Классный час по теме "Ответственность: шаг за шагом. Как собрать портфель"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  1. Закрепление знаний детей о способе выполнения поручения, сложного дела путем разбиения его на более простые выполнимые шаги (на примере «складывания» портфеля).
  2. Снижение тревожности, которая может возникать у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-либо дело.
  3. Воспитание умения договариваться, умения выслушать и быть услышанным.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, 4 одинаковых пенала, ручки (1 ручка на стол);
  • веревочки, листы для заполнения (4 штуки);
  • все необходимое для чаепития (чашки, чай, сахар, сладости);
  • правила группы с рисунками;
  • названия предметов – на столы;
  • комплект учебников и тетрадей для подготовки к урокам;
  • 1 лист формата А3;
  • всё необходимое по расписанию вторника;
  • текстовыделители.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

(Приложение 1. Слайд 1)

Приветствие учащихся.

2. Повторение правил работы группы.

- Прежде чем начать работу, предлагаю вспомнить правила работы нашей группы.

(Называют правила, вывешиваю их на доске вместе с рисунками.)

3. Целеполагание. Определение темы.

- Попробуем определить, о чем пойдет речь на классном часе сегодня.

(Слайд 2)

- Какое слово зашифровано?

- Как вы думаете, почему я предложила вам именно это слово? (Тема четверти «Ответственность».)

(Слайд 3)

- Какого человека называют ответственным?

-Давайте, вспомним, какие три вида ответственности мы уже знаем. (Ответственность перед собой, перед другими, перед школой.)

(Слайд 4)

- Посмотрите фрагмент фильма (Приложение 2) и решите, о каких видах ответственности пойдет речь.

(Слайд 5)

- О чем этот сюжет?

- Эта ситуация из жизни нашего класса. К сожалению, очень часто на уроках не у всех есть все школьные принадлежности: забыта линейка или карандаш, тетрадь или не пишет ручка…

- Что вы чувствуете, когда что-то забываете?

- Чему или кому это мешает? Почему нужно, чтоб у всех все было? (Ответственность перед школой, перед собой, перед другими.)

- Чему же мы сегодня будем учиться?

- Сегодня мы с вами попробуем научиться собирать портфель так, чтоб ничего не забыть. Но сначала послушаем, как это делаете вы.

Опрос учащихся.

- Для того, чтобы сделать это трудное, для некоторых ребят, дело, нужно разбить его по шагам. Тема нашего занятия так и называется «Ответственность: шаг за шагом», цель – научиться собирать портфель.

(Слайд 6)

4. Работа по теме занятия.

- Да, для кого-то собрать портфель является сложным делом. И это не потому, что вы ещё можете сказать, что вы маленькие, всего лишь второклассники. Трудно выполнять какие-то дела иногда даже взрослым. Чаще это бывает, когда не знаешь с чего начать. И дело, задача поручение кажутся невыполнимыми. Но как только научишься разбивать на шаги – любое дело превращается в цепочку легких задач.

- Вспомните, что мы уже с вами делаем по шагам. (Делаем уроки, играем на компьютере, переходя с одного уровня на другой, учимся в школе, переходя из класса в класс, растем, решаем задачи.)

- И собирать портфель нужно тоже по шагам.

- Представьте, что вы сейчас находитесь дома. Уроки все сделаны. Пора собирать рюкзак.

(Слайд 7)

- Какой, на ваш взгляд, самый сложный день в неделе?

- А я думаю, что вторник. Во-первых, 5 уроков, а во-вторых, все они разные у трех разных учителей. Давайте научимся правильно собирать портфель на вторник.

- Сейчас мы вместе подготовимся к одному предмету, а дальше каждая группа попробует собрать все, что необходимо ещё к одному предмету.

- Как вы думаете, к какому уроку нужно больше всего приготовить школьных принадлежностей? (К математике.)

- Вот к нему и подготовимся.

- Будем делать это по шагам. Чтобы было более наглядно, представим это в виде таблицы.

- Рассмотрите таблицу. Как называется в 1-ая колонка? (То, что необходимо на урок.)

- 2-ая колонка? (Какие действия мы должны выполнить, чтоб собрать портфель.)

- Каким, на ваш взгляд, будет 1-ый шаг?

- 1 шаг – подготовить всё необходимое. Что необходимо для урока математики?

(Совместное заполнение таблицы, классный руководитель – на доске.)

Школьные принадлежности Действия
  • учебник;
  • печатная тетрадь «Дружим с математикой»;
  • печатная тетрадь №2;
  • тетрадь в клетку;
  • пенал: простой карандаш, ручка, ластик, линейка, цветные карандаши или фломастеры;
  • цифры.
2 шаг. Открыть дневник, проверить, все ли положил, что необходимо.
3 шаг. Сверить выполненное домашнее задание в тетрадях с записями в дневнике.
4 шаг. Посмотреть, не закончилась ли тетрадь в клетку. Если закончилась, положить новую.
5 шаг. Проверить пенал: отточен ли простой карандаш и цветные карандаши, пишет ли ручка.
6 шаг. Все ли цифры на месте, если нет дописать, допечатать.
7 шаг. Оставить пока все на столе.

- А сейчас вы будете работать самостоятельно. Для этого нам нужно разделиться на 4 группы.

Прием «веревочка» (группы образуются по цвету).

- Каждая группа будет работать за своим столом.

- Перед вами такая же таблица. Только в ней написаны все школьные принадлежности, которые нужны по всем предметам. А также прописаны различные действия. Вам необходимо текстовыделителем выделить только те принадлежности и те действия, которые вы будете выполнять, готовясь к своему предмету.

- А теперь загляните, что находится под крышкой вашего стола, и вы узнаете, к какому предмету будете готовиться.

- Как вы думаете, что из школьных принадлежностей будет у всех одинаковым? (Пенал.)

-Правильно его собирать должен уметь каждый. От группы нужно по одному человеку, чтоб собрать пенал.

(4 человека выходят и собирают пеналы, сразу проверяются.)

- Выберите себе секретаря, который будет работать текстовыделителем и выступающего, который будет оглашать результаты работы группы. Не забудьте пронумеровать действия во второй колонке (что будем делать сначала, что потом).

- После того, как вы все сделаете, всё необходимое для урока вы можете взять здесь (парта с учебниками, тетрадями и прочее).

5. Самостоятельная работа.

6. Обсуждение.

Для урока ... нам необходимо ...

(Слайд 8)

  • 1 группа.
  • 2 группа.
  • 3 группа.
  • 4 группа.

- Хочу обратить ваше внимание ещё и на то, что портфель не будет собран, если то, что нужно принести, вы не записали в дневник.

- Итак, к каждому предмету в отдельности мы подготовились.

- Что дальше? (Сложить маленькие тетради в папку, большие тетради в другую папку, папки положить в портфель. Положить в портфель учебники. Положить в портфель пенал.)

(Слайд 9)

- Если вы сможете собрать портфель к одному дню, думаю, что сможете это сделать и к другим дням. Если будете следовать алгоритму.

(Слайд 10)

  1. Открыть дневник.
  2. Посмотреть расписание на следующий день.
  3. Приготовить все необходимое к каждому предмету (учебник, тетради, пенал).
  4. Проверить, соответствует ли приготовленное тому, что написано в дневнике.
  5. Сложить тетради по папкам.
  6. Папки положить в портфель.
  7. Положить в портфель учебники.
  8. Положить в портфель пенал.

7. Подведение итога. Рефлексивный круг.

- Что будет, если мы забудем один из шагов, когда собираем портфель? (Подведем других, себя.)

- Нужно всегда помнить об ответственности перед собой и перед другими.

- Можно ли знания, полученные сегодня, использовать при выполнении других дел?

- Комфортно ли было вам работать в группах? Удалось ли договориться?

- Если у вас возникнут затруднения, вы можете воспользоваться памяткой.

Ритуал прощания.

- Спасибо всем за работу. Чаепитие.