Цели:
- Закрепление знаний детей о способе выполнения поручения, сложного дела путем разбиения его на более простые выполнимые шаги (на примере «складывания» портфеля).
- Снижение тревожности, которая может возникать у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-либо дело.
- Воспитание умения договариваться, умения выслушать и быть услышанным.
Оборудование:
- компьютер, проектор, 4 одинаковых пенала, ручки (1 ручка на стол);
- веревочки, листы для заполнения (4 штуки);
- все необходимое для чаепития (чашки, чай, сахар, сладости);
- правила группы с рисунками;
- названия предметов – на столы;
- комплект учебников и тетрадей для подготовки к урокам;
- 1 лист формата А3;
- всё необходимое по расписанию вторника;
- текстовыделители.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2. Повторение правил работы группы.
- Прежде чем начать работу, предлагаю вспомнить правила работы нашей группы.
(Называют правила, вывешиваю их на доске вместе с рисунками.)
3. Целеполагание. Определение темы.
- Попробуем определить, о чем пойдет речь на классном часе сегодня.
(Слайд 2)
- Какое слово зашифровано?
- Как вы думаете, почему я предложила вам именно это слово? (Тема четверти «Ответственность».)
(Слайд 3)
- Какого человека называют ответственным?
-Давайте, вспомним, какие три вида ответственности мы уже знаем. (Ответственность перед собой, перед другими, перед школой.)
(Слайд 4)
- Посмотрите фрагмент фильма (Приложение 2) и решите, о каких видах ответственности пойдет речь.
(Слайд 5)
- О чем этот сюжет?
- Эта ситуация из жизни нашего класса. К сожалению, очень часто на уроках не у всех есть все школьные принадлежности: забыта линейка или карандаш, тетрадь или не пишет ручка…
- Что вы чувствуете, когда что-то забываете?
- Чему или кому это мешает? Почему нужно, чтоб у всех все было? (Ответственность перед школой, перед собой, перед другими.)
- Чему же мы сегодня будем учиться?
- Сегодня мы с вами попробуем научиться собирать портфель так, чтоб ничего не забыть. Но сначала послушаем, как это делаете вы.
Опрос учащихся.
- Для того, чтобы сделать это трудное, для некоторых ребят, дело, нужно разбить его по шагам. Тема нашего занятия так и называется «Ответственность: шаг за шагом», цель – научиться собирать портфель.
(Слайд 6)
4. Работа по теме занятия.
- Да, для кого-то собрать портфель является сложным делом. И это не потому, что вы ещё можете сказать, что вы маленькие, всего лишь второклассники. Трудно выполнять какие-то дела иногда даже взрослым. Чаще это бывает, когда не знаешь с чего начать. И дело, задача поручение кажутся невыполнимыми. Но как только научишься разбивать на шаги – любое дело превращается в цепочку легких задач.
- Вспомните, что мы уже с вами делаем по шагам. (Делаем уроки, играем на компьютере, переходя с одного уровня на другой, учимся в школе, переходя из класса в класс, растем, решаем задачи.)
- И собирать портфель нужно тоже по шагам.
- Представьте, что вы сейчас находитесь дома. Уроки все сделаны. Пора собирать рюкзак.
(Слайд 7)
- Какой, на ваш взгляд, самый сложный день в неделе?
- А я думаю, что вторник. Во-первых, 5 уроков, а во-вторых, все они разные у трех разных учителей. Давайте научимся правильно собирать портфель на вторник.
- Сейчас мы вместе подготовимся к одному предмету, а дальше каждая группа попробует собрать все, что необходимо ещё к одному предмету.
- Как вы думаете, к какому уроку нужно больше всего приготовить школьных принадлежностей? (К математике.)
- Вот к нему и подготовимся.
- Будем делать это по шагам. Чтобы было более наглядно, представим это в виде таблицы.
- Рассмотрите таблицу. Как называется в 1-ая колонка? (То, что необходимо на урок.)
- 2-ая колонка? (Какие действия мы должны выполнить, чтоб собрать портфель.)
- Каким, на ваш взгляд, будет 1-ый шаг?
- 1 шаг – подготовить всё необходимое. Что необходимо для урока математики?
(Совместное заполнение таблицы, классный руководитель – на доске.)
Школьные принадлежности | Действия |
|
2 шаг. Открыть дневник,
проверить, все ли положил, что необходимо. 3 шаг. Сверить выполненное домашнее задание в тетрадях с записями в дневнике. 4 шаг. Посмотреть, не закончилась ли тетрадь в клетку. Если закончилась, положить новую. 5 шаг. Проверить пенал: отточен ли простой карандаш и цветные карандаши, пишет ли ручка. 6 шаг. Все ли цифры на месте, если нет дописать, допечатать. 7 шаг. Оставить пока все на столе. |
- А сейчас вы будете работать самостоятельно. Для этого нам нужно разделиться на 4 группы.
Прием «веревочка» (группы образуются по цвету).
- Каждая группа будет работать за своим столом.
- Перед вами такая же таблица. Только в ней написаны все школьные принадлежности, которые нужны по всем предметам. А также прописаны различные действия. Вам необходимо текстовыделителем выделить только те принадлежности и те действия, которые вы будете выполнять, готовясь к своему предмету.
- А теперь загляните, что находится под крышкой вашего стола, и вы узнаете, к какому предмету будете готовиться.
- Как вы думаете, что из школьных принадлежностей будет у всех одинаковым? (Пенал.)
-Правильно его собирать должен уметь каждый. От группы нужно по одному человеку, чтоб собрать пенал.
(4 человека выходят и собирают пеналы, сразу проверяются.)
- Выберите себе секретаря, который будет работать текстовыделителем и выступающего, который будет оглашать результаты работы группы. Не забудьте пронумеровать действия во второй колонке (что будем делать сначала, что потом).
- После того, как вы все сделаете, всё необходимое для урока вы можете взять здесь (парта с учебниками, тетрадями и прочее).
5. Самостоятельная работа.
6. Обсуждение.
Для урока ... нам необходимо ...
(Слайд 8)
- 1 группа.
- 2 группа.
- 3 группа.
- 4 группа.
- Хочу обратить ваше внимание ещё и на то, что портфель не будет собран, если то, что нужно принести, вы не записали в дневник.
- Итак, к каждому предмету в отдельности мы подготовились.
- Что дальше? (Сложить маленькие тетради в папку, большие тетради в другую папку, папки положить в портфель. Положить в портфель учебники. Положить в портфель пенал.)
(Слайд 9)
- Если вы сможете собрать портфель к одному дню, думаю, что сможете это сделать и к другим дням. Если будете следовать алгоритму.
(Слайд 10)
- Открыть дневник.
- Посмотреть расписание на следующий день.
- Приготовить все необходимое к каждому предмету (учебник, тетради, пенал).
- Проверить, соответствует ли приготовленное тому, что написано в дневнике.
- Сложить тетради по папкам.
- Папки положить в портфель.
- Положить в портфель учебники.
- Положить в портфель пенал.
7. Подведение итога. Рефлексивный круг.
- Что будет, если мы забудем один из шагов, когда собираем портфель? (Подведем других, себя.)
- Нужно всегда помнить об ответственности перед собой и перед другими.
- Можно ли знания, полученные сегодня, использовать при выполнении других дел?
- Комфортно ли было вам работать в группах? Удалось ли договориться?
- Если у вас возникнут затруднения, вы можете воспользоваться памяткой.
Ритуал прощания.
- Спасибо всем за работу. Чаепитие.