Цели:
- обобщить и систематизировать знания детей о гласных буквах и звуках;
- познакомить с гласными звуками;
- развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;
- развивать память, внимание, рефлексию и самооценку своей деятельности;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: Картинки с изображением поезда с вагонами “Звуки”, “Буквы”, Королевы, названия улиц “Ошибочная, Гласная, Словарная, Отдыхай-ка, Угадай-ка”.
Организационный момент.
Вот подали нам звонок – начинается урок.
Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь увидеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Каким вы хотели бы видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным.)
Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству.
Вчера мы сели в вагоны “Звуки” и “Буквы” и прибыли в город Алфавит (смотрим таблицу). Тут все фотографии его жителей. Знакомы с ними?
– Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные звуки
буквы.)
– Чем отличаются гласные от согласных?
– Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки – слышим, произносим; буквы – пишем,
видим.)
Во время путешествия мы побываем в королевстве “ Гласные звуки”.
Итак, входим в королевство. Нас встречает королева. Она пропускает только того, кто действительно этого достоин: умеет писать, знает буквы и звуки своего языка. Вы умеете красиво писать?
Я тетрадочку возьму, в уголочек положу,
А теперь ее открою. Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь – за работу я возьмусь.
Дети записывают в тетради число, классная работа.
Чистописание.
Давайте, чтобы понравиться королеве напишем красиво эти буквы и дадим характеристику звуку, который обозначает каждая эта буква.
Буква И – звук [и] – гласная, ударная или безударная.
У – звук [у] – гласная, ударная или безударная.
Ч – звук [ч”] – cогласный , глухой, всегда мягкий.
Прочитаем слово – Ира. Это слово обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? – Пишется с большой буквы.
– Сколько слогов? Почему?
Ира – 2 слога, 2 гласных, 1 согласная, 3 буквы, 3 звука.
Нас приглашают на улицу ____________
– Ой! Кто-то стер название. Посмотрите на жителей этой улицы. Кто это ? (Гласные буквы.) Значит , это улица (Гласных ).
– Помогите провести перепись жителей этой улицы.
Записывают в тетради: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.
– Давайте поздороваемся с жителями этой улицы, называя по имени (а, о, у и т.
д.)
– Что мы услышали и произнесли? (Звуки.)
– А какие это звуки? (Гласные, потому что не встретили преграду, их можно
пропеть.)
– А сколько их?
Исследование.
– Договоримся, что звуки будем обозначать в таких скобках: [ ]
– Что заметили? Сколько гласных звуков? (6).
Вывод: гласные звуки произносятся с голосом. При произношении воздух не встречает преград. Проверим наш вывод по учебнику с. 65.
Физкультминутка. Улица “Отдыхай-ка”
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальчиков у вас (подтягиваются)
Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем руками. (Разводят руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять, наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать. (Подскакивают 5 раз.)
Отправляемся на улицу Словарную. Чтобы узнать с какими словами познакомимся – отгадаем загадки.
Уродилась я на славу, голова, бела, кудрява.
Кто любит щи, меня в них ищи. (Капуста.)Верхняя одежда, обычно ниже колен, одевают в холодное время года. (Пальто.)
Словарь: капуста, пальто.
– поставить ударение
– подчеркнуть безударную гласную
– произнесите гласные звуки в словах
Массаж рук.
Мы капусту рубим, мы капусту трём
Мы капусту солим, мы капусту жмём.
Улица “Ошибочная”.
Я жыву в лесной глушы. Я люблю мёд и малину!
Кто мог написать это приглашение? (Медведь.)
Что заметили? (Ошибки.)
Королева нахмурилась. Давайте, скорее, исправим ошибки.
– Списываем в тетрадь.
– Сколько предложений в записке? Что выражает 1 предложение? (Сообщение.)
По интонации? (Невосклицательное.)
Работа в парах.
– Подчеркните гласные буквы в этом слове.
– Какие звуки они обозначают?
Проверка.
Физкультминутка.
Ножки, ножки бежали по дорожке. (Бег на месте.)
Лугом, лесочком прыгали по кочкам. (Прыжки по кочкам.)
Прибегали на лужок и потопали: топ-топ! (Притопывание ногами.)
Улица “Угадай-ка”.
Первое слово разбираем вместе, остальные – работаем в парах и записываем в тетрадь.
Проверяем.
М….шка (о, у, ы, ю, е, и)
Р…..чка (я, е, у, ы)
Б…лка (о, у, ю, е, а)
– Какие буквы надо вставить, чтобы получились слова?
– Какие буквы вставили?
– Какие звуки они обозначают?
Итог урока.
Прошли по городу, всех узнали, задание выполнили. Королева вами довольна.
– Что нового узнали? Какое открытие сделали? Чем занимались? Что было интересного на уроке? Что вам удалось? За что себя похвалите? Что не удалось?
Спасибо за работу. Урок окончен. Попрощаемся с жителями королевства.