Гласные звуки. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей о гласных буквах и звуках;
  • познакомить с гласными звуками;
  • развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развивать память, внимание, рефлексию и самооценку своей деятельности;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: Картинки с изображением поезда с вагонами “Звуки”, “Буквы”, Королевы, названия улиц “Ошибочная, Гласная, Словарная, Отдыхай-ка, Угадай-ка”.

Организационный момент.

Вот подали нам звонок – начинается урок.

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь увидеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Каким вы хотели бы видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным.)

Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству.

Вчера мы сели в вагоны “Звуки” и “Буквы” и прибыли в город Алфавит (смотрим таблицу). Тут все фотографии его жителей. Знакомы с ними?

– Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные звуки буквы.)
– Чем отличаются гласные от согласных?
– Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки – слышим, произносим; буквы – пишем, видим.)

Во время путешествия мы побываем в королевстве “ Гласные звуки”.

Итак, входим в королевство. Нас встречает королева. Она пропускает только того, кто действительно этого достоин: умеет писать, знает буквы и звуки своего языка. Вы умеете красиво писать?

Я тетрадочку возьму, в уголочек положу,
А теперь ее открою. Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь – за работу я возьмусь.

Дети записывают в тетради число, классная работа.

Чистописание.

Давайте, чтобы понравиться королеве напишем красиво эти буквы и дадим характеристику звуку, который обозначает каждая эта буква.

Буква И – звук [и] – гласная, ударная или безударная.

У – звук [у] – гласная, ударная или безударная.

Ч – звук [ч”] – cогласный , глухой, всегда мягкий.

Прочитаем слово – Ира. Это слово обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? – Пишется с большой буквы.

– Сколько слогов? Почему?

Ира – 2 слога, 2 гласных, 1 согласная, 3 буквы, 3 звука.

Нас приглашают на улицу ____________

– Ой! Кто-то стер название. Посмотрите на жителей этой улицы. Кто это ? (Гласные буквы.) Значит , это улица (Гласных ).

– Помогите провести перепись жителей этой улицы.

Записывают в тетради: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.

– Давайте поздороваемся с жителями этой улицы, называя по имени (а, о, у и т. д.)
– Что мы услышали и произнесли? (Звуки.)
– А какие это звуки? (Гласные, потому что не встретили преграду, их можно пропеть.)
– А сколько их?

Исследование.

– Договоримся, что звуки будем обозначать в таких скобках: [ ]

– Что заметили? Сколько гласных звуков? (6).

Вывод: гласные звуки произносятся с голосом. При произношении воздух не встречает преград. Проверим наш вывод по учебнику с. 65.

Физкультминутка. Улица “Отдыхай-ка”

Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальчиков у вас (подтягиваются)
Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем руками. (Разводят руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять, наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать. (Подскакивают 5 раз.)

Отправляемся на улицу Словарную. Чтобы узнать с какими словами познакомимся – отгадаем загадки.

Уродилась я на славу, голова, бела, кудрява.
Кто любит щи, меня в них ищи. (Капуста.)

Верхняя одежда, обычно ниже колен, одевают в холодное время года. (Пальто.)

Словарь: капуста, пальто.

– поставить ударение
– подчеркнуть безударную гласную
– произнесите гласные звуки в словах

Массаж рук.

Мы капусту рубим, мы капусту трём
Мы капусту солим, мы капусту жмём.

Улица “Ошибочная”.

Я жыву в лесной глушы. Я люблю мёд и малину!
Кто мог написать это приглашение? (Медведь.)

Что заметили? (Ошибки.)

Королева нахмурилась. Давайте, скорее, исправим ошибки.

– Списываем в тетрадь.
– Сколько предложений в записке? Что выражает 1 предложение? (Сообщение.) По интонации? (Невосклицательное.)

Работа в парах.

– Подчеркните гласные буквы в этом слове.
– Какие звуки они обозначают?

Проверка.

Физкультминутка.

Ножки, ножки бежали по дорожке. (Бег на месте.)
Лугом, лесочком прыгали по кочкам. (Прыжки по кочкам.)
Прибегали на лужок и потопали: топ-топ! (Притопывание ногами.)

Улица “Угадай-ка”.

Первое слово разбираем вместе, остальные – работаем в парах и записываем в тетрадь.

Проверяем.

М….шка (о, у, ы, ю, е, и)
Р…..чка (я, е, у, ы)
Б…лка (о, у, ю, е, а)

– Какие буквы надо вставить, чтобы получились слова?
– Какие буквы вставили?
– Какие звуки они обозначают?

Итог урока.

Прошли по городу, всех узнали, задание выполнили. Королева вами довольна.

– Что нового узнали? Какое открытие сделали? Чем занимались? Что было интересного на уроке? Что вам удалось? За что себя похвалите? Что не удалось?

Спасибо за работу. Урок окончен. Попрощаемся с жителями королевства.