Воспитанию эмоционально-осознанного отношения к музыке, развитию музыкальности, слуха, чувства ритма, способствует работа над музыкально-ритмическими навыками, которые являются основой игр и упражнений с музыкальными заданиями.
Музыкально-ритмические навыки помогают понять законы структурного и ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смене темпа, динамических и регистровых изменениях.
Такие игры пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, т.к. строятся они на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования. Вместе с тем, они закрепляют музыкально-ритмические навыки, навыки выразительного движения, развивают актерские способности. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.
Методические рекомендации к проведению игр:
- при знакомстве с той или иной игрой образно и ярко раскрыть ее содержание, разбивая на части и согласуя с музыкальными отрывками;
- при прослушивании музыки необходимо анализировать каждую пьесу, обращая внимание на структуру музыкального произведения, на средства музыкальной выразительности, при помощи которых композитор создает тот или иной образ;
- движения следует разучивать отдельно, намечая рисунок передвижения, используя собственный показ и показ детей.
Обычно в описании игры дается один из вариантов движения, но дети могут их изменять, проявляя творчество. Важно, чтобы эти движения хорошо сочетались с музыкой и не шли в разрез с тем, или иным образом. При повторении игры можно менять детей ролями.
В конце игры рекомендуется проводить анализ, поощрять детей, проявивших активность, творчество, быстроту, ловкость, выразительность.
Игры и их описание
“Колобок”
(муз. “Каравай” с нарастанием темпа)
Дети стоят по кругу, внутри круга “Колобок” (К) на корточках.
1-2 такты – сужают круг;
3-4 такты – отходят назад
5-8 такты – повторяются движение 1-4 такта;
9-12 такты – идут по кругу вправо, К. поднимается – “растет”;
13-21 такты – К. прыгает на двух ногах. Все хлопают.
С окончанием музыки:
Дети: “Колобок, колобок, ты от бабушки ушел, ты от дедушки ушел!”
Выходит заяц (волк, медведь, лиса) и говорит:
Заяц: “А, от меня, ты не уйдешь!”.
Колобок: “Нет, уйду”.
Продолжает звучать музыка. Колобок убегает, заяц его догоняет. Если колобок будет пойман, то его меняет другой ребенок.
Предложенный музыкальный материал может быть использован для проведения игры с целью развития музыкальной выразительности, где важна динамика (выше – ниже, уже – шире, громче – тише).
“Гори, гори ясно” (русская народная мелодия с ускорением темпа).
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, проговаривая текст:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят,
Колокольчики звенят.
Дети идут по кругу, одновременно ведущий исполняет подскоки внутри круга, машет платком.
Раз, два, три – музыка закнчивается Дети останавливаются, хлопают в ладоши Ведущий останавливается возле двух ребят, вытягивая руку с платком между ними. Двое детей разбегаютсяв разные стороны по внешней стороне круга. Тот, кто первый выхватит у ведущего платок, становится ведущим.
Танец розы
(вальс из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”)
Под красивую мелодию исполняется этюд на развитие пластики рук, или танец удивительно прекрасного цветка – розы. Ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается – это порыв северного ветра “заморозил прекрасную розу”. Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза “застывшей, замерзшей розы”.
Музыка для игрушки
(по характеру игрушки, на свое усмотрение)
Перед детьми находятся разные игрушки. Начинает звучать музыка, ребенок выбирает игрушку. Он должен объяснить свой выбор и исполнить танец или отдельные движения под музыку, которые бы соответствовали выбранной игрушке и музыке.
Использованная литература
- Михайлова Н.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
- Руднева С. Музыкальное движение. – М.: 1969.
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: 1994.