Детство без допинга

Разделы: Социальная педагогика


Введение

Быстрое изменение общественного устройства привело к тому, что появились слои населения, испытывающие трудности в  адаптации к новым социально-экономическим условиям. Для некоторых состояние психологического дискомфорта является критическим. Такие люди стараются уйти из реальной действительности, прибегая к употреблению различных химических веществ (никотин, алкоголь, кофеин, наркотики и прочие вещества, изменяющие состояние человека). Решение проблем, таким образом, очень быстро закрепляется, начинает управлять жизнью человека, разрывает социальные связи и разрушает его организм.

Сегодня  вкус алкоголя и других психоактивных веществ известен уже учащимся 5-6 классов. Эти вещества несут в себе такой потенциал разрушительного влияния на здоровье и судьбу каждого подростка, что сомневаться в необходимости применения решительных мер не приходиться. Наравне с  тенденцией к употреблению детьми и подростками некоторых наркотических веществ продолжает нарастать тенденция к злоупотреблению молодежью алкогольными напитками. Алкоголь прочно укрепился в  молодежной субкультуре. Он оказывает сильное воздействие на поступки молодых людей, становится постоянным спутником их жизни. Особенно тревожным фактором является возраст впервые пробующих алкогольные напитки и другие психоактивные вещества.

Международный и отечественный опыт превентивной работы показывает, что наиболее эффективной профилактикой злоупотребления детьми любых психоактивных веществ, является проведение не отдельных разовых бесед или лекций с учащимися, а целенаправленных и систематических мероприятий, куда непременно включаются общепсихологические аспекты и активные способы выработки практических навыков поведения в той или иной ситуации.

В рамках  муниципального  образовательного стандарта первичной профилактики  употребления ПАВ в общеобразовательных учреждениях социальной службой нашей школы была  разработана система профилактической работы по привитию здорового образа жизни, знакомства школьников с пагубным влиянием наркотических веществ на неокрепший детский организм и выработке навыков сопротивления давлению из вне. Для достижения желаемых результатов используем принципы регулярности и систематичности проведения мероприятий.  интерактивных приемов работ по формированию определенных умений и навыков. Эти условия способны повысить  социально-психологическую адаптацию подростков, дать им стратегию выбора позитивного жизненного пути, формировать у них установку на здоровый образ жизни.

Цель программы

Целью программы является формирование привычки сохранения здоровья.

Задачи программы

  • Убедить  учащихся в том, что психоактивные вещества меняют образ жизни человека, изменяют его внешний образ, лежат в основе противоправных действий  несовершеннолетними  что  в итоге приводит на скамью подсудимых.
  • Помочь подростку осознать временную перспективу жизни, осознать эмоциональную привлекательность  будущего без зависимости.
  • Обучать подростков необходимым знаниям и практическим навыкам по пропаганде здорового образа жизни и профилактике употребления ПАВ, учить владеть собой в сложных ситуациях.

Целевая группа программы

Данная программа  комплексная и рассчитана на разные категории участников: на учащихся  младшего и среднего звена школы, на их родителей и педагогов

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на весь учебный год, с дальнейшим применением отдельных моментов в жизни.

Методы реализации программы

В систему работы включено несколько направлений: это, прежде всего занятия  с  учащимися «Группы риска», которые проводятся 1 раз в 2 недели социальным педагогом с привлечением психолога школы, инспектора ОДН и других специалистов. Подростки в той или иной мере обсуждают свои страхи в свой компании, и выходы из трудных ситуаций ищут, исходя из своего, далеко не всегда полноценного и адекватного представления о человеке, особенностях и закономерностях функционирования его организма. Представляется  целесообразным организовать такие формы работы с подростками и старшими школьниками, в рамках которых они могли бы не только друг с другом делиться  собственными соображениями , но и получать дополнительную информацию  о человеке и его жизни, приобретать новый, более эффективный опыт  в общении с собой и друг с другом. Такого рода занятия предлагает программа О.В. Журавлева и С.П. Зуева «Путешествие во времени». Превентивную работу по предупреждению злоупотребления алкоголем предлагает программа В.Ю. Климович  «Детство без алкоголя» Мы  использовали материалы . этих программ для комплексных занятий.  На занятиях волонтерской группы дети учатся владеть собой, развивают память. В работу с волонтерами входит познавательно-практический блок, где ребята получают необходимые знания и практические навыки  по пропаганде здорового образа жизни и профилактики употребления ПАВ. С этой целью  проводятся занятия по программе подготовке волонтерских групп «Школа волонтеров», тренинги по самопознанию, самопринятию, умению работать в команде, эффективному общению, владению собой в напряженных ситуациях, экскурсии, встречи с узкими специалистами. В конце  учебного года учащимся этой группы предлагается создать новое волонтерское звено для превентивной работы с учащимися школы.

В систему работы входит цикл классных часов по данной тематике, для и  среднего звена школы с использованием обученных волонтерских групп. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3). Для учащихся 1-2 классов с участием волонтерской группой школы проводится классный час «Приключение Колобка» (Приложение 4).
В систему работы  обязательно входит работа с родителями и педагогами, которая состоит из цикла социальных гостиных и лекториев узких специалистов по заданной тематике и родительских собраний (Приложение 5, Приложение 6).

Социальная гостиная – познавательно-развлекательное мероприятие, рассчитанное на 1-1,5 часа, с использованием видео материалов, плакатов и рекомендаций. Гости активно участвуют в обсуждении заданных проблем,  наряду с приятным времяпрепровождением – музыка, стихи,  вокал, чайная пауза. Участниками социальной гостиной могут быть все желающие родители и педагоги, обязательно приглашаются родители детей «группы риска». Нами была проведена  социальная гостиная  «Дети и пиво», которая имела хорошие отзывы родителей.  Материалы этой гостиной были частично вынесены на классные часы в старшем звене школы. (Приложение 7). В планах проведение еще двух социальных гостиных:
– вероятные причины дезадаптивных форм поведения и поиски выхода из создавшихся ситуаций;
– предупреждение  табакокурения и токсикомании.

Одним из направлений в работе по данной системе может так же служить и  программа летнего профильного отряда при школе. В состав отряда набирались  как  учащиеся «Группы риска», так и волонтеры школы. Целью данного профильного отряда наряду с оздоравливанием  учащихся была  работа по привитию навыков здорового образа жизни и привлечению учащихся «Группы риска» к профилактической работе.(Приложение 8).

Ресурсная составляющая программы

Специалисты школы: социальный педагог школы, педагог-психолог школы, зам. директора по ВР, классные руководители.

Привлеченные специалисты: зональный инспектор ОДН, врач-нарколог, юрист.

В ходе реализации программы используются:
– помещение школы;
– мульти-медиа аппаратура;
– методическое обеспечение программы.

Ожидаемые результаты

В перспективе данной системы мы планируем создание волонтерских групп на каждой ступени общего образовательного маршрута. В сотрудничестве с зональным инспектором ОДН нашего микрорайона планируем выходы волонтерских групп на  мероприятия  других школ в районе.  Планируем разработку новых социальных гостиных с участием родительских комитетов классов, где больше внимания будет уделяться практическим моментам по работе с учащимися в домашних условиях.
В результате данной системы работы мы прививаем учащимся, и их родителям, твердое убеждение в том, что каждый из нас при рождении получает замечательный подарок – здоровье. Здоровому человеку по плечу любая  работа.  Здоровый человек имеет возможность радоваться настоящей, реальной, а не искусственной жизни. Здоровый человек часто улыбается, даря окружающим хорошее настроение, и общаться с таким человеком всегда приятно.
Привычка сохранять здоровье  – это залог нормальной жизни для человека.. А сформироваться эта привычка сможет только тогда, когда сам человек будет  постоянно и регулярно заниматься тем, что приносит ему пользу.

Литература:

  1. Л.Н. Анисимов. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании. М., 1988 г.
  2. С.В. Давыдова, О.В. Команданов. Знаю, как избежать. М., 1996 г.
  3. А.Н. Маюков, Я.А. Маюков. Алкоголь – шаг в пропасть. М., 2004 г.
  4. Г.Н. Градусова. Организация и формы волонтерской деятельности по вопросам профилактики социально значимых заболеваний.  Пермь, 2001 г.
  5. А.В. Мальцева. Твой выбор – твое будущее, Пермь, 2003 г.
  6. В.И. Кожарская. Ранняя  профилактика социально опасного положения  в химически зависимых семьях  группы риска. Пермь, 2006 г.
  7. И.В. Малышева. Профилактика наркомании в начальной школе. Пермь, 2001 г.
  8. А.В. Солодов. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9 – 12 лет. М., 2000 г.
  9. Методическое пособие министерства.
  10. О.В. Журавлев. Программа «Путешествие во времени», М. 2005 г.
  11. В.Ю. Климович. «Детство без алкоголя» наглядно-методическое пособие, центр «Планетариум», М 2004 г.