Использование современных информационных технологий в преподавании географии

Разделы: География


Новая эпоха ставит перед образованием новую проблему — подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных систем.

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий.

В настоящее время имеется множество обучающих программ, которые могут использоваться учителем в учебном процессе.  Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на новый уровень. Современному ученику намного интереснее работать, воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.  

Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы. Основной задачей учителя является мотивация ученика к занятиям географией. В последние годы идёт сокращение часов в преподавании географии, поэтому многие ученики недостаточно усваивают фактический материал. Повысить интерес можно  через создание  мультимедийных презентаций, которые дают ученику новые возможности для развития творческих способностей:

  • повышают мотивацию учащихся к изучению географии;
  • активизируют образовательную деятельность;
  • дают возможность использовать Интернет
  • формируют коммуникативные и информационные компетенции;
  • позволяют получить опыт публичных выступлений, ведь работа будет оценена не только учителем, но и одноклассниками; такая открытость результатов повышает ответственность за проделанную работу с одной стороны, и  повышает самооценку с другой.

Всё вышеперечисленное способствует повышению продуктивности образования.

Работа выполняется на компьютере с использованием различных программ,  сопровождаются фотографиями, иллюстрациями, схемами, таблицами. Создание презентации — это творческий процесс с элементами проектной деятельности

Информационные технологии используются как в ходе работы над темой, так и во время представления результатов исследовательской деятельности на научно-практических конференциях.

Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, а ведь внимание-множитель информации. Она позволяет учащемуся реализовать своё «я», создаёт для него ситуацию успеха, способствуя его саморазвитию, самосовершенствованию, реализации  творческих способностей.

Презентация становится опорой урока,  органично входя в его логическую структуру.   Школьники с удовольствием и вниманием смотрят работы своих одноклассников, анализируют их и оценивают.  В ходе такой деятельности возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, формируются познавательная и коммуникативная компетенции.

За последние годы мною накоплена большая библиотека мультимедийных презентаций:  по темам географии 7 класса, большинству тем 6 и 8 классов. У нас в лицее второй год проводится конкурс мультимедийных тематических  проектов среди учащихся 6-11 классов. Презентации, подготовленные в рамках конкурса могут быть использованы на уроках по изучаемой  теме.

Компьютерные технологии и проектно-исследовательская деятельность учащихся

Возможности компьютера и Интернет-ресурсов широко используются в ходе исследовательской деятельности учащихся. Реализуя во внеклассной работе по предмету проектную методику, я работаю с целым коллективом разновозрастных учащихся по подготовке к конкурсам и конференциям различного уровня. Под моим руководством написан ряд исследовательских работ учащихся:

  • Островская А. «Ритуалы свадьбы в Саратовской губернии», «Особо охраняемые территории Саратовской области».
  • Нефёдова А. «Знакомая незнакомка». (Вода и её значение).
  • Шишкин Р. «Вепсы – история существования, культура. География распространения»
  • Лилюхин И. «Век нынешний и век минувший» (Саратов  XX и XXI веков.)
  • Басова Н., Мухина Н. «Этнический состав населения Саратовской области»

Результаты работ представлены на  городских научно-практических конференциях  в 2007, 2008 гг. и были отмечены дипломами и грамотами.

Наличие  доступа  к сети Интернет и  появление в кабинете географии оборудования нового поколения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска — позволяют использовать коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru),  интерактивные карты, обучающие программы  в учебном процессе в системе.

Электронные учебники, энциклопедии, интерактивные карты

Как учитель я постоянно использую на уроках отдельные элементы различного рода электронной продукции, демонстрирую учащимся видеоролики. Новые средства обучения в нашем кабинете это: «Экономическая и социальная география мира. 10 класс», «География. 6-10 классы», «Интерактивный курс для школьников. География. 10 класс», «Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ. География», «Репетитор по географии Кирилла и Мефодия», а также интерактивные наглядные пособия по  курсу 7-8 классов.

Создание специальных мультимедийных программ на базе стабильных учебников неизмеримо расширяет возможности успешного обучения географии.

Мультимедиа-учебник – средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов деятельности в зависимости от используемых типов программ (учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, моделирующие).

Реализованный на основе технологии  «мультимедиа»  учебный материал представлен ярко и увлекательно, в виде разнообразных способов представления  информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой. Кроме базового учебного материала, в мультимедиа-учебнике предусмотрены возможности для углубленного изучения географии по нескольким направлениям: работа с  материалами справочного раздела, выполнение практических работ   углубленного или межпредметного характера.

Другая важная функция мультимедиа-учебника – организация самостоятельной учебной деятельности, в том числе и дома.

Возможно, в  будущем электронным учебником предполагается снабдить каждый печатный учебник. По этому пути идёт издательство «Просвещение», создавая УМК «Сферы» в формате единой информационной образовательной среды.

Компьютерные технологии и повышение профессионального уровня учителя

Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации педагога. Я убеждена, что учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться сам, накапливать опыт, критически переосмысливать его, дополнять, убирать ненужное, поэтому стараюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень, изучая методическую литературу, посещая уроки коллег, методические мероприятия. В период 2007-2009 гг. прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel «Обучение для будущего», краткосрочное обучение по программе «НИТ для работников общеобразовательных учреждений», обучение на семинаре по теме «Использование образовательных Интернет-ресурсов в работе учителей-предметников».

Трудно создавать образ той или иной страны, своей малой Родины, используя лишь текст учебника с небольшим количеством иллюстраций и карт. География должна быть «живой». Мы должны учить образному мышлению,  формированию «географической картины мира». Не случайно в 1967 году Дэвид Трейклер констатировал: «Люди запоминают 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят и 50% того, что они слышат и видят одновременно». Помочь в этом смогут компьютерные технологии.