Речевые праздники и развлечения – один из актуальных видов работы с детьми дошкольных логопедических групп. Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий.
Роль педагога остается значительной на протяжении всего развлечения, эффективность которого зависит от его профессионализма. Логопед должен помогать детям в процессе игры, так как не все дошкольники с речевой патологией одинаково быстро усваивают условия конкурсных заданий.
Игровой и занимательный материал поможет сделать первые шаги ребенка в познании родного языка творческими. Ребенок становится маленьким языковедом, что необходимо для успешного обучения в школе.
Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп ДОУ, учителям-дефектологам.
Сценарий речевого развлечения “Умники и умницы”.
(Подготовительная к школе группа.)
Задачи: Продолжать работу над выразительностью речи. Закрепить знания о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове, предложении); формировать фонематическое восприятие. Закреплять материал, изучаемый на занятиях. Создать эмоциональное приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого праздника.
Подготовительная работа: Подготовка атрибутов (монетки с заданиями, шары с вопросами, корзина с киндер-сюрпризами, ведра), костюмов, разучивание стихов.
Оформление зала: На центральной стене плакат “Умники и умницы”, шары, цветы.
Участники: Две команды детей подготовительной группы.
Болельщики: Дети, родители, педагоги.
Ход работы
Под марш дети входят в зал, встают в большой полукруг.
Ведущий. Вас приветствуют...
Дети. Умники и умницы.
Ведущий. А теперь прошу участников игры занять свои места.
Дети садятся.
Сегодня мы будем петь, смеяться, веселиться и встречать гостей. Вас ждет много интересных сюрпризов. Но самое главное, мы узнаем, кто же из наших умников и умниц самый внимательный, самый сообразительный, самый эрудированный. А выяснить это нам поможет наше жюри (ведущий представляет членов жюри).
А вот и наш первый гость, встречайте.
Звучит музыка, входит Буратино.
Буратино:
Я Буратино, из сказки пришел
И чудо-березку для вас я нашел.
Монетки с заданием на ветках висят,
Ждут умных, веселых ребят.
Ведущий предлагает выйти от каждой команды по три человека “сорвать” с дерева по монетке и ответить на вопрос, написанный на ней. За каждый правильный ответ – дается звездочка. Если ребенок не знает ответа, ему помогает команда. Если и команда не ответит, включается команда соперников.
Вопросы:
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- Из-за забора видны восемь лап. Сколько кошек за забором?
- На столе лежало четыре яблока. Одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц – ответь скорей.
- Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на две ноги?
Ведущий. Продолжаем нашу игру и встречаем нового гостя.
Под песню входит Карлсон с шарами, раздает шары, лопает их. Из шаров выпадают вопросы.
Вопросы для 1-й команды:
- Мы видим буквы или звуки?
- Из чего состоит сказанное слово?
- Назовите мягкий согласный звук в слове почка.
- Назовите слово парк без звука к.
- Какой согласный звук два раза встречается в слове сосулька!
- Назовите одним словом сильный дождь. Что это?
- Кто "папа" ягнёнка?
- Назовите слово, противоположное по значению слову говорить.
- Назовите четвёртое слово: птица – гнездо, человек – ...
- Кто это? Клюв, голова, туловище, крылья, две лапки, хвост.
- Как называется время суток после дня?
- Какой месяц находится между мартом и маем?
Вопросы для 2-й команды:
- Мы слышим звуки или буквы?
- Из чего состоит написанное слово?
- Какой твёрдый согласный звук есть в слове дерево!
- Назовите слово коса без звука к.
- Какой звук дважды встречается в слове планета!
- Назовите одним словом непромокаемое пальто. Что это?
- Кто "мама" жеребёнка?
- Назовите слово, противоположное по значению слову спрашивать.
- Назовите четвёртое слово: ботинок – шнурок, пальто – ...
- Кто это? Усики, голова, брюшко, крылышки, шесть ног.
- Какой месяц следует за февралем?
- Как называется время суток между утром и вечером?
Ведущий. А сейчас встречайте следующую гостью.
Под песню входит Красная Шапочка.
Красная Шапочка:
Я к бабушке любимой
С гостинцами спешу,
Но вам свои вопросы
Взять я разрешу.
Приглашают выйти по три человека от команды.
Дети берут из корзиночки капсулы киндер-сюрпризов, раскрывают – в них вопросы.
Вопросы:
1. Какие сказки Пушкина вы знаете?
2. Какие сказки Чуковского вы знаете?
3. О какой книге идет речь?
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, в лепестках, есть волшебная сила,
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать, лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
4. О какой книге идет речь?
В этой книжке именины,
Много было там гостей,
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил,
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
5. На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один и поста
вил на стол. Сколько стаканов осталось на столе?
6. Закончи ряд. Какая фигура должна быть в пустом квадрате?
Ведущий. Продолжаем нашу игру и встречаем еще одного гостя.
Под музыку в зал входит с балалайкой Емеля.
Емеля:
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки.
Сквозь туманы и метели
Из любимой вашей книжки
Прикатил сюда Емеля.
По щучьему веленью, по моему хотенью, ну-ка, ведра, ступайте ко мне сами. Эти ведра не с водой, в них задания для наших умников и умниц.
Ведущий. Я приглашаю по три участника от каждой команды. Вытащите из ведер щук. На них написаны слова надо их, расколдовать.
Вопросы:
- 2 1 3 5 4 7 6
ОКНЕФАТ (конфета) - 2 4 1 3 6 5
УЛ Б Б К И (бублики) - 6 1 2 5 4 3
АУЛКБЫ (улыбка) - 2 4 1 6 5 3
БОЯИКЛ (яблоки) - 3 5 1 4 2 6
ЕОЦТВК (цветок) - 1 3 5 7 2 4 6
МЛДЦООЕ (молодец)
Ведущий. Наша игра “Умники и умницы” подошла к концу. Прошу жюри подсчитать количество звезд у каждой команды и объявить победителя. Пока жюри подсчитывает очки, мы посмотрим, кто самый умный из родителей (участвуют две семейные пары).
Игра с родителями.
“Кто быстрее ответит?”
Вопросы:
– На каких полях трава не растет? (На полях шляпы.)
– Каким гребнем волосы не расчешешь? (Петушиным.)
– На что похожа половинка яблока? (На другую его половинку.)
– Сколько всего на березе растет яблок, если на одной ветке их два, а на
другой три? (На березе яблоки не растут.)
– Может ли курица назвать себя птицей? (Нет, она не умеет разговаривать.)
– Что станет с вороной, когда ей исполнится один год? (Пойдет второй
год.) .
Затем проводится игра:
“Скажи быстро!”
Дети предлагают родителям быстро произнести скороговорки:
– На горе Арарат растет крупный виноград.
– Перепел перепелку и перепелят прятал в перелеске от ребят.
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки
У них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки
Приехали на кошке.
(В. Приходько)Кукушка кукушонку
Купила капюшон
Надел кукушонок капюшон
Как в капюшоне он смешон!
(Победившая пара родителей получает приз.)
Жюри награждает медалями команду-победительницу, проигравшей команде дают шоколад. Детям, у которых больше всего звезд, дарят подарки.