Речевое развлечение "Умники и умницы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Ключевые слова: умники и умницы


Речевые праздники и развлечения – один из актуальных видов работы с детьми дошкольных логопедических групп. Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий.

Роль педагога остается значительной на протяжении всего развлечения, эффективность которого зависит от его профессионализма. Логопед должен помогать детям в процессе игры, так как не все дошкольники с речевой патологией одинаково быстро усваивают условия конкурсных заданий.

Игровой и занимательный материал поможет сделать первые шаги ребенка в познании родного языка творческими. Ребенок становится маленьким языковедом, что необходимо для успешного обучения в школе.

Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп ДОУ, учителям-дефектологам.

Сценарий речевого развлечения “Умники и умницы”.

(Подготовительная к школе группа.)

Задачи: Продолжать работу над выразительностью речи. Закрепить знания о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове, предложении); формировать фонематическое восприятие. Закреплять материал, изучаемый на занятиях. Создать эмоциональное приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого праздника.

Подготовительная работа: Подготовка атрибутов (монетки с заданиями, шары с вопросами, корзина с киндер-сюрпризами, ведра), костюмов, разучивание стихов.

Оформление зала: На центральной стене плакат “Умники и умницы”, шары, цветы.

Участники: Две команды детей подготовительной группы.

Болельщики: Дети, родители, педагоги.

Ход работы

Под марш дети входят в зал, встают в большой полукруг.

Ведущий. Вас приветствуют...

Дети. Умники и умницы.

Ведущий. А теперь прошу участников игры занять свои места.

Дети садятся.

Сегодня мы будем петь, смеяться, веселиться и встречать гостей. Вас ждет много интересных сюрпризов. Но самое главное, мы узнаем, кто же из наших умников и умниц самый внимательный, самый сообразительный, самый эрудированный. А выяснить это нам поможет наше жюри (ведущий представляет членов жюри).

А вот и наш первый гость, встречайте.

Звучит музыка, входит Буратино.

Буратино:

Я Буратино, из сказки пришел
И чудо-березку для вас я нашел.
Монетки с заданием на ветках висят,
Ждут умных, веселых ребят.

Ведущий предлагает выйти от каждой команды по три человека “сорвать” с дерева по монетке и ответить на вопрос, написанный на ней. За каждый правильный ответ – дается звездочка. Если ребенок не знает ответа, ему помогает команда. Если и команда не ответит, включается команда соперников.

Вопросы:

  1. Сколько ушей у двух мышей?
  2. Сколько лап у двух медвежат?
  3. Из-за забора видны восемь лап. Сколько кошек за забором?
  4. На столе лежало четыре яблока. Одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
  5. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц – ответь скорей.
  6. Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на две ноги?

Ведущий. Продолжаем нашу игру и встречаем нового гостя.

Под песню входит Карлсон с шарами, раздает шары, лопает их. Из шаров выпадают вопросы.

Вопросы для 1-й команды:

  • Мы видим буквы или звуки?
  • Из чего состоит сказанное слово?
  • Назовите мягкий согласный звук в слове почка.
  • Назовите слово парк без звука к.
  • Какой согласный звук два раза встречается в слове сосулька!
  • Назовите одним словом сильный дождь. Что это?
  • Кто "папа" ягнёнка?
  • Назовите слово, противоположное по значению слову говорить.
  • Назовите четвёртое слово: птица – гнездо, человек – ...
  • Кто это? Клюв, голова, туловище, крылья, две лапки, хвост.
  • Как называется время суток после дня?
  • Какой месяц находится между мартом и маем?

Вопросы для 2-й команды:

  • Мы слышим звуки или буквы?
  • Из чего состоит написанное слово?
  • Какой твёрдый согласный звук есть в слове дерево!
  • Назовите слово коса без звука к.
  • Какой звук дважды встречается в слове планета!
  • Назовите одним словом непромокаемое пальто. Что это?
  • Кто "мама" жеребёнка?
  • Назовите слово, противоположное по значению слову спрашивать.
  • Назовите четвёртое слово: ботинок шнурок, пальто – ...
  • Кто это? Усики, голова, брюшко, крылышки, шесть ног.
  • Какой месяц следует за февралем?
  • Как называется время суток между утром и вечером?

Ведущий. А сейчас встречайте следующую гостью.

Под песню входит Красная Шапочка.

Красная Шапочка:

Я к бабушке любимой
С гостинцами спешу,
Но вам свои вопросы
Взять я разрешу.

Приглашают выйти по три человека от команды.

Дети берут из корзиночки капсулы киндер-сюрпризов, раскрывают – в них вопросы.

Вопросы:

1. Какие сказки Пушкина вы знаете?
2. Какие сказки Чуковского вы знаете?
3. О какой книге идет речь?

С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, в лепестках, есть волшебная сила,
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать, лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?

4. О какой книге идет речь?

В этой книжке именины,
Много было там гостей,
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил,
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.

5. На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один и поста
вил на стол. Сколько стаканов осталось на столе?
6. Закончи ряд. Какая фигура должна быть в пустом квадрате?


Ведущий. Продолжаем нашу игру и встречаем еще одного гостя.

Под музыку в зал входит с балалайкой Емеля.

Емеля:

Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки.
Сквозь туманы и метели
Из любимой вашей книжки
Прикатил сюда Емеля.

По щучьему веленью, по моему хотенью, ну-ка, ведра, ступайте ко мне сами. Эти ведра не с водой, в них задания для наших умников и умниц.

Ведущий. Я приглашаю по три участника от каждой команды. Вытащите из ведер щук. На них написаны слова надо их, расколдовать.

Вопросы:

  1. 2 1 3 5 4 7 6
    ОКНЕФАТ (конфета)
  2. 2 4 1 3 6 5
    УЛ Б Б К И (бублики)
  3. 6 1 2 5 4 3
    АУЛКБЫ (улыбка)
  4. 2 4 1 6 5 3
    БОЯИКЛ (яблоки)
  5. 3 5 1 4 2 6
    ЕОЦТВК (цветок)
  6. 1 3 5 7 2 4 6
    МЛДЦООЕ (молодец)

Ведущий. Наша игра “Умники и умницы” подошла к концу. Прошу жюри подсчитать количество звезд у каждой команды и объявить победителя. Пока жюри подсчитывает очки, мы посмотрим, кто самый умный из родителей (участвуют две семейные пары).

Игра с родителями.

“Кто быстрее ответит?”

Вопросы:

– На каких полях трава не растет? (На полях шляпы.)
– Каким гребнем волосы не расчешешь? (Петушиным.)
– На что похожа половинка яблока? (На другую его половинку.)
– Сколько всего на березе растет яблок, если на одной ветке их два, а на другой три? (На березе яблоки не растут.)
– Может ли курица назвать себя птицей? (Нет, она не умеет разговаривать.)
– Что станет с вороной, когда ей исполнится один год? (Пойдет второй год.) .

Затем проводится игра:

“Скажи быстро!”

Дети предлагают родителям быстро произнести скороговорки:

– На горе Арарат растет крупный виноград.
– Перепел перепелку и перепелят прятал в перелеске от ребят.

Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки
У них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки
Приехали на кошке.
(В. Приходько)

Кукушка кукушонку
Купила капюшон
Надел кукушонок капюшон
Как в капюшоне он смешон!

(Победившая пара родителей получает приз.)

Жюри награждает медалями команду-победительницу, проигравшей команде дают шоколад. Детям, у которых больше всего звезд, дарят подарки.

Приложение.