Введение
Быстрое изменение общественного устройства привело к тому, что появились слои населения, испытывающие трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям. Для некоторых состояние психологического дискомфорта является критическим. Такие люди стараются уйти из реальной действительности, прибегая к употреблению различных химических веществ (никотин, алкоголь, кофеин, наркотики и прочие вещества, изменяющие состояние человека). Решение проблем, таким образом, очень быстро закрепляется, начинает управлять жизнью человека, разрывает социальные связи и разрушает его организм.
Сегодня вкус алкоголя и других психоактивных веществ известен уже учащимся 5-6 классов. Эти вещества несут в себе такой потенциал разрушительного влияния на здоровье и судьбу каждого подростка, что сомневаться в необходимости применения решительных мер не приходиться. Наравне с тенденцией к употреблению детьми и подростками некоторых наркотических веществ продолжает нарастать тенденция к злоупотреблению молодежью алкогольными напитками. Алкоголь прочно укрепился в молодежной субкультуре. Он оказывает сильное воздействие на поступки молодых людей, становится постоянным спутником их жизни. Особенно тревожным фактором является возраст впервые пробующих алкогольные напитки и другие психоактивные вещества.
Международный и отечественный опыт превентивной работы показывает, что наиболее эффективной профилактикой злоупотребления детьми любых психоактивных веществ, является проведение не отдельных разовых бесед или лекций с учащимися, а целенаправленных и систематических мероприятий, куда непременно включаются общепсихологические аспекты и активные способы выработки практических навыков поведения в той или иной ситуации.
В рамках муниципального образовательного стандарта первичной профилактики употребления ПАВ в общеобразовательных учреждениях социальной службой нашей школы была разработана система профилактической работы по привитию здорового образа жизни, знакомства школьников с пагубным влиянием наркотических веществ на неокрепший детский организм и выработке навыков сопротивления давлению из вне. Для достижения желаемых результатов используем принципы регулярности и систематичности проведения мероприятий. интерактивных приемов работ по формированию определенных умений и навыков. Эти условия способны повысить социально-психологическую адаптацию подростков, дать им стратегию выбора позитивного жизненного пути, формировать у них установку на здоровый образ жизни.
Цель программы
Целью программы является формирование привычки сохранения здоровья.
Задачи программы
- Убедить учащихся в том, что психоактивные вещества меняют образ жизни человека, изменяют его внешний образ, лежат в основе противоправных действий несовершеннолетними что в итоге приводит на скамью подсудимых.
- Помочь подростку осознать временную перспективу жизни, осознать эмоциональную привлекательность будущего без зависимости.
- Обучать подростков необходимым знаниям и практическим навыкам по пропаганде здорового образа жизни и профилактике употребления ПАВ, учить владеть собой в сложных ситуациях.
Целевая группа программы
Данная программа комплексная и рассчитана на разные категории участников: на учащихся младшего и среднего звена школы, на их родителей и педагогов
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на весь учебный год, с дальнейшим применением отдельных моментов в жизни.
Методы реализации программы
В систему работы включено несколько направлений: это, прежде всего занятия с учащимися «Группы риска», которые проводятся 1 раз в 2 недели социальным педагогом с привлечением психолога школы, инспектора ОДН и других специалистов. Подростки в той или иной мере обсуждают свои страхи в свой компании, и выходы из трудных ситуаций ищут, исходя из своего, далеко не всегда полноценного и адекватного представления о человеке, особенностях и закономерностях функционирования его организма. Представляется целесообразным организовать такие формы работы с подростками и старшими школьниками, в рамках которых они могли бы не только друг с другом делиться собственными соображениями , но и получать дополнительную информацию о человеке и его жизни, приобретать новый, более эффективный опыт в общении с собой и друг с другом. Такого рода занятия предлагает программа О.В. Журавлева и С.П. Зуева «Путешествие во времени». Превентивную работу по предупреждению злоупотребления алкоголем предлагает программа В.Ю. Климович «Детство без алкоголя» Мы использовали материалы . этих программ для комплексных занятий. На занятиях волонтерской группы дети учатся владеть собой, развивают память. В работу с волонтерами входит познавательно-практический блок, где ребята получают необходимые знания и практические навыки по пропаганде здорового образа жизни и профилактики употребления ПАВ. С этой целью проводятся занятия по программе подготовке волонтерских групп «Школа волонтеров», тренинги по самопознанию, самопринятию, умению работать в команде, эффективному общению, владению собой в напряженных ситуациях, экскурсии, встречи с узкими специалистами. В конце учебного года учащимся этой группы предлагается создать новое волонтерское звено для превентивной работы с учащимися школы.
В систему работы входит цикл классных
часов по данной тематике, для и среднего
звена школы с использованием обученных
волонтерских групп. (Приложение
1, Приложение 2,
Приложение 3). Для
учащихся 1-2 классов с участием волонтерской
группой школы проводится классный час
«Приключение Колобка» (Приложение
4).
В систему работы обязательно входит
работа с родителями и педагогами, которая
состоит из цикла социальных гостиных и лекториев
узких специалистов по заданной тематике и
родительских собраний (Приложение
5, Приложение 6).
Социальная гостиная –
познавательно-развлекательное мероприятие,
рассчитанное на 1-1,5 часа, с использованием видео
материалов, плакатов и рекомендаций. Гости
активно участвуют в обсуждении заданных
проблем, наряду с приятным
времяпрепровождением – музыка, стихи, вокал,
чайная пауза. Участниками социальной гостиной
могут быть все желающие родители и педагоги, обязательно
приглашаются родители детей «группы риска». Нами
была проведена социальная гостиная «Дети
и пиво», которая имела хорошие отзывы
родителей. Материалы этой гостиной были
частично вынесены на классные часы в старшем
звене школы. (Приложение 7).
В планах проведение еще двух социальных
гостиных:
– вероятные причины дезадаптивных форм
поведения и поиски выхода из создавшихся
ситуаций;
– предупреждение табакокурения и
токсикомании.
Одним из направлений в работе по данной системе может так же служить и программа летнего профильного отряда при школе. В состав отряда набирались как учащиеся «Группы риска», так и волонтеры школы. Целью данного профильного отряда наряду с оздоравливанием учащихся была работа по привитию навыков здорового образа жизни и привлечению учащихся «Группы риска» к профилактической работе.(Приложение 8).
Ресурсная составляющая программы
Специалисты школы: социальный педагог школы, педагог-психолог школы, зам. директора по ВР, классные руководители.
Привлеченные специалисты: зональный инспектор ОДН, врач-нарколог, юрист.
В ходе реализации программы используются:
– помещение школы;
– мульти-медиа аппаратура;
– методическое обеспечение программы.
Ожидаемые результаты
В перспективе данной системы мы планируем
создание волонтерских групп на каждой ступени
общего образовательного маршрута. В
сотрудничестве с зональным инспектором ОДН
нашего микрорайона планируем выходы
волонтерских групп на мероприятия других
школ в районе. Планируем разработку новых
социальных гостиных с участием родительских
комитетов классов, где больше внимания будет
уделяться практическим моментам по работе с
учащимися в домашних условиях.
В результате данной системы работы мы прививаем
учащимся, и их родителям, твердое убеждение в том,
что каждый из нас при рождении получает
замечательный подарок – здоровье.
Здоровому человеку по плечу любая работа.
Здоровый человек имеет возможность радоваться
настоящей, реальной, а не искусственной жизни.
Здоровый человек часто улыбается, даря
окружающим хорошее настроение, и общаться с
таким человеком всегда приятно.
Привычка сохранять здоровье – это залог
нормальной жизни для человека.. А сформироваться
эта привычка сможет только тогда, когда сам
человек будет постоянно и регулярно
заниматься тем, что приносит ему пользу.
Литература:
- Л.Н. Анисимов. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании. М., 1988 г.
- С.В. Давыдова, О.В. Команданов. Знаю, как избежать. М., 1996 г.
- А.Н. Маюков, Я.А. Маюков. Алкоголь – шаг в пропасть. М., 2004 г.
- Г.Н. Градусова. Организация и формы волонтерской деятельности по вопросам профилактики социально значимых заболеваний. Пермь, 2001 г.
- А.В. Мальцева. Твой выбор – твое будущее, Пермь, 2003 г.
- В.И. Кожарская. Ранняя профилактика социально опасного положения в химически зависимых семьях группы риска. Пермь, 2006 г.
- И.В. Малышева. Профилактика наркомании в начальной школе. Пермь, 2001 г.
- А.В. Солодов. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9 – 12 лет. М., 2000 г.
- Методическое пособие министерства.
- О.В. Журавлев. Программа «Путешествие во времени», М. 2005 г.
- В.Ю. Климович. «Детство без алкоголя» наглядно-методическое пособие, центр «Планетариум», М 2004 г.