Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем

Разделы: Работа с дошкольниками


Лет двадцать назад об экологическом образовании дошкольников речь даже не заводили, а в настоящее время оно становится одним из важных направлений дошкольной педагогики. Это ответ на резко ухудшившиеся условия жизни на планете. Рост населения Земли, интенсивное техническое развитие и такое же интенсивное использование природных ресурсов способствуют загрязнению окружающей среды, разрушению биосферы, созданию условий, мало совместимых с жизнью человека.

Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста - это необходимость нашего времени: детям надо показывать связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрывать суть природных процессов, законы природы, гармонию и красоту.

Одним из приоритетных направлений своей деятельности считаю экологическое воспитание детей через ознакомление с родным краем. Для этого проводится большая работа по созданию развивающей экологической среды в групповой комнате. Имеется уголок экологии. Здесь расположены комнатные растения, аквариум с рыбками, живой уголок. Оборудована лаборатория, которая позволяет организовать исследовательскую деятельность детей, в том числе самостоятельную. В групповой библиотеке представлены энциклопедии, детские книги, альбомы о природе и истории Кузнецкого края. Создана зона коллекций, предназначенная для знакомства детей с различными природными объектами, в частности с полезными ископаемыми нашего Кузнецкого угольного бассейна. Представленная коллекция собрана педагогами, родителями и детьми нашей группы. Я осознаю важность целенаправленного изучения дошкольниками природы родного края: тех растений и животных, а также полезных ископаемых, которые ребенок может увидеть своими глазами.

На занятиях с детьми использую деятельностный подход. В играх и игровых упражнениях они узнают, кто такие геологи, зоологи, ботаники, экологи и исполняют соответствующие роли. В ходе занятий дети приобретают первоначальные сведения о геологическом прошлом родного края. Ведущая форма большинства занятий - поисковая. Представляю комплексное занятие на тему "Экспедиция по родному краю" в подготовительной группе.

"Экспедиция по родному краю"

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с полезным ископаемым - каменным углем (внешним видом, свойствами, применением).
  2. Систематизировать знания детей о родном крае: растениях, животных, полезных ископаемых, реках.
  3. Закрепить умение узнавать животных по следам; деревья по веткам, семенам,
    листьям, плодам; сравнивать их по внешнему виду, используя сложноподчиненные предложения.
  4. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
  5. Совершенствовать навык составления рассказа, употребляя грамматически
    правильные и логически завершенные предложения, включая практические
    знания исследовательской деятельности.
  6. Упражнять детей в графическом моделировании и решении задач на сложение.
  7. Развивать зрительную ориентировку на листе бумаги.
  8. Развивать высшие психические функции.
  9. Совершенствовать мелкую и общую моторику.
  10. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, вызвать желание у детей создать книгу "Моя Сибирь", используя разнообразные приемы рисования восковыми мелками.
  11. Воспитывать у детей умение регулировать совместную деятельность, осуществлять взаимопомощь и взаимовыручку.

Предварительная работа: цикл занятий на тему "Родной край"; знакомство с научными исследованиями ботаников, зоологов, географов, экологов; дидактические игры "Чьи следы?", "С какой ветки детки?".

Материал: звуковая открытка, бейджики с названиями специалистов, разные предметы для экспедиции (рюкзак, бинокль, фотоаппарат, аптечка, фляжка, компас, блокнот, карандаш), планкарта, природный материал, разрезные картинки со следами животных, игрушки - животные, полезные ископаемые, модель "Пирамида", лупы, ленты разные по ширине и длине (широкие длинные, узкие короткие), дощечки, мел, восковые карандаши, звукозапись "Пение птиц".

Словарная работа: каменный уголь, известняк, гранит, железная руда, экспедиция, лаборатория, эксперимент, маршрут, лиственничная ветка, тополевая ветка.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Ребята, нам пришло необычное звуковое письмо. Давайте послушаем его.

(Прослушивание звукового письма.)

  • Согласны вы, дружить с ребятами?
  • Дети, как называется край, в котором мы живем?
  • Чем знаменита и богата наша Сибирь?

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

- Сегодня постараемся выяснить, хорошо ли мы знаем свой край. Предлагаю сейчас отправиться в научную экспедицию по родному краю, чтобы лучше узнать, какими растениями, животными, птицами, полезными ископаемыми славится он.

2. Активизация знаний детей.

1. Игровое упражнение "Что возьмем с собой в экспедицию?"

- Нам нужны такие специалисты: ботаники, зоологи, географы, экологи. Кто кем хочет быть? Разделитесь на четыре группы, самостоятельно выберите опознавательные значки и необходимые для экспедиции вещи.

(Вопросы к детям о том, кем они будут и что возьмут с собой).

2. Определение маршрута экспедиции.

- Давайте определим маршрут экспедиции. Это планкарта нашего пути. Начинаем двигаться от красного флажка по стрелочкам. Следите глазами. Это Новокузнецк.

Что сначала встретится на нашем пути? (Лес). Дальше? (Пещера). Потом будет привал. А затем куда лежит наш путь? (К реке). Мы переправимся через реку, попадем на полянку и вернемся в город.

Речевка:

Раз, два - в поход идем,
Три, четыре - и поем!
Мы в Кузнецком нашем крае
Замечательно живем.

3. Дидактическое упражнение "Лесные находки".

- Куда же мы пришли, вы узнаете из загадки:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Летом-то зеленый дом,
А зимой бело кругом.

- Правильно. Мы в лесу. Будем определять, какие растения растут в нем. Это можно узнать по веткам, листьям, семенам, шишкам, плодам. Найдите две разные находки и сравните их. Обратите внимание на цвет, форму своих находок.

("Краеведы" ищут находки под звукозапись "Пение птиц").

Итак, ботаники, расскажите о своих находках.

(Дети сравнивают березовую и тополевую ветки, кедровую и лиственничную шишки, еловую и сосновую хвоинки, липовый и березовый листья, другие находки).

4. Игра " Чьи следы?".

Ребята, я вижу на земле следы каких-то животных. Зоологи, принимайтесь за работу! Определите, чьи это следы. Они разделены на части. Соберите целое из частей.
Найдите игрушку - животное, которому принадлежат эти следы.

Чьи это следы?

До свиданья, добрый лес
Полный сказок и чудес.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем!

III. Основная часть.

1. Рассматривание полезных ископаемых.

А вот и пещера! Посмотрите, здесь очень много разных камней, рассмотрите их.
Может, какие-то камни вам знакомы? Назовите. (Известняк, железная руда, гранит).

Что это такое? (Полезные ископаемые).

2. Знакомство с происхождением каменного угля с использованием модели "Пирамида".

Ребята, посмотрите какой же красивый камень! Это каменный уголь - полезное ископаемое. Как вы думаете, зачем человеку нужен каменный уголь? (Его сжигают в печках, чтобы в домах было тепло).

- А еще из каменноугольной смолы получают краски, лекарства и много других полезных вещей.

Я расскажу вам о том, как появился каменный уголь.

Давным-давно в Сибири было очень тепло. Здесь росли пышные густые леса. Деревья вырастали огромных гигантских размеров. Но с годами эти деревья и растения погибали, они падали в болота и мелкие озера. Болота и озера наполнялись сухими листьями, корой, стволами деревьев. Постепенно ветер нанес поверх этой растительной массы толстые слои песка, глины, земли. Эти слои с годами все сильнее давили на останки растений. Под их тяжестью эта масса спрессовалась, со временем затвердела и через много-много тысяч лет превратилась в каменный уголь, который я держу в руках.

3. Экспериментирование.

- А сейчас, ребята, я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Мы - исследователи, будем изучать свойства каменного угля и составим рассказ о нем. Пройдите и займите места.

* Рассмотрите каменный уголь с помощью лупы.

* Какого он цвета?

* Каков уголь на ощупь?

* Постучите угольками друг о друга. Какой слышится звук?

* Потрите камни друг о друга. Что происходит?

* Понюхайте уголь. Он пахнет?

А мне, кажется, что он пахнет землей, потому что его добывают глубоко под землей.

Замечательно потрудились, узнали много свойств каменного угля. А сейчас, все что вы узнали, объединим в рассказ.

4. Составление рассказа по плану.

Динамическая пауза "Отдых у костра".

IV. Закрепление материала.

1. Моделирование реки.

На нашем пути глубокая река. Географы, определите, как она называется? (Томь).

А сейчас вы узнаете, как рождается большая река. Это Томь. (Кладу широкую длинную полоску).

Какая по размеру наша река? (Широкая и длинная).

А это речки, впадающие в нее. (Показываю узкие короткие ленточки).

А они, какие по размеру?

Как называются речки, впадающие в Томь? (Кондома).

Нужно взять узкую короткую полоску и положить ее к реке слева. (Аналогично проводится работа с другими речками: Уса, Ускат, Мрассу, Аба, Терсь).

2. Решение задачи.

  • Сколько всего рек впадает в Томь слева? (Пять рек).
  • А справа? (Одна река).
  • Сколько всего рек впадает в Томь? (Шесть рек).
  • Как вы сосчитали?
  • Запишите решение мелками на любой дощечке, которую найдете.

Молодцы! А теперь перейдем реку по мостику.

3. Творческое рисование.

- Сегодня мы на славу потрудились! Вспомнили растения, животных, полезные ископаемые нашего края. Предлагаю вам создать книгу. Все, что есть ценное в Сибири, зарисуйте на страничках будущей книги. А потом мы её пошлем новым друзьям на Север. (Дети рисуют под музыку).

Наш край родной,
Наш отчий дом,
Нам хорошо живется в нем!
Береги наш общий дом,
Отзовется он теплом!

V. Дифференцированная оценка деятельности детей.