вершин

Запись в тетради:

Грани – 6.
Вершины – 8.
Рёбра – 12
.

 

 

Строят в тетради по заданию прямоугольный параллелепипед

Работа по слайду

Закрепление учебного материала 768

Задача № 1. Сколько ушло проволоки на каркас модели прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 10 см. 7 см и 5 см?

Задача № 2. Высота прямоугольного параллелепипеда равна 2,4 дм. Длина в три раза меньше высоты, а ширина в 6 раз меньше высоты. Найти площадь основания прямоугольного параллелепипеда .(Слайд №13)

Устно

Нужно сложить все рёбра: 4 . 10 + 4 . 7+ 4 . 5 = 88 см.

1) 2.4 : 3 = 0,8(см) – длина, 2) 2,4 : 6 = 0,4(см) – ширина, 3) 0,8 * 0,4 = 0,32 (кв. см) – площадь основания прямоугольного параллелепипеда.

Контроль Работа по карточкам Выполняют самостоятельно. Взаимопроверка в парах. (Слайд 14)
Домашнее задание Из плотной бумаги склеить прямоугольный параллелепипед с измерениями 1 дм, 0,8 дм, 0,6 дм, вычислите длину всех ребер и площади граней данной модели. Дз: п.20 № 789, № 792, и задание в тетради
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Перечислить новые понятия.

Приложение 1

Выставление оценок.

Рефлексия. (Слайд 15)

Оценим свою работу по трем уровням усвоения и эмоционального состояния:

На уроке было комфортно и все понятно

На уроке немного затруднялся, не все понятно.

На уроке было трудно, ничего не понял.

– Урок окончен. Учащиеся могут быть свободны.

Прямоугольный параллелепипед, грани, вершины, рёбра, измерения прямоугольного параллелепипеда.

Презентация к уроку. (Приложение 3)

На уроках по теме “Прямоугольный параллелепипед” можно использовать кроссворд (Приложение 2) и дидактический материал для интерактивной доски, разработанный в программе NoteBook 9 (Приложение 4)