Алгоритм анализа работы ДОУ за учебный год (аналитический раздел)
1. Анализ состояния здоровья
Анализ состояния здоровья воспитанников. В данном разделе отмечается заболеваемость воспитанников и сотрудников в течение года, проводятся суммарные данные по групам здоровья, результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания детского организма, профиалктические мероприятия в группах, рационального питания и др. Анализируются и устанвливаются причинно-следственные зависимости по условиям, способствующих эффективному достижению результатов и условий, тормозящих достижению положительных результатов.
2. Результаты выполнения программы по всем направлениям
Вводная часть данного раздела включает в себя описание программ и технологий, по которым работал педагогический коллектив на протяжении учебного года, описание приоритетных направлений прошедшего учебного года и формы проводимой работы в ДОУ по выполнению годовых задач с детьми , с коллективом, с родителями воспитанников. Анализ уровня познавательного, социально-нравственного, художественно-эстетического и физического развития детей. По результатам анализа делаются общие выводы и определяются рекомендации по повышению уровня усвоения детьми программы.
3. Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
Раздел включает в себя результаты диагностики развития детей подготовительных групп; анализ успеваемости учеников 1-3-х классов, бывших воспитанников детского сада.
4. Работа с педагогическими кадрами
Включает результаты повышения квалификации и аттестации педагогов. Отчет воспитателей по выполнению программных задач по своей возрастной группе и заявки педагогов на методическую помощь в следующем учебном году по разделам программы. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса. Делаются общие выводы, выявляются тенденции и резервы планирования работы с кадрами.
5. Система работы с социумом
Раздел включает в себя работу с родителями; итоги анкетирования; выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями; общие выводы.
6. Итоги административно-хозяйственной работы
Оценка материально-технических и
медико-социальных условий пребывания детей в
ДОУ.
Завершается аналитический раздел
формулированием годовых задач на следующий
учебный год. Они логически вытекают из тех
проблем, которые выявились в ходе реализации
Образовательной проргаммы, Программы развития и
Годового плана в текущем учебном году. Каждая из
годовых задач требует определенной работы с
кадрами, организационно-методической работы,
построения работы с семьей.
Предлагаю опыт работы по составлению Годового плана с учетом следующих годовых задач.
Годовые задачи на 2010-2011 учебный год
1. Создать условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса в ДОУ.
2. Развивать творческие способности детей посредством формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения личности через мир искусства и художественной деятельности, мира музыки и театральной деятельности, используя современные методы и технологии.
3. Совершенствовать эффективные формы оздоровления, физического воспитания дошкольников в ДОУ и в семье через организацию оптимального двигательного режима, включая организованные формы обучения и совместную деятельность детей и взрослых в соответствии с требованиями стандарта, СанПиНом и и потребностями детей.
4. Продолжать работу по активизации творческой деятельности педагогов МАДОУ в образовательном процессе.
После формулировки годовых задач необходимо спланировать систему мероприятий, реализация которых приведет к выполнению поставленных задач.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Предлагаемая система мероприятий может включать в себя блоки:
- методическую работу;
- оснащение педагогического процесса;
- консультации;
- создание условий на участке ДОУ;
- работу в педкабинете;
- смотры, конкурсы, выставки;
- управление образовательным процессом;
- работу с родителями;
- работу с коллективом;
- работу с детьми.
В блок «Методическкая работа» входят: педагогические советы, семинары-практикумы, организация работы медико-педагогических совещаний, работа ПМПк (психолого-медико-педагогических консилиумов на уровне ДОУ).
Педагогические советы, как правило, проводятся 1 раз в квартал. Педсоветы бывают организационные или установочные и тематические ( по годовым задачам). На педсоветах обсуждаются ведущие вопросы воспитания и обучения детей, анализируются недостатки и сложности, принимаются решения для их устранения, вырабатываются единые требования, воспитатели обмениваются опытом педагогического мастерства. Темы педагогических советов и ориентировочное проведение записываются в Годовом плане. Примерно за месяц до педагогического совета намечается подробный план проведения педсовета,определяется тематика выступлений и выступающие.
Семинар-практикум требует особой подготовки, так как состоит из теоретической и практической части. Могут быть семинары-практикумы по годовым задачам. Подготовку и проведение семинара берут на себя старший воспитатель или узкие специалисты. Практическая часть может быть проведена в виде тренинга, показа различных методов и приемов работы с детьми.
Организация работы МПС (медико-педагогических совещаний) проводится 1 раз в квартал. В работе участвуют – заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели ранних групп, старшая медсестра, педагог-психолог. На данном совещании решаются вопросы по адаптации детей ясельных групп к условиям детского сада, вопросы здоровья и оздоровления детского организма. Планируется работа с детьми , с родителями по разделам комплексной программы.
В работу ПМПк выносятся вопросы коррекции детей ДОУ. Данный консилиум проводится 3 раза в год (может быть созван по мере надобности). Основная цель данного консилиума: оказания помощи детям в возрасте с 5 до 6 лет, имеющим различные нарушения устной речи (имеется логопункт). Выявление и диагностическое обследование детей, нуждающихся в коррекции. Подготовка пакета сопроводительных документов, представлений в зональное ГУБ Северное ПМПК (для воспитанников, нуждающихся в коррекционных группах).
Блок «Оснащение педагогического процесса»
В основном по данному разделу планируется работа старшего воспитателя на месяц, т.е. разрабатываются различные тематические дни, недели здоровья; опросники, анкеты для воспитателей; планы проведения «Дня открытых дверей», различного плана акций для родителей и детей; готовятся бланки диагностических инструментариев по определению уровня подготовленности детей по разделам программы и т.д.
Блок «Консультации»
По каждой годовой задаче необходимы 1-2 консультации. Кроме того планируются консультации по всем направлениям работы ДОУ. Ответственными может быть как старший воспитатель, так и узкие специалисты и воспитатели. Консультации могут проведены на методических часах, на все консультации, проводимые специалистами или воспитателями, пишется письменно отзыв (удобно для составления портфолио педагога, темы консультаций обычно подбираются с учетом тем ППО – передового педагогического опыта педагога). В бланке отзыва фиксируется дата проведения консультации, ФИО педагога, тема и краткий отзыв на проведенную консультацию.
Блок «Создание условий на участке ДОУ»
Данный блок в Годовом плане включает сезонную работу, проводимую на территории детского сада, с целью благоустройства, озеленения участков групп, огорода, сада, площадок, клумб.
Блок «Работа в педкабинете»
Включена работа по организации выставок методической литературы по разделам программы, составления картотеки, классификации методического матерала и т.д.
Блок «Смотры, конкурсы, выставки»
В данном блоке планируются выставки детских
рисунков, посвященных разным временам года или
календарным праздникам. Смотры-конкурсы (Приложение 11) методического
плана
(например, смотр-конкурс "На лучший
театральный уголок", " Лучший физкультурный
уголок в группе" и др).
Блок «Управление образовательным процессом»
В данном разделе планируются проверки по организации образовательного процесса в группах ДОУ. Виды контроля бывают разные – оперативный, тематический, предупредительный, фронтальный, сравнительный и др. Старшим воспитателем планируется деятельность по разработке циклограммы контроля, которая разрабатывается в начале учебного года и отображает все виды контроля по различным разделам программы. (Приложение 10)
Блок «Работа с родителями»
В данном блоке планируются следующие мероприятия:
- общие родительские собрания (3 раза в год);
- групповые родительские собрания (3 раза в год);
- приглашение специалистов ( врачей, страховых агентов, учителей из школы);
- работа школы "Расти здоровым, малыш";
- информационные листы, стенды, папки, консультации;
- проведение дней открытых дверей,благотворительных акций;
- показ открытых занятий;
- проведение конкурсов, соревнований с участием родителей, праздничных мероприятий.
Блок «Работа с коллективом»
В данном разделе планируется работа с коллективом, проведение инструктажей по технике безопасности,пожарной безопасности, учения, общие производственные собрания. Организация оздоровительных мероприятий – работа "Кредо-фитнес".
Блок «Работа с детьми»
В данном блоке освещается работа с детьми, а именно, участие детей в конкурсах , выставках,открытых занятиях. Организация праздичных мероприятий для детей, приглашение театров города.
Данный годовой план может быть использован в работе ДОУ с учетом региональных особеностей и годовых задач, выбранных коллективом.