Зал красиво украшен шарами, сказочными героями, цветами, плакатами. Дети, учителя и гости в зале.
Учитель:
Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберём,
Непременно приходите
Попрощаться с букварём.
В каждом доме
В каждой хате –
В городах и на селе
Начинающий читатель
Держат книгу на столе
Мы дружны с печатным словом
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом,
Мы не знали б ничего.
Сейчас начнётся здесь парад,
К нам нынче выйдут целым строем
Те, с кем всегда ты встрече рад, –
Твои любимые герои…
Вот шелестят уже страницы
И кто-то к нам уже стучится!
Под звуки торжественной музыки, два мальчика вносят на руках девочку «Азбуку-королеву», а за ней неся шлейф её, идут Буратино, Незнайка, Мурзилка.
Буратино:
С книжкою шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся тот мальчишка?..
Как зовётся эта книжка?..
Азбука:
Ты в Азбуку впервые вник,
Читая по слогам.
Потом прочтёшь ты сотни книг
К сознательным годам.
И ты поймёшь: без Азбуки
Вся жизнь прошла бы зря.
Учитель:
Наши буквы вам расскажут
И, конечно же, подскажут,
Что нам Азбука дала,
Как учила нас она.
Стихотворения и загадки о буквах всему залу:
1. Вот два столбика наискосок
А между ними поясок,
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква (А)2. Вы посмотрите кто такой,
Загородив дорогу
Стоит с протянутой рукой
Согнув в баранку ногу (Б)3. На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3 (З)4. Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)5. Подойди цыплёнок Цып,
Повторяй-ка цып, цып, цып,
Если выучишь урок
Подарю тебе цветок
Это цапля на крыльце
Объясняет букву (Ц)6. Птица смотрит в удивленье
На лесное объявленье
Не найдёт она никак
В этом слове (Ъ)7. В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла –
Укатиться бы могла (О)
8. С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Ф)
До того она кругла –
Укатиться бы могла.
Ученица:
Крошки-птички сели в ряд
И словечки говорят.
С виду чёрные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят.
Конкурс «Алфавит». Кто быстрее из двух команд на двух листах ватмана напишет весь алфавит. Победившей команде вручается приз.
Ученик:
Ты эти буквы заучи –
Их три десятка с лишком
Но для тебя они ключи
Ко всем чудесным книжкам.
Прочтёшь ты книги о морях
О снеговых вершинах
О звёздах, птицах и морях
Растеньях наших и машинах
В дорогу взять не позабудь
Ключей надёжных связку
В любой рассказ найдёшь ты путь
Войдёшь в любую сказку.
Исполняется песня «Прощание с букварём»
Ученики:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребёнка качать.А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!
С-с-с – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.
Р-р-р – моторы тарахтят.Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
Ма и ша, а вместе Маша
К нам явилась на урок.
Если слоги встанут в рядом –
Получаются слова:
Ты и –ква, а вместе тыква,
Со и –ва, итак сова.
Соединили мы два слова,
И предложение готово! (Разворачивают плакат)
Дождь идёт.
Гремит гроза.
Улетела стрекоза.Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Дети исполняют песню «Нагружать всё больше нас…»
Учитель: У Незнайки возник вопрос…
Незнайка:
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, всё ль в порядке
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? (Это ученик)
Мурзилка:
Встретил Витю я, соседа
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова … (извините)
Танец «Школьная полька»
Ученик:
Летят слова по классам,
Дела проверят школьные…
Пускай летят, куда хотят –
Они ведь птицы вольные.
Дети исполняют школьные частушки.
Ученица:
Смех и слёзы, радость и печаль
За год довелось нам испытать,
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко теперь читать.
Дети читают стихотворение В. Степанова «Я по улице иду"
Я по улице иду,
Я читаю на ходу
Вывески, афиши
От земли до крыши.А на заборе прямо
Написано «Динамо»
Болельщик! Стыдно это,
Забор – не стенгазета.Навстречу мне рекламы
Спешат, как телеграммы,
Машин поток,
Людей поток,
Автобус пятый номер.
Вдруг вижу:
«Сева – молоток!» –
Написано на доме.
Написано старательно,
Но думается мне:
Писать не обязательно
Об этом на стене.
Вот улица Садовая
Весенним тёплым днём.
Она блестит, как новая,
Умытая дождём.
Вокруг листвой весёлой
Шумит лесной народ.
Простое слово «школа»
Читаю у ворот.Шумит на улице листва,
Но тихо в школьном доме.
Здесь пишут на доске слова,
В тетрадке
И в альбоме.
Обязан каждый школьник знать:
Всё,
О чём писать и где писать!
Доска черна, зато умна.
Немало знает слов она.
Весна,
Работа,
Хлеб,
Века….
Какая умная доска!
Крошится мел в моей руке,
Слова выводит на доске:
Мир,
Небо,
Солнце,
Облака….
Какая умница доска!
Я на доске оставлю след,
И вот
Из темноты на свет
Придут прекрасные слова:
Россия – Родина моя!
Дети исполняют песню «Цветной мой карандаш»
Ученик:
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны!
Мир! Мир! Свет!
Мир – это радость, это дружеский привет!
Учитель:
Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И свой букварь не забывать.
Звенит звонок, а со сцены уходят Азбука, вместе с героями. Детям вручаются подарки, учителям цветы.
(Песни и стихи можно заменить, по усмотрению учителя)