Имя прилагательное. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: формировать представление обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде, числе, падеже).

Задачи:

  • Образовательные:
    • обобщить знания обучающихся об имени прилагательном;
    • углубить знания обучающихся о данной части речи;
    • формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  • Развивающие:
    • развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса;
    • развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку;
    • воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Оборудование:

  • ноутбук
  • мультимедийный проектор
  • презентация Microsoft Power Point
  • Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова
  • Раздаточный дидактический материал
  • Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием
  • Толковый словарь

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Приложение 1. Слайд 1)

Цель: психологический настрой обучающихся на учебное занятие.

1. Вступительное слово учителя.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Ватага ребят спешит в школу,
Садится за парты свои.
Весёлые, умные лица…
Встречали мы все их не раз,
Заглянем сегодня немного
В обычный наш третий класс.

И вот начало урока.

(Приложение 1. Слайд 2)

2. Целеполагание

Цель: формирование умений ставить цель работы. Мотивация обучающихся.

Запись в тетради (число, классная работа)

Мотивация обучающихся

– Детский писатель Роман Сеф заметил:

«Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает».

– И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.

(Приложение 1. Слайд 3)

«Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!»

II Основная часть урока

1. Речевая разминка.

(Приложение 1. Слайд 4)

У. Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Д. Ясно, четко говорим,
Думаем и не спешим.

2. Минутка чистописания

(Приложение 1. Слайд 5)

У. Всё меньше дней осталось жить зиме
И люди все готовятся к весне.
Готовится енот, барсук, сова,
Готовится берёза, клён, ольха.
Готовы все, но вот беда…
Гуляет до сих пор проказница-зима!

– Какой звук начинает последнее слово?
– Дайте его характеристику. (согл., парн., звонк., мягк.).
– А на письме он обозначается буквой З з.
– Вспомните её написание.

(Приложение 1. Слайды 6, 7, 8)

– Пропишите соединения с буквой З, не нарушая закономерности.

Зз · Ззз · Зззз ·

З…ма встр…чает в…сну красную на Сретение.

(Работа с сигнальными карточками).

У. Да, именно так, «всё меньше дней осталось жить зиме». И по народному календарю 15 февраля отмечается Сретение – первая встреча зимы с весной.

3. Словарная работа

(Приложение 1. Слайд 9)

У. Есть гласные – коварные.
А в чём коварство их?
А в том, что ударение –
Это не для них.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.

– Повторяем словарь, записывая в тетради словарные слова из карточек.

С использованием компьютера происходит проверка словаря. Отдельные ученики отрабатывают по компьютеру написание словарных слов.

(Приложение 1. Слайды 10-19)

Капуста, морковь, малина, лимон, орех, помидор, растение, интересная.

4. Знакомство с новым словарным словом. «Слово о слове».

(Приложение 1. Слайд 20)

У. чтобы узнать новое словарное слово надо отгадать загадку

«Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез».

– Что это? (Календарь).

Работа с толковым словарём. (Индивидуально)

– Прочитайте значение этого слова.

(Приложение 1. Слайд 20)

– В. Бианки дал такое определение этому слову: «Календарь – это расписание работы солнышка на весь год».

(Приложение 1. Слайд 21)

Фонетический разбор слова

Календaрь – 3 слога, 9 букв, 8 звуков.

[к ] – согл., парн., глух., тв.
[а] – гласн., безуд.
[л'] – согл., непарн., звонк., мягк.
[и] – гласн., безуд.
[н] – согл., непарн., звонк., тв.
[д] – согл., парн., звонк., тв.
[а] – гласн., уд.
[р'] – согл., непарн., звонк., мягк.

5. Физминутка. Зрительная гимнастика для глаз

(Приложение 1. Слайд 22-24)

Мы писали, мы писали,
Наши глазки так устали.
Вместе сделаем зарядку –
Будет всё у нас в порядке.

6. Работа по теме урока. Освоение новых знаний

У.

Урок сегодня необычный,
Но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.

– В цепочке словарных слов найдите и назовите лишнее слово. (интересная).
– Имя прилагательное – тема урока.

(Приложение 1. Слайд 25)

– А что такое имя прилагательное? Сначала послушайте, что об этом думает Митрофанушка – герой из комедии Фонвизина «Недоросль», а потом выскажите своё мнение.

Инсценирование отрывка:

Ведущий. Госпожа Простакова хочет показать, как учён у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта!
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.
Правдин. Так поэтому у тебя слово глупец прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.

– Ваше мнение.
– Что такое имя прилагательное?

(Приложение 1. Слайд 26)

– С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Как говорили древние греки, это почти то же самое, что и прилагательное. Эпитет передаёт настроение, состояние, отношение к предмету.

7. Работа по учебнику.

Упр. 3 – комментированное письмо.
Лишние слова: овальный, кривой, квадратный, круглый. Они указывают на форму предмета.

8. Задание – тест «Имя прилагательное».

(Приложение 1. Слайды 27-33)

У.

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.

1) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает…

  1. предмет
  2. действие
  3. признак

2) Имена прилагательные отвечают на вопросы:

  1. Кто? Что?
  2. Какой? Какая?  Какое? Какие?
  3. Что делает? Что делают?

3) Найди строку, в которой даны только имена прилагательные:

  1. зимний, яркое, весенняя.
  2. чудесные, весна, быстрые.
  3. ручей, ледяная, сосулька.

4) Найди прилагательное – антоним к данному слову грустный:

  1. печальный
  2. радостный
  3. отзывчивый

5) В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?

  1. весенн… погода
  2. весенн… настроение
  3. весенн… день

6) Какие окончания у имён прилагательных среднего рода?

  1. -ой, -ый, -ий
  2. -ое, -ее
  3. -ая, -яя

7) С какой частью речи связано имя прилагательное?

  1. с глаголом
  2. с местоимением
  3. с именем существительным

Ответы: 3, 2, 1, 2, 1, 2, 3.

(Приложение 1. Слайд 34)

Взаимная проверка в парах по слайду из презентации к уроку.

(Приложение 1. Слайды 35-37)

9. Закрепление новой темы

(Приложение 1. Слайд 38)

– С какой частью речи связано имя прилагательное?
– От чего зависит имя прилагательное?

Чтение слайда 40. (Согласование).

(Приложение 1. Слайды 39-40)

Умная тетушка Сова призадумалась.

– Помогите ей составить словосочетания прилагательное + существительное.
– Выпишите словосочетания, в которых имена существительные стоят в единственном числе.
– Укажите их род, число, падеж.

чудесный денёк (м.р., ед. ч., И.п.)
весеннее солнышко (ср.р., ед.ч., И.п.)
ранняя весна (ж.р., ед.ч., И.п.)
проворный ручеёк (м.р., ед.ч., И.п.)

10. Физминутка

А теперь всем детям встать, руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.
Мы шагаем по дорогам, поднимай повыше ногу!
1 – 5 – топаем ногами,
1 – 5 – хлопаем руками,
1 – 5 – будем нагибаться.
А теперь все дружно сядем заниматься!

11. Творческое задание:

Пейзажная зарисовка по теме «Приветствие весне».

Вариант 1.  «Пишу сам(а)».

Задание: написать мини-сочинение по теме «Приход весны», используя данные словосочетания.

Вариант 2.  Задание: записать текст, вставив в предложения подходящие по смыслу прилагательные.

Пернатые друзья

Наступает … весна. Возвращаются к нам … птицы. Прилетят, затрещат, запоют … песни, будут вить гнёзда. Первыми прилетают грачи, а за ними и скворцы. Это первые вестники весны. Добро пожаловать! Надо заранее починить для них … скворечники, устроить … на берёзах, на шестах, на домах. Птицы отплатят за квартиру. Они уничтожат тысячи … насекомых и сохранят наши сады и поля.

Слова-помощники: перелётные, долгожданная, весёлые, старые, вредных, новые.

У. Богат и красив русский язык. И мы всегда восхищаемся мастерами, творцами слова. Давайте и мы попытаемся стать творцами.

Чтение нескольких работ обучающихся.

У. Жизнь продолжается – мы ждём весну сильнее день за днём.

Пришла весна, кричит зиме:
«Пора остановиться!»
От снега, холода и льда
Устали зверь и птица».
– Отгадайте загадку:
«На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и лётчик, и певец».

– О ком эта загадка? (Скворец).

(Приложение 1. Слайд 42)

Чтение текста «Пернатые друзья» обучающимися.

У. Недаром говорят: «Увидел скворца – весна у крыльца». Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях!

III. Итог урока

1. Рефлексия

(Приложение 1. Слайд 43)

У.

Урок приблизился к концу,
А я у вас спросить хочу:

– С какой частью речи мы работали на уроке?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Что вам больше всего понравилось?

2. Домашнее задание (ситуация выбора):

  • Стр. 76 упр. 5
  • Придумать и записать 7 словосочетаний существительное + прилагательное, используя словарные слова. (Указать род, число и падеж).

Уроку нашему настал конец,
А кто работал – «МОЛОДЕЦ!»

(Приложение 1. Слайд 44)